Психологический анализ обычаев, традиций и ритуалов народов стран мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:39, реферат

Описание работы

Во второй половине XX века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна. Иными словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А.Г. Асмолов называет социотипическим поведением личности.

Работа содержит 1 файл

Этнопсихология.doc

— 68.50 Кб (Скачать)


14

 

Введение

 

Во второй половине XX века ни у кого не вызывает сомнения, что основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура, даже если учитывать многозначность этого понятия. Но культура не только многоаспектна, но и многофункциональна. Иными словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А.Г. Асмолов называет социотипическим поведением личности. Это то поведение, которое, выражая типовые программы данной культуры» и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождаем индивида от принятия индивидуальных решений. Так как «социотипическое поведение пригнано к определенному образу жизни, оно дает сбой тогда, когда человек сталкивается с нестандартной ситуацией, в частности попадает в другую культуру».

В настоящее время во всем мире обнаруживается интерес к традициям, стремление к познанию первооснов своей культуры. В этой связи представляется важным выявить функциональную направленность обычаев и обрядов, рассмотреть основные виды обрядов и ритуалов с выявлением общего и специфического.

Культура традиционная составляет основу народной культуры. Большинство этнографов и фольклористов отмечают, что традиция - сеть система связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры.

 

 

 

 

1.Традиции, обряды и ритуалы как средство социально-психологического регулирования

 

Что же это за типовые программы культуры, являющиеся регуляторами человеческого поведения? На наш взгляд, все регуляторы социотипического поведения можно объединить понятием «традиция». В настоящее время трактовка содержания традиции расширилась за счет включения в нее устойчивых для культуры (стереотипных) форм поведения, т.е. обычаев, тогда как раньше существовала тенденция относить категории «традиция» и «обычай» к разным сферам жизни: традицию – к духовной сфере жизни общества, а обычай – к сфере наблюдаемого поведения. Соответственно в этнопсихологии в качестве традиций изучались передаваемые из поколения в поколение особенности отношения человека к миру – ценности, интересы, «убеждения, нравственные нормы, являющиеся базой для его решений и действий. А в качестве обычаев – устойчивые формы или стереотипы поведения.

Нам представляется правомерной также точка зрения О. А. Осиновой, согласно которой «Традиция каждой культуры имеет целостный характер и представляет собой сложную систему взаимосвязанных между собой» элементов – обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека». Доступнее всего для этнологического и этнопсихологического изучения выработанные культурой модели доведения – обычаи, непосредственно проявляющиеся в поведении ее отдельных членов. И даже не все обычаи, а те из них, которые лишь внешне «оформляют» общечеловеческие инвариантные модели поведения.

Соблюдая определенные обычаи, можно есть за столом или сидя на долу, использовать многочисленные столовые приборы или только собственные руки, добиваться бесшумного пережевывания пищи или чавкать, как это делали гости в китайских домах, чтобы показать, что пища вкусна. Можно даже на какое-то время, например во время поста, воздерживаться от пищи или ее некоторых видов. Но альтернативного способа поведения – не есть вообще – не существует.

Впрочем, пост как воздержание от пищи относится уже к другому типу обычаев, в которых стереотипизации подвергаются не только внешние аспекты поведения, а по словам А. К. Байбурина, «стереотипизируется как план выражения, так и план содержания», и особенности культуры проявляются в глубинной структуре стереотипа поведения. Такой обычай является многокомпонентным явлением и, непосредственно регулируя поведение членов общности в качестве стереотипа, неразрывно связан с другими элементами традиции.

Именно исследование таких элементов традиции, как ценности и нормы, получило широкое распространение в современной этнопсихологии. Но при рассмотрении традиции в качестве структуры взаимосвязанных элементов первостепенное внимание в последнее время уделяется особенностям той или иной культуры, которые «пронизывают» все ее элементы и проявляются в поведении ее членов.

Обряд и ритуал играют огромную роль в познании человеком многогранной и своеобразной системы культуры. Это первая ступень, которая строго, но гармонично указывает человеку на то, как следует организовать свою жизнь и представления о том, что должно или, напротив, недопустимо. Обряд, как и любая культурная доминанта, существует столько, сколько и само человечество, при этом его ритуальная, регламентная часть со временем изменяется, приобретает новые черты, осовременивается. Тем не менее, тщательное изучение обрядовой культуры дает полное представление о том, что с появлением новых обычаев и обрядов, так же сохраняются и традиции предшествующего времени, при этом нередко новое находит аналог в старом, а старое продолжает бытовать, получив новое осмысление и трактовку.

Обряд – это явление, обращенное, прежде всего, к душе человека, призванное пробудить в нем определенные качества и эмоции. Функциональная же направленность обрядов и ритуалов чаще всего рассматривается в контексте общественных, коллективных процессов. Обряды – это способы действия, возникающие только в группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп.

Обряд и ритуал наделены символическим значением. Они призваны драматизировать показываемое событие, освящают обычные рутинные действия, придают им торжественность, элементы праздничности, тем самым, превращая их в предмет, не досягаемый для критики и сомнений.

По мнению К. Лоренца ритуал имеет культовое происхождение и выполняет 3 функции: 1) запрет борьбы между членами группы 2) удержание их в замкнутом сообществе 3) ограничение данного сообщества от других групп. Дюркгейм выделял ряд функций религии, главной из которых считал создание и укрепление общественной солидарности.

Ритуал на разных стадиях выступает в роли средства постоянного поддержания общих норм и ценностей народа.

Традиция же, являясь устойчивым элементом в культуре, через обряд передает такие нормы жизни человека, которые направлены на сами основы его существования. Каждый раз, следуя принятым обрядам и установленным ритуалам, человек как бы заново соприкасается с моментом создания мира, прослеживает его развитие, соотносит себя с ним, и благодаря этому становится возможным соединение и совпадение космического, земного и человеческого ритмов.

 

 

 

 

 

 

 

2.Психологический анализ русских народных обычаев, традиций и ритуалов

 

Феномен русской национальной культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой культуры. Её историческим субъектом (творцом и носителем) выступает русский народ.

В число структурных элементов национальных особенностей включает осознанное отношение наций к ее материальным и духовным ценностям, способности к творчеству ради их умножения, понимания необходимости своего сплочения ради осуществления национальных интересов и успешных взаимоотношений с другими национально-этническими группами.

Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, обобщение результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:

                 высокая степень осмысления действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;

                 достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;

                 уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;

                 общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;

                 достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;

                 отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;

                 стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил.

На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказали и оказывают влияние традиции православия. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душевные устремления и образ действий не осознав правильно суть и дух его религиозных обычаев и ритуалов, их отличие от других религий и других конфессий христианства.

Однако русский национальный характер не просто противоречив, как и любой другой, а поляризован, расколот. Противоположности в нем обострены до крайности, ничем третьим не опосредованы.

Анализируя многочисленный русские традиции и обряды, можно сделать вывод, что потребность отрицания, разрушения подчас всего самого главного, святого, и самовосстановления, возрождения питается «героической» сущностью россиян. Русскому человеку необходимы великие дела и свершения, такие как разрушение и созидание. Ему претит серая, будничная, рутинная жизнь. Созидание у русских идет не иначе, как через разрушение всего и вся, через общественные потрясения, кризисы и катаклизмы, когда общественный организм близок к смерти. Смысл разрушения в том, чтобы смести все мерзкое, уродливое, неприглядное. Только пройдя через великие потрясения, жертвы, покаяние люди становятся способны к духовному преображению, возрождению всего прекрасного, к нравственному просветлению.

Например, в русской деревне существенную роль играли помочи: сложный состоящий из многих разнородных элементов – хозяйственно-трудового, бытового, фольклорного, ритуального характера – «обычай, в центре которого – совместный неоплачиваемый труд крестьян для аккордного завершения какого-либо срочного этапа работ у отдельного хозяина». В XIX веке помочи были распространены по всей России и применялись для многих видов работ: жатвы (дожинки), сенокоса, строительства новых изб, перевозки леса, заготовки квашеной капусты (капустки) и т.п. Все виды помочей состояли из повсеместно повторяющихся, хотя и с некоторыми вариациями, элементов: а) приглашения хозяином помощников, б) сбора участников, в) трудовой деятельности, которая обычно сопровождалась песнями, шутками, играми, т.е. не отделялась четко от праздничной части и, как правило, завершалась традиционным ритуалом, г) угощенья участников, д) гулянья.

Хотя помочи «представляли собой вполне законченный и цельный обычай, выделяемый в самосознании этноса в самостоятельное явление», в них отражались и другие (элементы традиции:

•  коллективистические ценности русской культуры, прежде всего ценность самой общины – «мира» «как основы и предпосылки существования человека;

• нравственные нормы, существовавшие в русской общине: а) норма милосердия – «совершенно безвозмездные (т.е. без непременного угощения) помочи общины отдельному члену ее при особенно неблагоприятных для него обстоятельствах (пожар, болезнь, вдовство, сиротство, падеж лошади) были по крестьянским этическим нормам обязательными» б) норма равенству, проявляющаяся в поочередных помочах, «которые производятся последовательно у всех участников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Психологический анализ обычаев, традиций и ритуалов народов стран мира

 

Исследование структуры национальной психологии или психического склада нации находит свое отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей. Еще В.В. Вундт предлагал изучать методом анализа конкретно-исторических продуктов народов: языка, мифов, обычаев, составляющих, по его мнению, основные области народной психологии.

Изучение проблемы общности культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной.

Некоторые исследователи быта народов Центральной Азии и Казахстана, анализируя обычай передачи «калыма» - выкупа за невесту, считают, что он имеет скорее всего символическую ценность, чем реальную. Известно, что в период экзогамного брака обмен женщинами не должен был влечь за собой ослабления различным племенам, семьям, откуда эти женщины были родом. Однако этот обмен лишь в редких случаях мог осуществляться одновременно, поэтому возможно, что уплата женихом выкупа на невесту являлась своеобразным залогом до передачи другой женщины из рода этого жениха, в род только что выкупленной невесты. Эта гипотеза в какой-то мере подтверждается и тем, что этот обычай почти не встречается у народов Центральной Азии, для которых экзогамный брак не обязателен.

Не все запреты, табу, существующие у народов, оказываются бессмысленными и вредными. Скорее наоборот, очень многие серьёзные запреты, потому и передаются из века в век, что за ними стоит не только обычай или религиозная догма, но и житейская целесообразность и потребность людей. Например, как показывают врачи, запрет на употребление в пищу свинины, был подсказан гигиеническими потребностями. В условия Аравии запрещение свинины было целесообразным, ибо это защищало от инвазии свиным солитером, от трихинеллеза. Сегодняшние врачи находят, что в периодических постах есть определённый медицинский смысл (уреза у мусульманов, пост у христиан и т.д.)

Информация о работе Психологический анализ обычаев, традиций и ритуалов народов стран мира