Психологический анализ привычек людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:48, реферат

Описание работы

Цель работы – показать роль и место привычки в психологии деятельности.
Задачи работы :
Дать понятие о привычке как категории психологии,
определить механизм ее выработки в связи с научением,
провести границу между привычкой и динамическим стереотипом.

Содержание

Введение……………………………………………………….5

Основная часть

Процессы и механизмы возникновения привычки…………………………………………………….7

Категория привычки в психологии…………………….18

Методы коррекции привычек……………………………21

Динамический стереотип………………………………...25

Заключение…………………………………………………..28

Список использованной литературы…………………..33

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 49.87 Кб (Скачать)

Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию, проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности, станет одной из основных характеристик психологического облика человека будущего. [16, 584-585]

Наше время, динамичное и противоречивое, время стремительной  научно-технической революции, характеризуется  прогрессирующим изменением условий  жизни общества и окружающей среды, ростом интенсивности нервно-психической  деятельности человека. Уже сегодня  от него требуется небывало высокий  уровень психической пластичности и адаптивности. До сих пор человек  в известных пределах сравнительно свободно приспосабливался к меняющимся условиям жизни. Не уменьшились его  внутренние резервы и сегодня. Известно, что в связи с этим в порядок  дня выдвигается весьма оптимистическая  проблема третьего периода жизни—«активной старости», охватывающей возрастной период от 60 до 70—80 лет. В этом плане психология активности также может способствовать сохранению долголетия и полноценного здоровья. [4, 254]

Резюмируя все  сказанное, можно сформулировать основные задачи психологии активности, круг которых складывался в соответствии с жизненными потребностями человека на протяжении многих столетий и которые более или менее успешно решались практически. Современное состояние знаний позволяет дать строго научное объяснение эмпирически установленным психологическим явлениям. Понимание же смысла и механизмов психологических методов повышает степень их действенности, так как в этом случае проявляется мощная стимулирующая роль сознания.

Круг задач, стоящих  перед психологией активности, должен, в частности, включать:

— понимание  психологических особенностей и  закономерностей формирования основных психических состояний человека;

— понимание  психологических механизмов коррекции  и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний;

— овладение  приемами самоуправления жизненным  тонусом, уровнем работоспособности  и творческих возможностей;

— выработку  необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

— рациональную постановку и разумное обоснование  жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

— понимание  прямого влияния нравственного  облика на устойчивость нервно-психической  сферы и состояние здоровья человека. [16, 14]

Последнее положение  требует более подробного объяснения. Дело в том, что современная медицина занимается телом и психикой человека, как правило, только в тех случаях, когда появляются определенные болезненные  изменения. Нравственных и моральных  сторон жизни она не касается. Сегодняшняя  педагогика озабочена преимущественно  тем, чтобы вложить в голову учащегося  все возрастающий объем информации. К тому же в последние десятилетия  как-то стихийно сложилось представление, что знания сами по себе делают человека воспитанным, нравственным. Мы слишком уверовали в силу знаний и не понимаем, что во многих случаях человека может удержать от дурных поступков именно совесть, а не знание. Жизнь систематически предоставляет убедительные тому доказательства. Работу по формированию нравственного облика человека следует начинать с самого раннего детства. Именно с этого начинается настоящая забота о его здоровье, о его жизненной устойчивости.

Следует иметь  в виду, что в наборе психических  качеств человека имеется качество, которое играет исключительную роль в управлении человека самим собой, своим поведением, своими поступками. Это — чувство ответственности  личности, чувство долга, или то, что в повседневной жизни мы называем совестью. Характерно, что, не порождаясь само по себе какими-то определенными потребностями, чувство ответственности впоследствии выполняет высшую регулирующую функцию по отношению к самим потребностям, ранжирует их, различает по признаку дозволенных и недозволенных.

Нравственность  — важнейшее условие полноценного физического и психического здоровья, жизненной устойчивости. Лишенный нравственности человек лишается и основных рычагов  для осуществления процесса самосовершенствования. Полностью отдавая себе отчет  в том, что он собой представляет, он не рассчитывает на участие социальной среды в своей судьбе. Таким  образом, в этом случае оказываются  выключенными, незадействованными высшие механизмы психической регуляции  и защиты личности.

Интеллектуальные  психические и физические резервы  организма чрезвычайно велики. Их развитие, приумножение и практическое использование в повседневной жизни  человека — задача, которую надо решать уже сегодня. Для этого  важно с учетом своеобразия законов  функционирования организма научиться  систематически повышать уровень его резервов и целесообразно использовать их в соответствующих случаях. Главное условие, которое требуется для этого,— изначальная активная позиция самого человека, рассматривающего свои психические

физические возможности  как продукт своего собственного труда, своих внутренних сознательных усилий. И не существует на пути самосовершенствования  личности — при наличии соответствующих  социальных условий — иных препятствий, кроме тех, которые создает себе она сама. 

Список использованной литературы

Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988 – 187с.

Выготский Л.С. Лекции по психологии: СПб.: Союз, 1997 – 144с.

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. –  Л.: Изд-во ЛГУ, 1988 – 564с.

Гримак Л.И. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987. – 286с.

Кісарчук З.Г. Методологія і методи практичної психології// Практична психологія та соціальна робота. – 2002. - №3. – с.29-34.

Краткий психологический  словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. – 2 изд., - Ростов н/Д: «Феникс», 1998 – 512с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –  М.: Политиздат, 1977. – 304с

Максименко С.Д. Наукова психологія і психологічна практика // Практична психологія та соціальна робота. – 2001. - №9. – с.2-5

Методологические  и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1969.- 376с.

Никитенко С.Г. Интернет для психологов. Ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. - №2. –  С.200-205.

Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического  образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 448с.

Практическая  психология: Учебник./Под.ред.акад.М.К.Тутушкиной. – М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 1997. – 336с.

Психологический словарь / Под. ред. В.В.Давыдова. – М.: «Педагогика», 1983. – 448с.

Психология. Словарь / Под.общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494с.

Рубинштейн С.Л. Бытиё и сознание. – Москва.: Госпедиздат, 1957. –356с.

Словарь практического  психолога / сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998 – 800с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2001 – 672с.

Суворова Р.А, Психология деятельности: Учеб.пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 406с.

Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теорет. Проблемы развития психол. науки. – М.: Политиздат. – 1971.- 368с.

Информация о работе Психологический анализ привычек людей