Психологические явления в группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
В своей работе я более подробно хотела бы осветить вопрос о понятиях групп, а также рассмотреть классификацию групп.

Содержание

Введение
Понятия групп
Психологические механизмы взаимодействия
Психологические явления в группах
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

К.р. - психология.docx

— 112.38 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

  1. Понятия групп
  2. Психологические механизмы взаимодействия
  3. Психологические явления в группах

Заключение

 Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Человек живет в социуме, с которым  он строит взаимоотношения по средствам  общения с людьми в нем. Сам  же социум состоит из многочисленных социальных групп, которые в свою очередь, формируют  базовые компоненты психологии общества, а это общественное сознание и самосознание, духовно-психологическая  культура, менталитет народа, социально-психологический  климат и общественная активность.

     Причины, порождающие такое взаимодействие, могут быть самыми разными: способность  к труду, разделение труда, принадлежность к разному полу, возрасту, географические условия и др. Именно при наличии такого взаимодействия у отдельных людей начинают складываться к одним и тем же интересам отношения владения, пользования и распоряжения, а вместе с ними и отношения распределения, присвоения и потребления. При наличии этих отношений отдельные люди объединяются в определенную группу, именно в них проявляется социальное движение, что находит свое отражение в структурно-функциональных законах.

     Значит, чтобы понять, как строить взаимоотношения  в социуме, необходимо понять как  вести себя в группе при этом, понимая, в какую группу ты попал  и попал ли ты в нее.

     Существует  классификация групп, которая и  отражает специфику отношений между  людьми.  

     Целесообразность  исследования групп очевидна, т.к. они  являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

     Природа межличностных отношений в любых  общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - человек проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

     В коллективе и под его влиянием происходит становление личности - состоит ее направленность, формируются  общественная активность, воля, создаются  условия для саморегуляции и  развития способностей. Однако не каждое общность людей, в которую входит личность, можно назвать коллективом. Нужно различать понятия "группа" и "коллектив". Группой можно  назвать любое объединение людей  независимо от того, какого характера  связи оказываются между ее членами.

     Реальность  общественных отношений всегда дана как реальность отношений между  социальными группами, поэтому для  социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует  вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые  возникают в человеческом обществе.

     В своей работе я более подробно хотела бы осветить вопрос о понятиях групп, а также рассмотреть классификацию  групп.

     Понятия групп.

     Социальная  группа - любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность человека в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

     Основными критериями выделения типологий  могут выступать:

    • количество человек в группе;
    • общественный статус;
    • уровень развития и т. д.

     По  общественному статусу группы делятся  на формальные и неформальные.

     По  количеству членов выделяют большие  группы, средние, малые группы и микрогруппы.

     По непосредственности взаимосвязей на реальные и номинальные.

     По  значимости на референтные и группы членства (нереферентные).

     По  уровню развития слаборазвитые и  высокоразвитые или как еще называют неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

     Формальные  группы и неформальные группы. Первые имеют заданную извне структуру и функционируют в соответствии с заранее установленными целями, уставами и пр., вторые создают структуру сами и складывается такая группа на основе личных симпатий и антипатий.

        Большие группы – общности людей, существующие в масштабах страны, государства и основанные на разного типа социальных связях, не предполагающих обязательных личных контактов.

     Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми  членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает  опосредованное взаимодействие, поэтому  в большой группе обязательно  возникает необходимость в организованной регламентации деятельности её членов.

     Малые группы – небольшие общности, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения.

     Во  всех отношениях между членами малой  группы выступает элемент личного  знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных взаимодействий формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.

     Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение).

     В зависимости от характера отношений  и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

     Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

     Микрогруппы – группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся особой близостью отношений между их членами.

     Организованные  группы – группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время.

     Неорганизованные  группы такой структуры и налаживания отношений, как у организованной группы, не имеют и являются недавно созданными.

     Реальные  группы людей, общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Такие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной роли.

     Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.

     Термин  «референтная группа», впервые введенный в оборот социальным психологом Мустафой Шерифом в 1948 г., означает реальную или условную социальную общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Мальчик, играя на гитаре или занимаясь спортом, ориентируется на образ жизни и поведение рок-звезд или спортивных кумиров. Работник организации, стремясь сделать карьеру, ориентируется на поведение высшего руководства. Можно заметить также, что честолюбивые люди, неожиданно получившие много денег, стремятся подражать в одежде и манерах представителям высших классов.

     Группы  членства (нереферентные) – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, симпатиях и антипатиях.

     Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, эффективной совместной работы.

     Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.Высшей формой организации группы является коллектив. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.

     Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать  ряду весьма высоких требований: успешно  справляться с возложенными на нее  задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. 
 
 
 
 
 

     Психологические механизмы взаимодействия.

     С помощью чего же строятся взаимоотношения, общение и взаимодействие людей  в группах?

     Ответом на этот вопрос является – с помощью  психологических механизмов.

       

     Заражение представляет собой психологический механизм передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому (влиянию) со стороны других людей.

      Чаще  всего этот механизм встречается  в референтной группе.

  Примеры:

  - религиозные экстазы;

  - массовые психозы;

  - паника (следствие дефицита или  избытка информации о пугающей  или непонятной новости). Но если  в ситуации паники находится  человек, способный предложить образец поведения, которое восстановит нормальное эмоциональное состояние толпы, панику можно прекратить;

     Особенно  велика роль заражения для возникновения "психических эпидемий" среди  больших групп населения. К ним  можно отнести кликушество,  бесчинства фанатизированной толпы, повальное  увлечение модой, различными веяниями в искусстве, литературе, медицине и  т. д.

     Оно играет важную роль в общественной жизни. Умелое использование психического заражения – важнейший компонент  работы педагога, руководителя и вообще любого воспитателя.

     Заражение – не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера  может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф, учителя, увлекающего своих учеников и  т.д.

Информация о работе Психологические явления в группах