Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:04, реферат
В системе менеджмента личность выступает как объект и субъект управления, кроме, конечно, исполнителей низшего уровня, которые являются только объектами управления. При формировании коллективов и организации их функци нирования весьма важно изучить работника как личность, его потребности и мотивы
Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа характерна длительная задержка сильных чувств (аффектов): ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с перво ачальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающая личность переживает также достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распрос раненными «идеями», темами застревания являются ревность, прес едование и месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».
У возбудимы
личностей также, как удемон тративных
и застревающих, часто конст тируется
весьма неровное течение жизни. Однако
не потому, что они постоянно избегают
трудностей, а потому, что часто
высказывают недовольство, проявляют
раздраж тельность и склонность
к импульсивным поступкам, не утруждая
себя взвешиванием последствий. Неумение
управлять собой ведет к
Способности. Способность в психологии рассм тривается как особое свойство психо огической функц ональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Колич ственные параметры проду тивности системы: точность, надежность (устойчивость) и скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач опре еленного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.
В качестве способностей могут выступать свойства индивида и отношения личности. К свойствам индивида относится развитость системы познавательной, эмоц ональной и волевой деятельности. Отношения личности включают увлеченность, сознание долга, интерес (т. е. напра ленность личности). Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.
Способности подра деляются на общие и специальные. Общие способности могут предо ределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они связаны с развитием интеллекта и особенностей личности, к которым относятся:
• готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;
• черты характера — внимательность, собранность, целенапр вленность и наблюдательность;
• наличие творческого мышления, гибкость ума, умение ориен ироваться в сложных ситуациях, адаптивность и высокая проду тивность умственной деятельности.
Общая способность выступает как социально-психо огическая основа развития специальных способностей к опре еленному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, препода ательской и др.
Направленность.
В основе напра ленности личности
лежит мотивация ее деятельности,
поведения и удовл творения потребностей.
Напра ленность бывает на задачу, общение
или на самого себя. Одного человека
может устроить удовл творение только
физио огических потребностей и
обеспечение безопасности существования.
Для других, кроме этих потребностей,
весьма важно удовл творение социальных
потребностей и потребностей в самовыражении,
реализации творческих способностей.
Задача менеджера и психолога
заключается в выявлении
Интеллектуальность.
Известный советский психолог С.
Л. Рубинштейн рассматривал интеллект
как тип поведения человека —
«умное поведение». Ядро интеллекта составляет
способность человека выделить в
ситуации существенные свойства и привести
свое поведение в соответствие с
ними. В этом понимании выделяются
два основных компонента: интеллект
как способность познавать
Интеллект —
это система психических
В психологии существует
понятие общего интеллекта и двух
его подструктур: вербального и
невербального. Под общим интеллектом
понимается сложное интегральное качество,
определенный синтез свойств психики,
обесп чивающих в совокупности успешность
любой деятельности. Вербальный интеллект
— интегральное образование, функци
нирование которого осуще твляется
в словесно-логической форме с
опорой преим щественно на знания.
Невербальный интеллект — интегральное
образование, функци нирование которого
связано с развитием наглядно-
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профес иональной деятельности и индив дуальных особенностей. Кроме познавательного, существует интеллект профес иональный и социальный (умение решать проблемы межл чностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому необходимо не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реал зовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.
Эмоциональность. Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самос оятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и проявляются помимо нашей воли и желания. Эмоции отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнеде тельности человека в виде переживаний. В этом их субъе тивность и непроизвольность.
Под умением управлять эмоциями чаще всего подра умевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии. Управлять эмоциями необходимо, во-первых, для сохранения здоровья, во-вторых, для удовл творения честолюбия.
Все эмоц ональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния. Наиболее мощная эмоц ональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.
Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но главным образом на предп лагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.
Чувства — устойчивые эмоц ональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).
Настроения —
наиболее длительные эмоц ональные состояния.
Это тот фон, на котором протекают
все остальные психические
Стресс —
неспе ифическая реакция
Общительность. Общение—это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаим действия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индив дуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы и фазы.
Наиболее
очевидной функцией общения является
передача каких-то сведений, какого-то
содержания и смысла. Это сема тическая
(смысловая) сторона общения. Эта
передача влияет на поведение человека,
его действия и поступки, состояние
и органи ованность его внутреннего
мира. В целом можно выделить инфор
ационную (получение сведений), познавательную,
управляющую и развивающую
Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и неве бальными (пантомимика, мимика, жесты и др.). Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Пере исленные виды общения относятся к непосре ственному общению. Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсор-ный (ощущения своего тела). Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец - покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с одно торонним доверием, например, пациент доверяет врачу). Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, моти-вационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.
Самооценка. На
основе самопознания у человека выраб
тывается определенное эмоционально-ценностное
отношение к себе, которое выражается
в самооценке. Самооценка предполагает
оценку своих способностей, психо
огических качеств и поступков,
жизненных целей и возможностей
их достижения, а также своего места
среди других людей. Самооценка может
быть заниженной, завышенной и адекватной
(нормальной).