Психологические трудности общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:57, реферат

Описание работы

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Актуальность проблемы психологических трудностей общения обу-
словлена рядом обстоятельств. Прежде всего она определяется особенностью
современного этапа развития нашего общества - приоритетом социальной

Содержание

Содержание
Введение
1. Понятие, критерии и уровни успешности общения
2. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении
Заключение
Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Аутистичность - свойства личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии. Для понимания аутистичности как черты личности, обусловливающей дефицит общения, следует подчеркнуть, что аутизм, аутизация - термины, обозначающие болезненное развитие.

Поскольку главным стержнем аутизма является недостаточность общения, неконтактность, В.Е. Каган определяет это явление следующим образом: "аутизм как психопатологический синдром характеризуется недостаточностью общения, формирующейся на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок опытов общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение".

Аутистичность как личностная черта отражается на всей сфере контактов  человека; дефицитность общения такого человека является отчасти вынужденной, отчасти неизбежной. Многие черты поведения аутистичного ребенка напоминают сглаженный, нечетко выраженный аутизм. Однако такой ребенок обладает компенсаторными механизмами, которые при благоприятных отношениях в семье позволяют удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников.

Среди главных психологических  причин аутистического развития можно  назвать следующие:

1. Ранимость, повышенная  чувствительность, фиксация на неприятных  впечатлениях, плохая переносимость  внешних воздействий, предрасположенность к страхам и тревожности.

2. Слабость общего  и психического тонуса, отсюда - быстрая  пресыщаемость контактами, недостаточность  произвольного внимания и других  произвольных форм поведения.

3. Аутические психопатии, которые могут стать серьезными  и труднопреодолимыми причинами одиночества. Они могут быть обусловлены следующими факторами: токсикозы при родах, психотравма матери при беременности, болезни первого года жизни, старые родители, решившие завести ребенка в очень позднем возрасте, - то есть обстоятельствами рождения ребенка.

Отчужденность - проявляется  как чувство бессилия перед повседневными  проблемами, чувство бессмысленности  происходящего; отъединенность, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадением из социальных связей. Это  состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского и товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей, дефицитом теплого сердечного общения.

Стержнем отчужденности  является аномия, которая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации.

Причиной такой дезориентации  может быть социальная ситуация, в  которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми  требованиями, либо ситуация отсутствия норм.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится "недружелюбным" - жестоким, безразличным, асоциальным.

Отчужденный не принадлежит к группе, социальные связи нарушены. Современные высокобюрократизированные системы лишь усиливают чувство отчужденности, которое чаще всего является результатом дефектного процесса социализации. У человека нет возможности и условий для адекватной самооценки и приспособления, и это, в конечном итоге, приводит либо к преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.

Успешность общения  отчужденных значительно ниже среднего по выборке и объясняется как  внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью.

Отчужденность может  быть и не слишком тяжелым переживанием, поскольку является (условно) добровольно  выбранным одиночеством. Но дефицит  общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми.

В последние годы у  юношества, испытывающего самые  разные трудности в общении, появилась  возможность получить профессиональную консультацию и помощь специалистов-психологов. В Петербурге создаются специализированные школы общения, предлагающие хорошо продуманную программу лекций, бесед, практических занятий, консультаций.

Опрос участников одной  из таких школ проводился в 1990-1991 гг. Для исследования были использованы методики СУМО ("Саморегуляция и успешность межличностного общения") и опросник "Семья и друзья", а также личностный опросник Р. Кэттелла. Было опрошено 83 человека (63 девушки и 20 юношей) в возрасте от 16 до 21 года. Для сравнения использовался материал опроса по тем же методикам 490 учащихся старших классов петербургских школ.

По своему демографическому составу и психологическим характеристикам  группа из школы общения значительно  отличается от старшеклассников обычной  средней школы. Количество лиц, испытывающих при общении разнообразные трудности, составляет от 1/4 (аутистичные, чрезмерно сенситивные) до 3/4 (застенчивые) общего числа опрошенных участников школы общения.

Оказалось, что полная семья есть только у половины опрошенных, у остальных в семье нет отца. Лидером в полной семье чаще бывает мать. Слабое влияние отца в семье может быть одной из причин трудностей в общении. У пятой части молодежи совсем нет друзей. Половина из обследованных вела дневник, что свидетельствует о высокой рефлексивности при недостаточности дружеских связей.

Слушатели школы общения  менее свободны, раскованны; они  не умеют поддерживать контакт, с  трудом используют мимику и жесты, невысоко оценивают свои возможности в  сфере общения и способность  влиять на людей. Низок уровень самоуважения, выражено обостренное чувство собственной неполноценности. При этом, несмотря на недостаточное развитие навыков и умений, эти лица не конфликтны. В то же время они, испытывая чувство отъединенности от людей, переживают невозможность доверительного общения.

Такой большой вес  и разнообразие различных трудностей в относительно небольшой группе молодежи, объединенной общим стремлением  к улучшению своих взаимоотношений  и большей удовлетворенности  общением, позволяет предположить наличие синдрома трудностей. В одних случаях это - определенный дефект личностной структуры, в других - неблагоприятное сочетание свойств личности с отсутствием умений.

Трудности лиц, обратившихся в школу общения, выражаются в  доминировании таких черт, как застенчивость, отчужденность, аутистичность, интровертированность, которые в среднем незначительно превышают выраженность этих проблем у учащихся средней школы.

Психологические принципы для выработки рекомендаций и  оказания профессиональной психологической помощи должны опираться на представление о сложности, связанности и личностной укорененности трудностей общения, с некоторыми из которых (застенчивость, замкнутость) необходимо научиться жить.

Роль психолога в  этом случае должна заключаться в  снятии у человека излишней самокритичности, пессимизма, неуверенности в себе. Невротизированным требуется психотерапевтическая помощь, а тем, кто не сформировал в семье необходимые навыки и умения, поможет социально-психологический тренинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Окружающая нас жизнь  сложна и многообразна, как и сам  человек. Феномен человеческого  общения является значимым для нас. Последние годы интерес к теории и практике человеческого общения  постоянно возрастает. Не один источник по психологии никогда не сможет дать готовых рецептов, как действовать в той или иной ситуации. Вместе с тем изучение реальной многогранности всех видов, типов человеческого общения, особенностей тех или иных ситуаций отрабатывает оптимальные психотехнологии коммуникационного процесса, позволяет корректировать межличностные отношения. Знакомства с новыми достижениями в области человеческого общения позволяет руководителям достичь высокого профессионального уровня в управлении людьми и группами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.  Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2002. - 544с.: ил.

2. Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 560с.

3. Основы психологии. Практикум/  Ред. - сост.Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2000. - 576с.

4. Практикум по общей, экспериментальной  и прикладной психологии: Учеб. пособие/  В.Д. Бадалин, В.К. Гайда, В.К.  гербачевский и др. // Под общей  редакцией А.А. Крылова, С.А.  Маничева. - СПб.: "Питер", 2000. - 560с.

5. Практикум по психологии состояний:  Учебное пособие/ Под ред. проф.А.О.  Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - 480с.

6. Психология личности в трудах  зарубежных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 320с.


Информация о работе Психологические трудности общения