Психологический портрет личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:04, реферат

Описание работы

В системе менеджмента личность выступает как объект и субъект управления, кроме, конечно, исполнителей низшего уровня, которые являются только объектами управления. При формировании коллективов и организации их функци нирования весьма важно изучить работника как личность, его потребности и мотивы

Работа содержит 1 файл

Психологический портрет личности.docx

— 37.41 Кб (Скачать)

Психологический портрет личности

В системе менеджмента  личность выступает как объект и  субъект управления, кроме, конечно, исполнителей низшего уровня, которые  являются только объектами управления. При формировании коллективов и  организации их функци нирования  весьма важно изучить работника  как личность, его потребности  и мотивы. Поэтому знание методов  убеждения, основанных на психологии и  социологии личности, поможет менеджерам повысить надежность и эффе тивность управления.

Психологи рекомендуют  при руководстве людьми приде  живаться некоторых психологическихправил1:

1)  поддержание у подчиненных чувства самоуважения. Сначала нужно похвалить подчиненного и только потом — давать указания по улучшению работы;

2)  внимание проблемам, а не личностям;

3)  активное испо ьзование методов подкрепления поло ительных реакций на желательные действия или отри ательных — на нежелательные. На изменение поведения людей реагировать нужно сразу же, ибо отсроченная реакция вызывает лишнюю путаницу;

4)  выдвижение ясных требований, поддержание постоянного контакта с людьми, прочных обратных связей.

Основываясь на этих принципах, менеджер должен добиваться от подчиненных желаемых результатов:

•  наводить на мысли тех, кто нуждается лишь в подсказке;

•  давать советы тем, кто нуждается в том, чтобы их постоянно наставляли, консу ьтировали и побуждали к действиям;

•  давать прямые указания, напоминать о необ одимости действовать несообр зительным и нерасторопным;

•  в катег рической форме приказывать, настойчиво требовать исполнения от тех, кто пренебрегает советами, указаниями и рекомендациями;

•  увольнять, если нет другого средства заставить людей подчиняться, и, наоборот, поощрять за добро овестное выполнение всех указаний руководителя.

Как и с кем  работать — во многом зависит от особенностей характера людей, не только подчиненных, но и руководителей. Этот момент менеджер обязательно должен учитывать.

На современном  этапе развития менеджмента определение  психол гического портрета личности является одним из самых сложных  и важных вопросов, решение которого позволит повысить эффе тивность управления персоналом. Основной идеей психологии управления является постулат, что  плохо относиться к человеку —  невыгодно. При решении проблем  управления персоналом следует учитывать, что люди по-разному приспос бливаются  к жизненным условиям. По способности  адапт роваться можно выделить три  типа людей: 1) с ориентацией на текущий  момент и легкой приспосабл ваемостью к обстановке; 2) с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями; 3) с ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо присп собленных к иера хической структуре. Первый тип людей эффективнее работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генератора идей.

Каждому менеджеру  важно уметь раскрывать свои внутренние психо огические резервы. Для  этого нужно научиться познавать  себя и других людей, выявлять темперамент, характер, напра ленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоц ональное поведение  в напряженных ситуациях и  межл чностных отношениях, деловые  качества. - На основе оценки свойств  личности можно составить ее психо  огический портрет, состоящий из следующих компонентов:

•  темперамент;

•  характер;

•  способности;

•  направленность;

•  интеллектуальность;

•  эмоциональность;

•  волевые качества;

•  общительность;

•  самооценка;

•  уровень самоконтроля;

•  способность к групповому взаимодействию.

Развитие индиви уальности человека продолжается всю  жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта  воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. Соверше ствование и изменение  прогр ммирующих свойств личности обеспечивают ей полноценную, плодотворную длительную творческую деятельность и  оказывают влияние на изменения  некоторых базовых качеств, в  частности, характера. Усиление интереса к профессии ведет к интен  ификации интелл ктуальной деятельности, повышению мотивации, а развитие интеллекта — к поиску новых целей  этой деятельности, формированию настойчивости, целеустремленности. Рассмотрим вкратце  основные компоненты, харак еризующие  психо огический портрет личности.

Темперамент. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни люди быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоц ональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно  выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Родон чальником  учения о темпераменте является древ еримский врач Гиппократ (V в. до н. э.), который  считал, что в теле человека имеются  четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились  до наших дней: холерический происходит от слова «желчь», сангв нический — от слова «кровь», флегм тический — «слизь» и мелан олический  — «черная желчь». Прео ладанием той или иной жидкости Гиппократ  и объяснял выраженность опре еленного типа темперамента у конкретного  человека.

В современной  психологии под темп раментом понимают динамические особенности психики  человека, т. е. только темп, ритм и инте сивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент  нельзя определить словом «хороший»  или «плохой». Темперамент является биол гическим фундаментом личности, т. е. основан на свойствах нервной  системы и связан со строением  тела человека, обменом веществ в  организме. Черты темперамента являются врожденными, поэтому чрезвычайно  плохо поддаются изменению. Темперамент  определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменение, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Различают следующие  типы темперамента:

1) сангвиник  — это обладатель сильного  типа нервной системы (т. е.  нервные процессы обладают силой  и продолжительностью), уравновешенного,  подвижного (возбуждение легко сменяется  торможением, и наоборот);

3) флегматик  — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом  нервной системы;

А)меланхолик —  со слабым неурав овешенным типом  нервной системы. К пред тавителю каждого типа темперамента нужно  найти свой подход, исходя из определенных психо огических принципов.

1.  «Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы, как жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общи ельность и известные минусы (склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщ тельность и ненадежность). Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное. Поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

2.  «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику, который опирается на испо ьзование его плюсов (энергичность, увлеченность, страстность, подвижность и целеустремленность) и нейт ализацию минусов (вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость и конфликтность). Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

3.  «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему как плюсы (устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, само бладание и надежность), так и минусы (медлительность, безразличие, «толстокожесть» и сухость). Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индив дуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

4.  «Не навреди». Это девиз меланхолика, который харак еризуется такими плюсами, как высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжел тельность и способность к сочувствию, и, конечно, минусами: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость и застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

В действ тельности  трудно встретить человека, полностью  отвечающего опре еленному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них. Представляют практический интерес  общепринятые свойства различных темпераментов, предс авленные в табл. 11.1.

 
Чисто формально, без учета специфики  каждой индивидуальности, при организации  рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче  всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику  — с флегматиком. Если вы чувст  ительный меланхолик, значит вы прекрасный друг. Если вы флегматик, то за вами «как за каменной стеной» могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны. Если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как  вы хорошо умеете ставить цели и  добиваться их достижения. Ну а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит  теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в жизни.

Характер (от греч. — чеканка, отпечаток) есть совокупность устойчивых индив дуальных особенностей личности, склад вающихся и проя ляющихся в деятельности и общении, обусл вливающих типичные для  нее способы поведения. Те особенности  личности, которые относятся к  характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные  проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре  характера выделяют четыре группы черт, выражающие отношение личности к  определенной стороне деятельности:

•  к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, доброс вестность в работе, ответственность, иници тивность и наст йчивость и против положные черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

•  к другимлюдям, коллективу и обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение и коллективизм или замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение и индивидуализм);

•  к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и проти оположные черты — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость и эгоцентризм);

•  к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или скупость и т. п.).

Стержнем сформир  вавшегося характера являются морально-волевые  качества личности. Человек с сильной  волей отличается опред ленностью  намерений и поступков, большей  самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отожд ствляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей. Французский философ Ф. Ларошфуко писал в своих знаменитых «Максимах»: «Нет ничего бесцветнее, чем характер бесха актерного человека».

Выделяют четыре типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый1. Демон тративный характер получил свое название из-за способности людей подобного типа чрезмерно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — неадекватно ситуации. У демон тративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демон тративной личности отличается от сознательной лжи притв ряющегося человека. Человек не притворяется, а дейс вительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демон тративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая арти тичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы, в которые перев площается демон тративная личность, — невинная жертва, человек, которого не оценили, злоу отребили его доверием, использовали его редкие душевные и интелл ктуальные качества и пр.; либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке. При поло ительном социальном развитии демон тративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником благодаря умению вжиться в образ, понять другого человека.

Противоп ложностью  демонс ративному является педантичный  характер. Если демон тративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания  сведен к минимуму, то педантичная  личность долго колеблется и принимает  решения после тщательного обдумывания. Негативными чертами такого характера  могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что  вызывает необ одимость постоянно проверять  и пере роверять свои действия (выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр.), если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства  являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может  выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном  здоровье, избегание эксцессов —  словом, весь комплекс черт, которых  демон тративной личности явно не хватает.

Информация о работе Психологический портрет личности