Психологический портрет личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:04, реферат

Описание работы

В системе менеджмента личность выступает как объект и субъект управления, кроме, конечно, исполнителей низшего уровня, которые являются только объектами управления. При формировании коллективов и организации их функци нирования весьма важно изучить работника как личность, его потребности и мотивы

Работа содержит 1 файл

Психологический портрет личности.docx

— 37.41 Кб (Скачать)

Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа характерна длительная задержка сильных чувств (аффектов): ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и  вспыхивать с перво ачальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающая личность переживает также достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распрос  раненными «идеями», темами застревания  являются ревность, прес едование и  месть. Эти люди могут сказать  о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

У возбудимы  личностей также, как удемон тративных  и застревающих, часто конст тируется весьма неровное течение жизни. Однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто  высказывают недовольство, проявляют  раздраж тельность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Способности. Способность  в психологии рассм тривается  как особое свойство психо огической  функц ональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Колич ственные параметры проду  тивности системы: точность, надежность (устойчивость) и скорость функционирования. Способности измеряются путем решения  задач опре еленного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.

В качестве способностей могут выступать свойства индивида и отношения личности. К свойствам  индивида относится развитость системы  познавательной, эмоц ональной и волевой  деятельности. Отношения личности включают увлеченность, сознание долга, интерес (т. е. напра ленность личности). Уровень  способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес  этим заниматься.

Способности подра  деляются на общие и специальные. Общие способности могут предо  ределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они связаны  с развитием интеллекта и особенностей личности, к которым относятся:

•  готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;

•  черты характера — внимательность, собранность, целенапр вленность и наблюдательность;

•  наличие творческого мышления, гибкость ума, умение ориен ироваться в сложных ситуациях, адаптивность и высокая проду тивность умственной деятельности.

Общая способность  выступает как социально-психо  огическая основа развития специальных  способностей к опре еленному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, препода ательской и др.

Направленность. В основе напра ленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения и удовл творения потребностей. Напра ленность бывает на задачу, общение  или на самого себя. Одного человека может устроить удовл творение только физио огических потребностей и  обеспечение безопасности существования. Для других, кроме этих потребностей, весьма важно удовл творение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога  заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной напра  ленности ее мотивов.

Интеллектуальность. Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект  как тип поведения человека —  «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в  ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с  ними. В этом понимании выделяются два основных компонента: интеллект  как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции  поведения на основе этого познания.

Интеллект —  это система психических процессов, обесп чивающих реализацию способности  человека оценивать ситуацию, принимать  решение и в соответствии с  этим регулировать свое поведение. Интеллект  особенно важен в нест ндартных ситуациях  как способ обучения человека всему  новому. Французский психолог Ж. Пиаже  считал одной из самых важных функций  интеллекта взаим действие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориен ироваться в  условиях и соотв тственно строить  свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — присп собление ситуации через изменение условий к человеку, его индив дуальному стилю умственной деятельности и аккомодация — присп собление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления. Интеллект можно определить также как общую способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функц онировать в окружающей среде1.

В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и  невербального. Под общим интеллектом  понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обесп чивающих в совокупности успешность любой деятельности. Вербальный интеллект  — интегральное образование, функци нирование которого осуще твляется в словесно-логической форме с  опорой преим щественно на знания. Невербальный интеллект — интегральное образование, функци нирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и простр нственные представления.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профес иональной деятельности и индив  дуальных особенностей. Кроме познавательного, существует интеллект профес иональный  и социальный (умение решать проблемы межл чностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект  — это познание плюс действие. Поэтому  необходимо не только развивать все  виды интеллекта, но и уметь реал зовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.

Эмоциональность. Со времен Платона вся психическая  жизнь делится на три относительно самос оятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются  нам, эмоции же всегда возникают и  проявляются помимо нашей воли и  желания. Эмоции отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнеде тельности  человека в виде переживаний. В этом их субъе тивность и непроизвольность.

Под умением  управлять эмоциями чаще всего подра  умевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или  принимают защитную форму агрессии. Управлять эмоциями необходимо, во-первых, для сохранения здоровья, во-вторых, для удовл творения честолюбия.

Все эмоц ональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния. Наиболее мощная эмоц ональная реакция — аффект. Он захватывает  человека целиком и подчиняет  его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в  результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но главным образом на предп  лагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства — устойчивые эмоц ональные состояния, имеющие четко  выраженный предметный характер. Это  отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Настроения —  наиболее длительные эмоц ональные состояния. Это тот фон, на котором протекают  все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку  принятия или непринятия мира. Прев лирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс —  неспе ифическая реакция организма  в ответ на неожиданную и напряженную  обстановку. Это физио огическая  реакция, которая выражается в мобилизации  резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в  ответ на любое небла оприятное  воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т. д.

Общительность. Общение—это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаим действия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индив дуальные особенности  всех участников этого процесса. Общение  имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы и фазы.

Наиболее  очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это сема тическая (смысловая) сторона общения. Эта  передача влияет на поведение человека, его действия и поступки, состояние  и органи ованность его внутреннего  мира. В целом можно выделить инфор  ационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции  общения, функцию обмена эмоци нальными и вообще психическими состояниями.

Средства общения  бывают вербальными (речь в разных формах) и неве бальными (пантомимика, мимика, жесты и др.). Виды общения: общение  двоих (диалог), общение в малой  группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Пере исленные виды общения относятся  к непосре ственному общению. Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсор-ный (ощущения своего тела). Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель  — ученик, продавец - покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с одно торонним доверием, например, пациент  доверяет врачу). Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, моти-вационный зондаж, поддержание  внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.

Самооценка. На основе самопознания у человека выраб  тывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психо  огических качеств и поступков, жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места  среди других людей. Самооценка может  быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).  

Информация о работе Психологический портрет личности