Психологический контакт с собеседником

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

Эффективность психологиче¬ского контакта с партне¬ром по деловому общению во многом определяется умением слушать собеседника. Слушание - это односторонний процесс, при котором один собеседник пе¬редает, а другой воспринимает информацию, не прерывая его. В то же время слушание необходи¬мо рассматривать как процесс, в ходе которого устанавливается психологическая связь между партнерами, возникает ощущение взаимопонимания и соучастия.

Содержание

Введение
1 Диалогическая природа общения
2 Диалог как форма психологического воздействия
3 Психология эффективного вхождения в контакт с собеседником
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

контакт с собеседником.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение

     1 Диалогическая природа общения

     2 Диалог как форма психологического  воздействия

     3 Психология эффективного вхождения в контакт с собеседником

     Заключение

     Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Эффективность психологического контакта с партнером по деловому общению во многом определяется умением слушать собеседника. Слушание - это односторонний процесс, при котором один собеседник передает, а другой воспринимает информацию, не прерывая его. В то же время слушание необходимо рассматривать как процесс, в ходе которого устанавливается психологическая связь между партнерами, возникает ощущение взаимопонимания и соучастия. Развитие диалога основано на содействии общению, стремлении к взаимопониманию. Если цель общения, которую ставит инициатор диалога, не осуществлена в рамках одного акта, диалог продолжается как сцепление актов, в которых реакция одного акта служит акцией для последующего.

     Цель  общения задает общую стратегию  инициатора диалога – это управление или поиск содействия, ответные стратегии – подчинения, содействия или противодействия. В соответствии с этими целями (общения и сообщения) речевые действия могут быть разложены на элементарные составляющие: речевое воздействие, объектом которого является собеседник, и собственно коммуникативное действие, объектом которого является предмет речи. То, что делается по отношению к нему как к некоторой пропозиции (утверждение, отрицание, предположение, выражение желательности, необходимости, неизбежности некоторого положения дел во внешней ситуации, которая мыслится отличной, отдельной от ситуации общения) и рассматривается как коммуникативное действие.

       Из взаимной беседы, говоря словами древнего философа Гераклита, люди извлекают пользу, получают большие знания. Деловая беседа – одна из форм получения деловой информации, активизации интеллектуальных возможностей ее участников.

     Умение  вести разговор – это талант… Стендаль. 

     1 Диалогическая природа общения 

     Диалог - естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения.

     При диалоге мало просто слушать, нужно  еще и услышать. Мало просто понимать собеседника, нужно еще и принять (пусть на время) его взгляды и  ценности. Продуктивный диалог всегда предусматривает двустороннее творчество.

     Диалог  всегда подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения. Если разговаривающие слышат только самих себя, - это уже не диалог, а два параллельных монолога, не имеющих никаких точек соприкосновения.

     Общение характеризует - взаимодействие людей, в котором они, побуждаемые теми или иными мотивами и пользуясь  речевыми или неречевыми средствами, осуществляют свои цели, и одновременно показывается влияние, которое оказывает  на наши контакты с другими людьми имеющиеся у нас отношения и, с другой стороны, как ход и результаты самого общения воздействуют на отношения, которые были характерны для его участников. Занимая такое заметное место в структуре личности, отношения оказывают влияние на особенности познавательных процессов человека, когда они обращены на других участников общения, и всегда сказываются на обращении последних друг с другом. Как, впрочем, и результаты по знания, тем более, если они неожиданным, могут более или менее сильно скорректировать характер отношения.

     В предложенной вниманию читателя книге  эти зависимости не только прослеживаются, но и объясняются. Общение людей  может быть ситуационным (например, обращение одного пассажира автобуса к другому с просьбой прокомпостировать  билет или обращение в магазине покупателя к продавцу с вопросом: какой хлеб в продаже - свежий или вчерашний?). Оно может быть деловым и одновременно ярко выраженным ролевым (когда, например, учитель объясняет ученику, как доказывается теорема Пифагора, или когда начальник излагает суть задания, которое должен выполнить подчиненный). И оно может быть межличностным, очень неформальным, когда участники общения стараются до тонкостей учесть индивидуальные особенности друг друга и очень творчески выбрать способы обращения друг с другом.

     Поскольку каждый из этих видов общения требует  от их участников определенной подготовленности - в одних случаях, прежде всего, профессиональной, в других социально-гражданской, в  третьих индивидуально-психологической - не все люди чувствуют себя психологически комфортно, когда включаются в тот или иной вид общения.

     И по объективным и по субъективным причинам возникают психологические  трудности общения. 
 

     2 Диалог как форма психологического воздействия 

     Акт речевого взаимодействия, соответствующий однократному обмену репликами, акцией и реакцией, мы и будем считать основной единицей диалога. Его связность задается целенаправленностью акции и целесообразностью реакции. Очевидно, возможны две основные модели акта речевого взаимодействия: одна, фактическая, включающая двух собеседников, обменивающихся взаимно направленными речевыми действиями, и другая, информативная, содержащая еще и объект их действий, – то, о чем идет речь, предмет речи.

     Развитие  диалога основано на содействии общению, стремлении к взаимопониманию. Если цель общения, которую ставит инициатор диалога, не осуществлена в рамках одного акта, диалог продолжается как сцепление актов, в которых реакция одного акта служит акцией для последующего.

     Цель  общения задает общую стратегию инициатора диалога – это управление или поиск содействия; ответные стратегии – подчинения, содействия или противодействия. Цели сообщения могут определять тактические ходы участников диалога, характер их речевых действий на основании выбранной стратегии.

     В соответствии с этими целями (общения  и сообщения) речевые действия могут  быть разложены на элементарные составляющие: речевое воздействие, объектом которого является собеседник, и собственно коммуникативное действие, объектом которого является предмет речи. То, что делается по отношению к нему как к некоторой пропозиции (утверждение, отрицание, предположение, выражение желательности, необходимости, неизбежности некоторого положения дел во внешней ситуации, которая мыслится отличной, отдельной от ситуации общения) и рассматривается как коммуникативное действие. В языке такие действия фиксируются в глаголах с валентностью на объект речи: доказывать гипотезу, отрицать факт, предсказывать будущее, сомневаться в успехе и т.п.

     Речевое воздействие – это то, что является движущей силой диалога: некоторое приглашение к взаимодействию (А.Н. Баранов и Г.Е. Крейдлин обозначают его термином "иллокутивное вынуждение"). Даже самое обычное высказывание, не содержащее просьбы или вопроса, уже требует ответа самим фактом обращенности к собеседнику. В различных своих формах это может быть просьба и отказ, вопрос и разъяснение, приветствие и извинение. Для глаголов, выражающих речевое воздействие, характерно наличие актанта – адресата речи: просить кого о чем, разрешать кому что, докладывать кому о чем, благодарить кого.

     Речевое воздействие в современных исследованиях (П.Б. Паршин, А.Н. Баранов, А.А. Котов) часто понимается как манипулирование, обман, скрытое внушение. Но само понятие шире и не обязано иметь такой морально-оценочный аспект.

     Если  исходить из начального представления  о речевом воздействии – то это воздействие словом, высказыванием  на поведение или образ мыслей собеседника, некоторый способ управления им, стремление подчинить своей воле. Доречевое воздействие взглядом, жестом на уровне психологического контакта – осуществляет порой бессознательное подчинение. Пара, связанная таким контактом, представляет как бы единый механизм, остатки которого и в речевом общении проявляются в автоматизме, естественности ответа на обращение, отклика на оклик, если только не активизированы силы противодействия общению, препятствующие контакту. Обычно не отвечать труднее, чем ответить. Речевое, знаковое воздействие можно поместить где-то между физическим, непосредственным, и психологическим, доречевым. Речевое воздействие усиливается при непосредственном, зрительном контакте (это используется при гипнозе).

     Кроме коммуникативного действия и речевого воздействия, в структуре речевого действия можно выделить еще одну элементарную составляющую – речевое самовыражение. Акт речевого взаимодействия может анализироваться на основании языковых особенностей составляющих его реплик, но это само по себе не дает возможности выйти за пределы обычной грамматики. Для более глубокого объяснения диалогических явлений необходимо рассматривать его в ситуации общения.

     Необходимыми  компонентами ее модели являются:

  1. Собеседники, вступающие в общение с определенными целями и в определенных ролях;
  2. Наличие общего кода;
  3. Контакт, обеспечивающий обмен речевыми действиями.

     Так, на социальном уровне речь идет о выборе стратегий, задаваемом целью общения  – воздействия (управления или поиска содействия) – инициатора диалога. На выбор стратегии оказывают  влияние социальные роли участников общения (Начальника или Подчиненного, Учителя или Ученика и т.д.). Собеседник может избрать ответную стратегию подчинения, содействия или противодействия (впрочем, для определенных социальных ролей – например солдата в диалоге с офицером – стратегия противодействия запрещена).

     Наличие общего кода является необходимым условием взаимодействия собеседников. Социальное содержание общего кода не сводится к  общему языку, но предполагает знание норм социального взаимодействия, этикетных  правил.

     Психологический уровень общения – это реализация стратегий взаимодействия, т.е. столкновение личностей, воль; на нем производится поиск тактических приемов воздействия, форм речевых действий. Психологические роли – это и есть те способы самовыражения, которые выбирают собеседники: это могут быть роли Просителя или Благодетеля, Обиженного или Обидчика, Насмешника или Мишени, Поклонника или Кумира. Поскольку роли парные, то выбор Инициатора диалога требует стратегии содействия со стороны адресата.

     В психологическом плане диалог можно  уподобить игре, в которую участники вступают в разных позициях: сильной и слабой, - и развитие игры приводит их либо к подтверждению баланса, либо к смене ролей.

     Психологическое содержание общего кода для каждой пары свое собственное: это могут  быть особые речевые формы общения, мимика, жесты, позы.

     Контакт на психологическом уровне характеризуется  степенью расположенности к общению  в данной ситуации, к игре в предложенных позициях. Она может быть позитивной у обеих сторон, либо негативной, либо нулевой, или же контакт может быть несимметричным. Каждый из вариантов по-разному влияет на развитие диалога: либо способствуя, либо препятствуя ему. В более широком смысле психологический контакт – это не только расположенность к общению, но и понимание эмоционального состояния собеседника, даже способность к молчаливому сотрудничеству.

     Наконец, коммуникативный уровень добавляет  более конкретные характеристики ситуации общения. Так, конкретную коммуникативную  цель, цель сообщения, формирует обычно Инициатор диалога (это и есть его коммуникативная роль), тот, кому есть, что сказать или о чем спросить. Его адресат принимает роль Отвечающего или Отзывающегося. Для характеристики кода на коммуникативном уровне важно, чтобы он был если не полностью общим, то хотя бы обеспечивающим определенный минимум понимания.

     Контакт на коммуникативном уровне может  быть охарактеризован рядом бинарных признаков: непосредственный – опосредованный, речевой – неречевой, информационный (коммуникативный) – неинформационный (некоммуникативный). Непосредственный контакт – это общение находящихся рядом собеседников, с возможностью повернуться лицом к лицу, взглянуть в глаза друг к другу, улавливать мимику. Он важен для оценки эмоциональной реакции собеседника. Опосредованный контакт может иметь место при отсутствии зрительного. Речевой – когда стороны пользуются звуковой речью, неречевой – без ее участия. Наконец, коммуникативный – это контакт, при котором происходит взаимопонимание, основанное на заинтересованном восприятии передаваемой информации. Фактические акты не требуют коммуникативного контакта (например, обмен приветствиями, прощание и т.п.). Поддержанию коммуникативного контакта служат акции выяснения, уточнения.  

Информация о работе Психологический контакт с собеседником