Психологические явления в группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
В своей работе я более подробно хотела бы осветить вопрос о понятиях групп, а также рассмотреть классификацию групп.

Содержание

Введение
Понятия групп
Психологические механизмы взаимодействия
Психологические явления в группах
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

К.р. - психология.docx

— 112.38 Кб (Скачать)

     Подражание – это психологический процесс следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей.

     Подражание  имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика  состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или  массовых психических состояний, но и в воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

     Подражание играет значительную роль в сфере рекламного воздействия на потребителей и существенно различается по своей природе. В частности, подражание рекламе подростками и взрослыми людьми происходит на основе различных психологических закономерностей. У взрослых подражание рекламному персонажу чаще определяется совпадением увиденного с тем, что обусловлено их ценностными ориентациями, а также мотивацией и потребностями, желанием быть похожим на преуспевающего авторитетного человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Психологические явления в группах.

     Психологические явления в группах можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к конкретным общностям, по устойчивости, по степени осознанности и т. д. Основополагающей и методологически более значимой выступает их классификации по принадлежности людей к различным социальным группам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их функционирования. Кроме того, следует помнить, что в основе всех психологических явлений в обществе лежат общесоциальные процессы взаимодействия, восприятия, взаимоотношений и общения людей. В ходе производства и потребления материальных благ люди вступают в различного рода социальные связи, в основе которых и лежат их взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и общение. Без правильного понимания их специфики нельзя хорошо понять психологию людей.

     К психологическим явлениям, возникающим  в группах, относят:

    • общесоциальные процессы;
    • явления и процессы, возникающие в больших группах;
    • явления и процессы, возникающие в малых группах
    • явления и процессы, возникающие в неорганизованных общностях;
    • явления, относящиеся к личности.

     Общесоциальные  процессы. Они представляют собой феномены, которые обеспечивают проявление психологии многих людей, независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам. К ним относят:

    • взаимодействие – это процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи;
    • социальное восприятие (перцепция) – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы;
    • взаимоотношения  - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих;
    • общение – это взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.
 

       Психологические явления и процессы, возникающие в больших группах. Они представляют собой феномены, проявляющиеся при общении, взаимодействии и взаимоотношениях людей в классовых, этнических (национальных), политических и религиозных общностях.

     Классовая психология — это психологические  явления, возникающие в процессе взаимодействия, взаимовосприятия, общения  и взаимоотношений представителей различных классов, а также социально-психологические  особенности последних. Обычно к  этому виду явлений относят психический  склад класса, а также специфику  мотивации, настроений, отношений, поведения  его представителей.

     Национальная  психология — это психологические  явления, характеризующие взаимодействие, взаимовосприятие, общение и взаимоотношения  представителей различных этносов (наций), а также их национально-психологические  особенности. Этническая психология существует и проявляется в форме национального  самосознания, на ционального характера, национального темперамента, национальных интересов и ценностных ориентации, чувств, настроений и традиций (ее структурообразующая  сторона) и национально-психологических  особенностей (ее динамическая сторона) представителей конкретных этнических общностей.

     Политическая  психология — это психологические  явления и процессы, характеризующие  деятельность и поведение людей  в борьбе за власть и в интересах  конкретных политических организаций. 
Религиозная психология — это психологические особенности взаимодействия, взаимовосприятия, общения и взаимоотношений верующих в Бога людей. К религиозной психологии обычно относят: религиозную веру, мотивы, ценностные ориентации, чувства, настроения и специфику общения верующих; а также их культовое и ритуальное поведение.
 

     Психологические явления в малых  группах. Они представляют собой феномены, возникающие и развивающиеся преимущественно в группах, немногочисленных по своему составу (например, семье). К ним обычно относят: групповые устремления, внутригрупповые отношения, групповые мнения, групповые настроения, переживания и традиции. 

     Психологические явления, возникающие  в неорганизованных общностях. Их обычно называют массовидными, т. е. возникающими в стихийно образующихся общностях людей. К ним обычно относят панику, психологические особенности массовой коммуникации, поведение людей в толпе, психологию рекламы и распространения слухов. 

     Психологические явления, относящиеся  к личности. Это феномены, обусловленные поведением, действиями и особенностями человека как личности. К ним обычно относят: социальные статус, позиции и роли личности, ее установки и стереотипы.

Заключение.

     Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и  комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» - Маркс, Энгельс, Соч. Т.46 с.214.

     Различие  между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

     Таким образом, в регуляции эффективности  коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

1. внегрупповые (физические и социальные)

2. внутригрупповые  (нормы, межличностные отношения)

3. внеличностные  (однородность - разнородность по  индивидуально- психологическим параметрам)

4. внутриличностные (индивидуально-психологические особенности  членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки)

      Фактором, связывающим все перечисленные  системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.

     Современная практика управления все более и  более подтверждает наличие несомненных  преимуществ у групповой формы  организации труда перед индивидуальной. Взаимная поддержка на базе симпатий и дружеских отношений, способствует сплочению группы, что существенно повышает результативность работы. 

     Таким образом, под группой понимаем два  лица или более, которые взаимодействуют  друг с другом таким образом, что  каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится  под влиянием других лиц и она  оказывает влияние на деятельность организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Учебное пособие. 5 изд., стереотипное. М. 2007 – с.164
  2. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. 
  3. Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования. Электронный ресурс. Режим доступа http://de.ifmo.ru
  4. Образовательный сайт Сельченковой Т.Н. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.silchenkova.ru
  5. Психология. Электронный ресурс. Режим доступа http://pro-psixology.ru
  6. Психология. Электронный ресурс. Режим доступа http://azps.ru
  7. Г.М.Андреева. Социальная психология. 3 изд. М.: Наука, 1994 Электронный ресурс. Режим доступа http://psylib.org.ua

Информация о работе Психологические явления в группах