Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:52, доклад
Семья - родители (законные представители) и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общее хозяйство[1].
Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы
-Указание. Социальный работник,
педагог или психолог
Следует отметить, что социальная работа с неполными семьями не должна ограничивается только лишь вниманием к их дезадаптированным представителям. Даже если неполная семья относительно гармонична и достаточно хорошо справляется со своими основными функциями, она все равно нуждается время от времени в социальной и психологической поддержке.
При этом, конечно, любая семья
может столкнуться и с
Развод или преждевременная
смерть одного из супругов
являются одними из самых
Чтобы преодолеть это стрессовое состояние, требуется приложить немало усилий. Специалисты считают, что в идеале для преодоления стресса после развода или преждевременной смерти одного из супругов все оставшиеся члены ставшей теперь неполной семьи – взрослые, и дети - должны решить для себя следующие задачи:
1) пережить утрату семьи как целого;
2) принять долю своего участия в распаде семьи;
3) восстановить социальные связи;
4) внести свою лепту
в перестройку родительско-
В результате этих
взаимных и согласованных
прежние правила, возникнуть новые паттерны взаимодействий, способствующие преодолению кризисного состояния и началу формирования новых семейных стратегий.
Все эти, простые
на первый взгляд, действия могут
помочь ставшим неполными
Нежелание принять наступившие изменения - это и есть самая главная психологическая ловушка, стоящая перед ставшими по воле случая или судьбы неполными семьями. Попавшие в нее матери (отцы) обречены на последующие ошибки в воспитании детей, установлении и поддержании с ними интеллектуального и эмоционального контакта.
Одним из наиболее
эффективных методов
Обследование семьи должно включать в себя получение картины о сильных и слабых сторонах семьи, областях эффективного функционирования и дисфункциональных областях, а также поиск происхождения рассматриваемой проблемы. С целью выявления дисфункциональных областей используется наблюдение за паттернами взаимодействия членов семьи между собой, а также за взаимодействием семьи с внешним миром.
В процессе семейной социальной терапии выделают 4 этапа:
1. Присоединение социального работника или психолога к семье.
2. Постановка целей.
3. Реконструкция семейных взаимоотношений.
4. Завершение семейной социальной терапии.
Задача специалиста
на первом этапе – объединение
с семьей. Технический прием,
На втором этапе задача специалиста – выявление правил и системы убеждений семьи, с помощью которых происходит регуляция семейных отношений. Для успешности семейной терапии необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами и специалистом. Поэтому важной задачей на данном этапе работы является совместное формулирование психологического запроса, перевод манипулятивного запроса («Сделайте так, чтобы мой ребенок стал другим») на уровень осознавания истинных проблем в семье. В этот момент важно перевести психологическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и сейчас». Исследуются цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых они хотят достигнуть в ходе терапии. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формулированию целей семьи как единого психологического организма.
Не менее важной задачей специалиста на этом этапе явления дисфункциональных шаблонов поведения семьи, а также -
существующих правил и семейных убеждений, которые мешают оптимальным взаимоотношениям.
Критерием оценки того,
что семья готова работать
со своими неосознаваемыми
Используемые приемы: рассаживание членов семьи по-другому, разъединение различных членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка других.
Актуализация и
- разыгрывания ролевых ситуаций;
- построения семейной скульптуры;
- рисования семейного рисунка;
- видеотехник;
- переформулирования проблемы (рефрейминг).
Эффективен также метод «домашних заданий». Домашние задания можно разделить на 3 вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Цель этих заданий:
- изменение поведения членов семьи;
- придание дополнительного
стимула к построению
- изучение реакций членов
семьи при выполнении ими
- осуществление социальным
работником поддержки членов
семьи, так как во время
Работа специалиста на этом этапе способствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем. -
Например, если раньше
мать и ребенок большую часть
времени занимались обвинением
друг друга, то в процессе
семейной терапии произойдет
их переориентация на
Наконец, четвертый этап – это завершение терапии. Об его наступлении свидетельствует согласие членов семьи о том, что сформулированные цели терапии достигнуты. Основная задача при этом – взаимное отсоединение семьи и специалиста друг от друга.
Информация о работе Психологический подход к многодетным семьям