Психологический подход к многодетным семьям

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:52, доклад

Описание работы

Семья - родители (законные представители) и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общее хозяйство[1].
Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы

Работа содержит 1 файл

семинар.docx

— 39.08 Кб (Скачать)

 Общее направление  социальной работы с многодетными  семьями

Работа с семьей - наиболее традиционная из всех форм социальной работы. И все еще она играет доминантную роль и в обучении, и в практике. Ее часто критикуют  в связи с защитой ребенка, но поддержка семьи также часто  входит в программу работы с условно  освобожденными и по предоставлению услуг пожилым и людям с  ограниченными возможностями. Существуют некоторые сложности в осуществлении  деятельности социального работника  по поводу учета интереса семьи[16].

В семье находят отражение  все социальные проблемы, характерные  для современного общества, поэтому  к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Применительно к семьям различных  категорий: неполных, многодетных, малообеспеченных, асоциальных - используются различные  технологии социальной работы.

Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи  как социального института в  целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно  разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное  удаление из семьи детей, находящихся  в опасности или оставленных  без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и ее членов.

Опыт применения технологий социальной работы свидетельствует  об определенной специфике их использования. В ряде случаев некоторые технологические  процедуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная диагностика предшествует проведению многих других технологических  действий (адаптации, коррекции, терапии  и др.), а социальная адаптация  порой переходит в реабилитацию.

Социальная диагностика

Среди различных технологий социальной работы с многодетной  семьей особое место отводится социальной диагностике. Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики  включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных  методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.[17]

Общая схема социальной диагностики  включает в себя ряд этапов:

- предварительное ознакомление  с объектом, которое предполагает  получение достоверного представления  о предмете изучения, определение  его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения  и совершенствования;

- проведение общей диагностики,  т.е. постановка задач, выделение  состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных)  параметров ситуаций, выбор методов  диагностирования;

- проведение специальной  диагностики по каждой из взятых  для углубленного исследования  проблем, измерение и анализ  всех необходимых показателей; 

- построение выводов, на  основе которых делается заключение[18].

Выявленные в ходе общей  и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка  полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими  работниками, занятыми в той или  иной социальной сфере. Определение  диагноза - заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных  или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций  в исследованном социальном объекте  или явлении.

Применительно к многодетным  семьям технология социальной диагностики  имеет очень важное значение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждой конкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы с данной категорией семей[19]. Ha основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального  диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение  результатов обследования обязательно  требуется согласие родителей или  заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как  минимум, валидными (достоверными) и  надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует  предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным  или непредсказуемым последствиям.

С социальной диагностики  состояния членов семьи должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального  работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.[20]

 

Неполная семья 

Неполная семья – это семья, где нет одного из родителей. Чаще всего встречаются ситуации, когда в семье нет отца. Обычно это становится некой проблемой в возрасте с 3 лет т. к. именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, или активнее общаются со сверстниками и начинают замечать, что в других семьях есть папа. Рано или поздно матери задаётся вопрос: где наш папа или почему у нас нет папы. Нельзя точно дать рекомендации, когда нужно говорить ребёнку правду, это конечно зависит от всей ситуации в целом, одно можно сказать точно, что, отвечая на вопрос ребёнка нужно избегать сильного негатива или слишком резких или грубых замечаний в сторону отца ребёнка. Конечно, дети из неполной семьи могут вырасти немного более стеснительными, ранимыми, чем дети из полной семьи, но обычно это бывает в случае слишком сложном эмоциональном состоянии матери. Мать, которая уверена, что справится с задачей воспитания своего ребёнка, которая поддерживает и во всём старается понять своего малыша, и не теряет своего душевного равновесия, сможет вырастить замечательного сына или дочь.

Особенно актуальная проблема – это появление нового папы. Если ребёнок ещё очень маленький, то этот период не является чем-то сложным  для малыша. Если папа появляется в  более сознательном возрасте ребёнка, то он может отреагировать по-разному. В 3 года период знакомства с новым  членом семьи может протекать  более или менее спокойно, но в  возрасте от 6 лет, когда ребёнок  уже привык жить только с мамой  вдвоем, он может начинать протестовать. Родители должны понимать, что малыш  не относится негативно к конкретному  человеку, хоть это и кажется так, а под его отрицательными эмоциями часто скрывается страх, что теперь всё будет иначе, а значит плохо. Ребёнок начинает бояться, что его  мама начнёт любить его меньше, будет  больше проводить времени с этим незнакомым человеком и т. д. В  такой ситуации понимание и терпение следует проявить как матери, так  и новому отцу. Проводите больше времени все вместе, говорите, как  вы его любите, объясняйте что в  новой сложившейся ситуации нет  ничего плохого и т. д. Такая же сложная ситуация и у тех семей, где появляется новая мама. Многие женщины уверены в том, что всегда смогут найти общий язык с ребёнком своего мужчины, но часто сталкиваются с совсем противоположной ситуацией, оказываясь к этому совершенно не готовы. Тут стоит дать один совет, женщина, входящая в новый дом пытается как-то поменять то, что она считает теперь своим, в том числе и «правильно» воспитать теперь уже и её детей, но это является заблуждением. Попытки переделать тот уклад, который уже сформировался и без Вас может привести к печальным последствиям. В начале необходимо наладить хорошие и доверительные отношения с ребёнком, а уже потом осторожно направлять его. Женщина может столкнуться с особой сильной ревностью, если у мужчины есть дочь. Здесь важно особенно постепенно налаживать взаимопонимание. Не старайтесь давить, угрожать или ругать ребёнка, это ни к чему не приведёт и только усложнит ситуацию.

Если ребёнок столкнулся с разводом родителей, и хорошо помнит своего отца или мать, здесь могут  возникнуть дополнительные проблемы, такие как сравнения нового члена  семьи. Высказывания вслух сравнительных  фраз, которые конечно всегда будут  не в пользу нового отца или матери, могут вывести из равновесия, но этого никогда нельзя допускать. Наоборот, стоит подробнее расспросить  ребёнка о тех хороших качествах, которые он помнит о своём родителе и возможно даже что-то воспроизвести.

Если отец (мать) ребёнка, не смотря на то, что он живёт не в  семье, принимает активное участие  в воспитании своего малыша, в этом случае ребёнку нужно объяснить, что у него всегда будет тот  единственный настоящий отец (мать), а Вы не претендуете на это место, и лишь хотите быть рядом с ребёнком, помогать ему, общаться и т. д.

Только терпение и понимание  чувств ребёнка поможет Вам создать  настоящею счастливую семью!

Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями

 

В зависимости от характера  семейных проблем, их сложности, остроты  или запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные формы и методы социальной работы. Это, и индивидуальная, и  групповая (клубная) социальная работа, работа в рамках семейного консультирования (семейной терапии) и социального  патронажа, работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно.

 В случае, если неполная семья попала в поле зрения социальной службы из-за проблем, связанных с девиантным поведением ребенка (плохая успеваемость в школе, приводы в детскую комнату милиции, подозрения на употребление наркотиков и т.п.), усилия социальной службы направляются, прежде всего, на проведение социальной работы с неполной семьей в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты социальной службы проводят обследование неполной семьи и по ее результатам разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего.

 Разработка и проведение  индивидуальной программы реабилитации  ребенка из неполной семьи  включает в себя диагностику  семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной  сети подростка, обязательный  анализ его медико-социального и психологического статуса, определение степени развития его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. На основе данных, полученных в ходе этой комплексной диагностики, составляется индивидуальная программа работы с ребенком, включающая меры по разрешению школьных проблем ребенка, вовлечению его в более благоприятное социальное окружение, разрешению его психологических проблем, содействие в преодолении у него девиантных наклонностей.

 При сборе информации  о ребенке во внешней среде  (в школе, среди соседей и  пр.) должны проявиться особые  профессиональные качества социального  работника: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать  ситуацию и делать выводы [6; 57]. При общении с лицами, способными  дать необходимую информацию, необходимо  соблюдать особенный такт: не  дать повода соседям, учителям  или др. собеседникам для лишних  сплетен [15; 191].

Специалисту следует разобраться, не является ли девиантное поведение ребенка демонстративным, с подсознательной целью привлечь к себе внимание взрослых и тем самым компенсировать недостающее ему внимание.

Параллельно с этими мероприятиями  должна быть осуществлена социальная и психологическая диагностика  семейной ситуации ребенка. В нее  должны быть включены мероприятия по обследованию условий проживания ребенка  в семье, а также должно быть проведено

собеседование с его матерью (отцом) с целью выявления существующих в семье экономических, жилищных, бытовых, педагогических, психологических, проблем с трудоустройством и т.п.

 Следует отметить, что  сбор информации об образе  жизни семьи сопряжен со значительными  трудностями, связанными с необходимостью  контактов с семьей для получения  данных о ее ценностных ориентациях,  духовных потребностях, нравственных  принципах. 

 При проведении собеседования  с родителем ребенка социальный  работник должен преследовать  главную цель: выявить проблемные  зоны в жизнедеятельности неполной  семьи, коррекция которых может  помочь ребенку и семье в  целом выйти из трудной жизненной ситуации. В процессе последующей коррекции, в зависимости от того, командой или единственным специалистом совместно с членами семьи принимаются решения, выделяются следующие подходы к выбору используемых средств и методов:

- Согласие. Специалист принимает  условия, поставленные семьей, безоговорочно,  в отсутствие всякой критики,  ничего, не подвергая сомнению, то  есть, следуя принципу «клиент  всегда прав». Данный подход  малоэффективен, когда речь идет  о кризисном состоянии семьи  и осуществлении ее патронирования. Однако его использование целесообразно на начальных этапах работы, при наличии острого, почти стрессового состояния в целях имитации согласия с противоречивыми объектами.

- Соглашение. У семьи узнают, чего бы она хотела «на выходе»,  договариваются о характере желаемого результата и необходимых -совместных действиях. Подход называется договорным или контрактным, хотя рабочий альянс этим не ограничивается.

Информация о работе Психологический подход к многодетным семьям