Психологический анализ обычаев, традиций и ритуалов народов стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:39, реферат

Описание работы

Во второй половине XX века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна. Иными словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А.Г. Асмолов называет социотипическим поведением личности.

Работа содержит 1 файл

Этнопсихология.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Передаваясь из поколения в поколение, обычаи и традиции действительно становятся устойчивыми нормами, обязательными для соблюдения всеми членами общности. Понятия «обычай» и «традиция» не тождественны, хотя и трудно установить чёткие грани между ними. Традиция по своему содержанию шире и богаче обычая. Обычай охватывает преимущественно область бытовых отношений, нормы отношений между людьми, а традиции – нормы отношения людей к вещам, предметам, явлениям природы и общественной жизни.

Несмотря на различия, они тесно взаимосвязаны и взаимопереходят друг в друга. Поэтому часто эти понятия употребляют совместно, ибо они дополняют друг друга. Например, гостеприимство и уважение к старшим одновременно можно называть и обычаями, и традициями.

Обычаи и традиции по своему социальному содержанию, по степени общественной значимости делятся на два типа: на прогрессивные и консервативные.

Надо отметить, что чем этнос мононационален, тем он больше привержен обычаям и традициям. Смещение различных этнических групп, иммигрировавших в США из различных стран, освободило их от приверженности к обычаям и традициям вообще. Пренебрежение иммигрантов ко всему традиционному, стремление строить мир на основе практических и рациональных принципов отмечали многие исследователи. Ф. Энгельс: «Они смотрят на нас презрительно, сверху вниз, как на медлительных, погрязших в различных устарелых предрассудках, непрактичных людей, испытывающих страх перед всем новым, в то время как они - наиболее бурно развивающаяся нация, тотчас же испытывают каждый новый проект усовершенствований попросту с точки зрения его практической пользы, если только он признан хорошим»

Всё в Америке должно быть новым, всё рациональным, всё практичным, следовательно иным, чем у нас.

Прогрессивные обычаи и традиции отвечают интересам широких народных масс, всегда утверждают в человеке доброе и способствуют ускорению хода развития общества. Консервативные обычаи и традиции – это те, которые оказывают на людей своё отрицательное влияние, и тормозят развитие общественной жизни.

В условиях классово-антагонистических обществ обычаи и традиции как форма социальной регуляции утратили былую нейтральность и приобрели классовый характер. Поэтому иногда трудно определить грань между некоторыми прогрессивными и консервативными традициями.

В целом, следует отметить, что многие добрые старые обычаи и традиции прошлого сохранились и сейчас. Они не только противоречат современным моральным установкам, наполнившись новым социальным содержанием, но и в настоящее время выполняют важные общественные функции. Так, почти у всех народов мира хлеб – символ богатства. В Азии (например, в Узбекистане), чтобы пожелать человеку добра, говорят: «Пусть в твоём доме в изобилии будет хлеб». Без преувеличения можно сказать, что узбеки хлеб не просто уважают, а считают святыней. Не доесть начатый кусочек, бросить хлеб, считается не только неприличным, а недопустимым проступком. Кусочек хлеба принято держать правильно, не переворачивая его, а есть его следует с глубокой посуды, не роняя ни крошки.

Необходимо отличать прогрессивные традиции от отживших. Необоснованное игнорирование или запрещение традиций рождает обиду и недовольство.

 

 

Заключение

 

Каждый человек как личность формируется не только под влиянием тех общественных отношений, в которых он живёт, но и под воздействием всего накопленного опыта истории, культуры человечества. В этом плане большое значение имеет изучение национальных обычаев и традиций, занимающих значительное место в структуре этнической этнопсихологии.

Обычаи и традиции, являясь продуктом трудовой деятельности и определённых исторических процессов, отражают различия в структуре экономики, природно-климатических условий, норм общественного поведения, особенностей организации труда и досуга. В обычаях и традициях особым образом аккумулируются определённые общественные потребности, интересы и практический опыт народа, связанные с характером хозяйственной деятельности. Они выступают как преемственность, благодаря которой общество воспроизводит себя, обогащая и передавая накопленный поколениями социальный и хозяйственный опыт. Поэтому и при новой общественной жизни обычаи и традиции продолжают выполнять свои, хотя несколько суженные, социальные функции. Это делает весьма важным теоретическое раскрытие объективных закономерностей формирования, функционирования и изменения национальных обычаев и традиций.

Недооценка значения национальных обычаев и традиций может привести к серьёзным ошибкам. Игнорирование обычаев и традиций осуждается обществом. Поэтому боязнь осуждения со стороны членов общества заставляет членов этноса соблюдать те или иные правила поведения, ставшие традицией.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.                  Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996

2.                  Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.

3.                  Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспек­ты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика / Под ред. Е.В.Шороховой, В.П.Левкович. М.: Наука, 1985. С.138-153.

4.                  Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.

5.                  Стефаненко Т.Г Социальные стереотипы и межэтнические от­ношения // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.242-250

 



Информация о работе Психологический анализ обычаев, традиций и ритуалов народов стран мира