Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:48, реферат
Цель работы – показать роль и место привычки в психологии деятельности.
Задачи работы :
Дать понятие о привычке как категории психологии,
определить механизм ее выработки в связи с научением,
провести границу между привычкой и динамическим стереотипом.
Введение……………………………………………………….5
Основная часть
Процессы и механизмы возникновения привычки…………………………………………………….7
Категория привычки в психологии…………………….18
Методы коррекции привычек……………………………21
Динамический стереотип………………………………...25
Заключение…………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………..33
Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего. [16, 584-585]
Наше время, динамичное
и противоречивое, время стремительной
научно-технической революции, характеризуется
прогрессирующим изменением условий
жизни общества и окружающей среды,
ростом интенсивности нервно-
Резюмируя все сказанное, можно сформулировать основные задачи психологии активности, круг которых складывался в соответствии с жизненными потребностями человека на протяжении многих столетий и которые более или менее успешно решались практически. Современное состояние знаний позволяет дать строго научное объяснение эмпирически установленным психологическим явлениям. Понимание же смысла и механизмов психологических методов повышает степень их действенности, так как в этом случае проявляется мощная стимулирующая роль сознания.
Круг задач, стоящих перед психологией активности, должен, в частности, включать:
— понимание
психологических особенностей и
закономерностей формирования основных
психических состояний
— понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний;
— овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческих возможностей;
— выработку
необходимых навыков
— рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;
— понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека. [16, 14]
Последнее положение требует более подробного объяснения. Дело в том, что современная медицина занимается телом и психикой человека, как правило, только в тех случаях, когда появляются определенные болезненные изменения. Нравственных и моральных сторон жизни она не касается. Сегодняшняя педагогика озабочена преимущественно тем, чтобы вложить в голову учащегося все возрастающий объем информации. К тому же в последние десятилетия как-то стихийно сложилось представление, что знания сами по себе делают человека воспитанным, нравственным. Мы слишком уверовали в силу знаний и не понимаем, что во многих случаях человека может удержать от дурных поступков именно совесть, а не знание. Жизнь систематически предоставляет убедительные тому доказательства. Работу по формированию нравственного облика человека следует начинать с самого раннего детства. Именно с этого начинается настоящая забота о его здоровье, о его жизненной устойчивости.
Следует иметь в виду, что в наборе психических качеств человека имеется качество, которое играет исключительную роль в управлении человека самим собой, своим поведением, своими поступками. Это — чувство ответственности личности, чувство долга, или то, что в повседневной жизни мы называем совестью. Характерно, что, не порождаясь само по себе какими-то определенными потребностями, чувство ответственности впоследствии выполняет высшую регулирующую функцию по отношению к самим потребностям, ранжирует их, различает по признаку дозволенных и недозволенных.
Нравственность
— важнейшее условие
Интеллектуальные психические и физические резервы организма чрезвычайно велики. Их развитие, приумножение и практическое использование в повседневной жизни человека — задача, которую надо решать уже сегодня. Для этого важно с учетом своеобразия законов функционирования организма научиться систематически повышать уровень его резервов и целесообразно использовать их в соответствующих случаях. Главное условие, которое требуется для этого,— изначальная активная позиция самого человека, рассматривающего свои психические
физические возможности
как продукт своего собственного
труда, своих внутренних сознательных
усилий. И не существует на пути самосовершенствования
личности — при наличии соответствующих
социальных условий — иных препятствий,
кроме тех, которые создает себе
она сама.
Список использованной литературы
Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988 – 187с.
Выготский Л.С. Лекции по психологии: СПб.: Союз, 1997 – 144с.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988 – 564с.
Гримак Л.И. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987. – 286с.
Кісарчук З.Г. Методологія і методи практичної психології// Практична психологія та соціальна робота. – 2002. - №3. – с.29-34.
Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. – 2 изд., - Ростов н/Д: «Феникс», 1998 – 512с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977. – 304с
Максименко С.Д. Наукова психологія і психологічна практика // Практична психологія та соціальна робота. – 2001. - №9. – с.2-5
Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1969.- 376с.
Никитенко С.Г. Интернет для психологов. Ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. - №2. – С.200-205.
Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 448с.
Практическая
психология: Учебник./Под.ред.акад.М.К.
Психологический словарь / Под. ред. В.В.Давыдова. – М.: «Педагогика», 1983. – 448с.
Психология. Словарь / Под.общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.
Рубинштейн С.Л. Бытиё и сознание. – Москва.: Госпедиздат, 1957. –356с.
Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998 – 800с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2001 – 672с.
Суворова Р.А, Психология деятельности: Учеб.пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 406с.
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теорет. Проблемы развития психол. науки. – М.: Политиздат. – 1971.- 368с.