Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:48, реферат
Цель работы – показать роль и место привычки в психологии деятельности.
Задачи работы :
Дать понятие о привычке как категории психологии,
определить механизм ее выработки в связи с научением,
провести границу между привычкой и динамическим стереотипом.
Введение……………………………………………………….5
Основная часть
Процессы и механизмы возникновения привычки…………………………………………………….7
Категория привычки в психологии…………………….18
Методы коррекции привычек……………………………21
Динамический стереотип………………………………...25
Заключение…………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………..33
Учитывая важное свойство нервной системы легко формировать и закреплять привычки, даже если они являются ненужными или вредными (курение, увлечение спиртными напитками и т. п.), можно смело утверждать, что процесс рассудочного управления привычками есть, по существу,
управление поведением. Ведь даже вредные привычки, явно наносящие ущерб здоровью организма, со временем начинают восприниматься как нормальное явление, как нечто необходимое и приятное. И смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию ненужной или вредной привычки и устранить их, дабы не оказаться у нее в плену. [4, 161]
3. Методы коррекции привычек
Руководить привычками, формировать только полезные для развития личности, для здоровья и повседневной деятельности привычки — значит сознательно и целенаправленно совершенствовать стиль своего поведения. Только в этом случае нервная система человека становится его надежным другом, а не врагом. Следует иметь в виду, что искоренение ненужных привычек и замена их новыми, разумными требует не только известных внутренних усилии, но и определенных знаний. В психологии на этот счет установлены следующие правила.
1. Человек, пожелавший освободиться от старой привычки и выработать новую, должен сформулировать для себя твердое и бесповоротное решение действовать в намеченном направлении. Пока такое решение не принято, он не сможет развить достаточных усилий для работы над собой. Принятое решение сформирует в нервной системе необходимый энергетический центр, который будет обеспечивать последующую деятельность по реализации решения.
2. На первых
порах не следует подвергать
волю слишком тяжелым
3. Очень важно
ни разу не отступать от
соблюдения новой привычки до
тех пор, пока она не
В период, когда еще имеет место своеобразная борьба привычек, всего важнее обеспечить одной из них непрерывный ряд побед, пока благодаря их повторению новая привычка не укрепится
настолько, что сможет успешно преодолевать старую при любых условиях. Важно при этом помнить, что одна победа дурной привычки уничтожает результаты многих побед хорошей.
Таким образом, при выработке новой привычки необходимо обеспечить определенный успех в этом деле в самом начале. Сознание успеха стимулирует развитие усилий в желаемом направлении, тогда как неудача способна парализовать энергию при последующих попытках. Вообще же искусство «переделывать себя» в значительной степени определяется умением следовать в выбранном направлении по узкому пути, не глядя ни вправо, ни влево, а тем более не оглядываясь назад. Это умение вырабатывается у человека в том случае, когда в повседневной жизни он систематически приучается «преодолевать себя» хотя бы в мелочах. Именно благодаря этому происходит постепенная тренировка моральных сил, необходимых для управления поведением. Тот, кто ежедневно высказывает добрые намерения и не осуществляет ни одного из них на деле, похож на человека, который пытается перепрыгнуть ров, но, разогнавшись, каждый раз останавливается у его края, не решаясь сделать последнего толчка и тем самым вырваться из круга бесплодных попыток.
4. Необходимо
использовать каждый
В качестве обобщения
вышесказанного можно выдвинуть
следующее положение: эффективность
управления поведением обеспечивает живая
способность к внутренним усилиям,
пусть небольшим, но ежедневно упражняемым.
Проявление человеком своеобразного
аскетизма и «героизма» в мелочах
повседневности приучает его психику
к самоуправлению, к систематической
самоорганизации поведения. Такой
человек может быть уверен в том,
что при появлении
хуже того ада,
который мы сами создаем себе на
этом свете, воспитывая свой характер
в ложном направлении... Нет такого
ничтожного добродетельного или
порочного поступка, который не оставил
бы в нас своего навеки неизгладимого
следа... Разумеется, это обстоятельство
имеет свою хорошую и дурную сторону.
Серия отдельных выпивок делает нас постоянными
пьяницами, но, с другой стороны, такая
же серия благих дел и часов известного
труда делает нас святыми в нравственном
отношении или авторитетами и специалистами
в практической и научной областях... Человек,
добросовестно выполняющий ежедневно
свой труд, может предоставить конечный
результат своей работы ей самой. Он может
быть глубоко убежденным, что в один прекрасный
день он сознает в себе достойнейшего
представителя своего поколения, какой
бы род деятельности он ни избрал себе...
Юношеству эта истина должна быть известна
заранее. Незнакомство с нею, быть может,
породило в юношестве, вступающем на трудный
жизненный путь, более уныния и малодушия,
чем все остальные причины, взятые вместе».
[4, 164]
4. Динамический стереотип
Частным случаем
преодоления критических
Радикальным видом
психологической перестройки
Такого рода перестройка — нелегкий нервный труд, а иногда и серьезное испытание для человека. Понять причину этих трудностей помогает знание вскрытых И.П.Павловым закономерностей высшей нервной деятельности. Как известно, в коре головного мозга происходит беспрерывное систематизированное распределение раздражительных и тормозных состояний, которые в условиях повторяющейся обстановки фиксируются все легче и автоматичнее. Так возникает динамический стереотип, реализация которого требует все меньшей затраты нервного труда. [4, 178]
Динамическим
стереотипом в психологии называется
слаженная интегрированная
Установившийся стереотип бывает трудно изменить и привести в соответствие с новой обстановкой, новыми требованиями жизни. Запечатлевая определенный опыт и сохраняясь длительное время, динамические стереотипы обнаруживают склонность к прочной фиксации, формируясь в процессе повседневного уравновешивания организма со средой, жизненные стереотипы составляют в известной степени основу человеческой личности, обычно весьма стабильную по форме и динамическую по содержанию.
Если динамический
стереотип хорошо зафиксирован, он
представляет собой весьма консервативную
систему, и его отмена и выработка
нового — трудная для нервной
системы задача, которая может
привести к временному нарушению
высшей нервной деятельности. Выдержать
такое испытание может только
сильный нервный тип. «Мне кажется,—
писал И.П.Павлов,— что часто тяжелые чувства
при изменении обычного образа жизни,
при прекращении привычных занятий, при
потере близких людей, не говоря уже об
умственных кризисах и ломке верований,
имеют свое физиологическое основание
в значительной степени именно в изменении,
в нарушении старого динамического стереотипа
и в трудности установки нового». [4, 179]
И действительно, существует ряд так называемых
ситуационных неврозов, причиной которых
является ломка жизненных стереотипов,
необходимость срочной психологической
перестройки в целях адаптации. Одним
из важных условий возникновения ситуационных
неврозов может быть несоответствие имеющихся
у человека социальных и биологических
возможностей для переработки поступающей
информации скорости ее поступления и
количеству. В таких случаях она может
оказаться недостаточной или избыточной.
Это несоответствие нередко служит непосредственной
причиной разнообразных невротических
расстройств, вызываемых нарушениями
коммуникационных (межличностных) отношений
человека. Чем меньше у человека объем
информации по остроактуальному для него
вопросу, тем больше вероятности того,
что в случае необходимости его решения
в ограниченное время произойдет нарушение
адаптированного состояния человека и
разовьется нервно-психическое расстройство.
[4, 179]
Заключение
Научные знания, в том числе и психологические, все более становятся в наше время мощной производительной силой. Поэтому овладение сведениями из области психогигиены,
психопрофилактики, саморегуляции и самопрограммирования личности, которыми так богат исторический опыт человечества, имеет не только теоретический интерес, но и непосредственное практическое значение. Современный хорошо информированный читатель уже достаточно подготовлен не только для восприятия этого опыта, но и для понимания сущности психических процессов, лежащих в его основе.
Сущность человека
открыта будущему, что ее возможности
универсальны. Миру природы человек
противостоит в своем бытии как
сила универсальная, обладающая неисчерпаемыми
возможностями, уходящими в бесконечность.
И это диалектическое единство постоянного,
устойчивого и беспрерывно
Примечательно, что великий физиолог И.П.Павлов уже располагал неоспоримыми научными фактами из области высшей нервной деятельности человека, чтобы сделать вывод: «Человек есть, конечно, система... в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстановляющая, поправляющая и даже совершенствующая». [6, 248]
В связи с этим перед такими науками о человеке, как психология, педагогика, медицина, стоит большая задача приумножения, развития и использования тех величайших резервов нервной системы и психики человека. Преимущества психического самопрограммирования перед всякого рода фармакологическими и генохирургическими воздействиями прежде всего в том, что такое самопрограммирование делает человека истинно свободным творцом собственной личности. Именно этот путь совершенствования личности исключает всякий соблазн навязать что-то ей несвойственное или, тем более, преднамеренно программировать ее поведение посредством постороннего вмешательства.
Ознакомление с закономерностями и методами программирования психической деятельности поможет лучше понять приведенные примеры, которые он не без основания мог воспринять с недоверием. Важнее, однако, другое: методы самопрограммирования и саморегуляции психических состояний предоставляют широкие возможности для самосовершенствования человека, создавая дополнительные «степени свободы» для его многостороннего развития. Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и сознательно и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно такой высокий уровень саморегуляции личности исключает возможность постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.