Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:52, доклад
Семья - родители (законные представители) и дети, совместно проживающие с ними и ведущие общее хозяйство[1].
Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы
Общее направление
социальной работы с
Работа с семьей - наиболее
традиционная из всех форм социальной
работы. И все еще она играет
доминантную роль и в обучении,
и в практике. Ее часто критикуют
в связи с защитой ребенка,
но поддержка семьи также часто
входит в программу работы с условно
освобожденными и по предоставлению
услуг пожилым и людям с
ограниченными возможностями. Существуют
некоторые сложности в
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Применительно к семьям различных категорий: неполных, многодетных, малообеспеченных, асоциальных - используются различные технологии социальной работы.
Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и ее членов.
Опыт применения технологий
социальной работы свидетельствует
об определенной специфике их использования.
В ряде случаев некоторые
Социальная диагностика
Среди различных технологий
социальной работы с многодетной
семьей особое место отводится социальной
диагностике. Социальная диагностика
- важнейший компонент социальной
технологии и сфера деятельности
практического социального
Общая схема социальной диагностики включает в себя ряд этапов:
- предварительное ознакомление
с объектом, которое предполагает
получение достоверного
- проведение общей диагностики,
т.е. постановка задач,
- проведение специальной
диагностики по каждой из
- построение выводов, на
основе которых делается
Выявленные в ходе общей
и специальной диагностики
Применительно к многодетным семьям технология социальной диагностики имеет очень важное значение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждой конкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы с данной категорией семей[19]. Ha основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.
Принцип конфиденциальности.
Неразглашение результатов
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.
Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.
Принцип эффективности. Не следует
предлагать человеку такие рекомендации,
которые по итогам диагноза для него
бесполезны, могут привести к нежелательным
или непредсказуемым
С социальной диагностики состояния членов семьи должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.[20]
Неполная семья
Неполная семья – это семья, где нет одного из родителей. Чаще всего встречаются ситуации, когда в семье нет отца. Обычно это становится некой проблемой в возрасте с 3 лет т. к. именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, или активнее общаются со сверстниками и начинают замечать, что в других семьях есть папа. Рано или поздно матери задаётся вопрос: где наш папа или почему у нас нет папы. Нельзя точно дать рекомендации, когда нужно говорить ребёнку правду, это конечно зависит от всей ситуации в целом, одно можно сказать точно, что, отвечая на вопрос ребёнка нужно избегать сильного негатива или слишком резких или грубых замечаний в сторону отца ребёнка. Конечно, дети из неполной семьи могут вырасти немного более стеснительными, ранимыми, чем дети из полной семьи, но обычно это бывает в случае слишком сложном эмоциональном состоянии матери. Мать, которая уверена, что справится с задачей воспитания своего ребёнка, которая поддерживает и во всём старается понять своего малыша, и не теряет своего душевного равновесия, сможет вырастить замечательного сына или дочь.
Особенно актуальная проблема
– это появление нового папы.
Если ребёнок ещё очень маленький,
то этот период не является чем-то сложным
для малыша. Если папа появляется в
более сознательном возрасте ребёнка,
то он может отреагировать по-
Если ребёнок столкнулся
с разводом родителей, и хорошо помнит
своего отца или мать, здесь могут
возникнуть дополнительные проблемы,
такие как сравнения нового члена
семьи. Высказывания вслух сравнительных
фраз, которые конечно всегда будут
не в пользу нового отца или матери,
могут вывести из равновесия, но
этого никогда нельзя допускать.
Наоборот, стоит подробнее расспросить
ребёнка о тех хороших
Если отец (мать) ребёнка, не смотря на то, что он живёт не в семье, принимает активное участие в воспитании своего малыша, в этом случае ребёнку нужно объяснить, что у него всегда будет тот единственный настоящий отец (мать), а Вы не претендуете на это место, и лишь хотите быть рядом с ребёнком, помогать ему, общаться и т. д.
Только терпение и понимание чувств ребёнка поможет Вам создать настоящею счастливую семью!
Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями
В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные формы и методы социальной работы. Это, и индивидуальная, и групповая (клубная) социальная работа, работа в рамках семейного консультирования (семейной терапии) и социального патронажа, работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно.
В случае, если неполная семья попала в поле зрения социальной службы из-за проблем, связанных с девиантным поведением ребенка (плохая успеваемость в школе, приводы в детскую комнату милиции, подозрения на употребление наркотиков и т.п.), усилия социальной службы направляются, прежде всего, на проведение социальной работы с неполной семьей в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты социальной службы проводят обследование неполной семьи и по ее результатам разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетнего.
Разработка и проведение
индивидуальной программы
При сборе информации
о ребенке во внешней среде
(в школе, среди соседей и
пр.) должны проявиться особые
профессиональные качества
Специалисту следует разобраться, не является ли девиантное поведение ребенка демонстративным, с подсознательной целью привлечь к себе внимание взрослых и тем самым компенсировать недостающее ему внимание.
Параллельно с этими мероприятиями должна быть осуществлена социальная и психологическая диагностика семейной ситуации ребенка. В нее должны быть включены мероприятия по обследованию условий проживания ребенка в семье, а также должно быть проведено
собеседование с его матерью (отцом) с целью выявления существующих в семье экономических, жилищных, бытовых, педагогических, психологических, проблем с трудоустройством и т.п.
Следует отметить, что
сбор информации об образе
жизни семьи сопряжен со
При проведении собеседования
с родителем ребенка
- Согласие. Специалист принимает
условия, поставленные семьей, безоговорочно,
в отсутствие всякой критики,
ничего, не подвергая сомнению, то
есть, следуя принципу «клиент
всегда прав». Данный подход
малоэффективен, когда речь идет
о кризисном состоянии семьи
и осуществлении ее
- Соглашение. У семьи узнают,
чего бы она хотела «на выходе»
Информация о работе Психологический подход к многодетным семьям