Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:38, реферат
В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива.
Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей постоянным ростом их личностных
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ...……...………………………………
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ……
МЕХАНИЗМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ……………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………...…………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский
Государственный Университет
Самостоятельная
работа
Тема: психологический
климат в коллективе, управленческие аспекты.
Выполнил: Каптеев Евгений Тимофеевич
Студент 4го курса СКД/ПДЮД-08
Руководитель
курса: Фурсова Я.С
Междуреченск
2011.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ
...……...………………………………
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ……
МЕХАНИЗМЫ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА ……………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………...…………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной
научно-технической революции
Актуальность данной проблемы диктуется,
прежде всего, возросшими требованиями
к уровню психологической включенности
индивида в его трудовую деятельность
и усложнением психической жизнедеятельности
людей постоянным ростом их личностных
притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Значимость социально-
Социально-психологический климат выступает
также в качестве полифункционального
показателя уровня психологической включенности
человека в деятельность, меры психологической
эффективности этой деятельности, уровня
психического потенциала личности и коллектива,
масштаба и глубины барьеров, лежащих
на пути реализации психологических резервов
коллектива.
Эффективность
совместной деятельности во многом зависит
от оптимальной реализации личностных
и групповых возможностей. Благоприятная
атмосфера в группе не только продуктивно
влияет на результаты ее, но и перестраивает
человека, формирует его новые
возможности и проявляет
Социально – психологические методы управления позволяют влиять на интересы людей. Регулировать межличностные отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового коллектива.
Социально- психологические методы представляют собой совокупность приемов и способов социально – психологического воздействия на трудовой коллектив.
Кадры являются
основой любой организации. Без
людей нет организации.
Люди в организации создают ее продукт,
они формируют культуру организации и
ее внутренний климат, от них зависит то,
чем является организация. Люди, работающие
в организации очень сильно отличаются
друг от друга по многим параметрам: пол,
возраст, образование, национальность,
семейное положение и т.п. все эти отличия
могут оказывать серьезное влияние как
на характеристики работы и поведение
отдельного работника, так и на действия
и поведения других членов организации.
Социально-психологические методы управления.
1)Методы социального
нормирования. Разработка и утверждение
коллективом норм поведения:
кодекс чести и т.п
2)Методы воспитания. Понятие форм морали
через агитацию:
убеждение и т.п.
3)Методы поведения социально-трудовой
активности:
соревнование, обмен
опытом, новаторство, критика, самокритика,
пропаганда, агитация и т.д.
4)Методы социальной преемственности:
Посвящение
в рабочие, чествование ветеранов, торжественные
собрания,
вечера, конкурсы на лучшего по профессии.
5)Методы социального стимулировании:
Поощрения коллективов.
Управление персоналом связано с использованием возможности работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:
. Подбор и расстановка кадров;
. Обучение и развитие кадров;
. Компенсация за выполненную работу;
. Создание условий на рабочем месте;
. Поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.
Результаты работы состоят из двух частей.
Первая – то чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями он решил.
Вторая – что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которое организация применяла по отношению к человеку.
Сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.
Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу:
. Содержание, смысла и значимости работы;
. Оригинальности
и творческого характера
. Увлекательности и интенсивности работы;
. Степени независимости, прав и власти на работе;
. Степени ответственности и риска;
. Престижности и статусной работы;
. Степени включенности
работы в более широкий
. Безопасности
комфортности условий на
. Признания и поощрения хорошей работы;
. Заработной платы и премий;
. Социальной
защищенности и других
. Гарантии роста и развития;
. Дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведения на работе;
. Отношений между членами организации;
. Конкретных лиц, работающих в организации;
Для каждого
индивида комбинация этих отдельных
ожиданий, формирующая его обобщенное
ожидание по отношению к организации,
различна. Причем структура ожидания,
и относительная степень
Организация ожидает от человека, что он проявит себя как:
. Специалист
в определенной области,
. Член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;
. Человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;
. Член организации, способный имеющий высокий уровень коммуникации, и умеющий поддерживать хорошие отношения с коллегами;
. Член организации, разделяющий ее ценности;
. Работник, стремящий
к улучшению своих
. Человек, преданный
организации и готовый
. Исполнитель
определенной работы готовый
осуществлять ее с должной
отдачей и на должном
. Член организации, способный занять определенное место в нутрии организации и готовый взять на себя ответствующее обязательство и ответственность;
. Сотрудник,
следующий принятым в
Комбинация ожидания организации по отношению к человеку, а также степень значимости для организации каждого отдельного ожидания могут отличаться у разных организаций. Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, а также нельзя предложить аналогичной модели ожидания человека по отношению к организации.
Вступая в организацию, человек должен уяснить для себя, каким нормам он должен следовать в общении с коллегами, как следует интерпретировать деятельность организации, в какой форме и по каким вопросам обращаться к руководству, в каком виде принято ходить на работу как принято распоряжаться рабочим временем, а так же временем, отведенным для отдыха.
Если член организации успешно выполняет свою роль, если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтных противоречий подрывающих взаимодействие человека и организации.
Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, т.е. содержание его работы и способы ее осуществления, но и связь ее деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом. Для выполнения своей роли работник наделяется правами, он берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус в организационном окружении.
Важными для
эффективного управления и установления
хороших отношений в
. Удовлетворенность работой;
. Увлеченность работы;
. Приверженность организации.
То, насколько у работников развиты эти расположения, существенно определяет результаты их работы, количество прогулов, текучесть кадров и т.п.
Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно не уравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.
В любой организации человек работает в окружении коллег товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительное большое влияние, либо помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации.
Отношения между
коллегами образуют сложную, изменяющуюся,
взаимосвязанную систему, в которых
в исследовательских целях
Отношения в коллективе могут быть: отношения по вертикали — это межличностные связи, образующиеся между руководителями и подчиненными, лидерами и остальными членами коллектива, в целом между людьми, занимающими во внутриколлективной официальной должностной иерархии разное положение; отношения по горизонтали — это межличностные связи членов коллектива, занимающих одинаковое официальное и неофициальное положение (коллеги); официальные — отношения, возникающие на должностной основе. Они устанавливаются законом, регулируются уставами, положениями, утвержденными правилами; неофициальные — складываются на базе личного отношения человека к человеку. Для них не существует общепринятых законов и норм, твердо установленных требований и положений; деловые межличностные — это отношения, которые возникают в связи с совместной работой людей или по ее поводу; личные отношения складываются независимо от выполняемой работы. В слаженном коллективе формируется система деловых и личных взаимоотношений, которые хорошо дополняют друг друга и играют различную роль в удовлетворении потребностей и интересов членов коллектива.
Информация о работе Психологический климат в коллективе, управленческие аспекты