Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:57, реферат
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Актуальность проблемы психологических трудностей общения обу-
словлена рядом обстоятельств. Прежде всего она определяется особенностью
современного этапа развития нашего общества - приоритетом социальной
Содержание
Введение
1. Понятие, критерии и уровни успешности общения
2. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении
Заключение
Список использованной литератур
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра общей и возрастной психологии
Реферат по дисциплине «Психология общения»
на тему:
«Психологические трудности общения»
студента 5 курса 7 группы
факультета педагогики и психологии ОГУ
Орел,2012г.
Содержание
Введение
1. Понятие, критерии и уровни успешности общения
2. Дефицитное общение:
комплексные трудности в
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Общение - это сложный,
многоплановый процесс
Актуальность проблемы психологических трудностей общения обу-
словлена рядом обстоятельств. Прежде всего она определяется особенностью
современного этапа развития нашего общества - приоритетом социальной
сферы, переориентацией политических, социально-экономических задач на
человека, на развитие его личности. Развитие международных и
межнациональных отношений, принимающих порой острые и
противоречивые формы, также делает необходимым рассмотрение
психологических трудностей общения, психотехнологии, поскольку в них
находит выражение национальная и социальная культура, традиции, обычаи
народа, без учета которых невозможно решать возникающие проблемы. В
последнее время в связи с развитием практики социального обучения,
социально-психологического тренинга, подготовки личности к различным
видам деятельности количество вопросов, важных для сферы общения,
значительно возросло. Произошла переориентация в сторону исследования
взаимодействия личности и группы, взаимодействия личности и общения,
общения и совместной деятельности. В результате усилился интерес к тем
сторонам общения, которые оказывают непосредственное влияние на
групповые процессы, совместную деятельность.
Чем объяснить все возрастающий в наши дни интерес к вопросам об-
щения? Исследования связывают это с развитием и влиянием на разные
формы общественной жизни таких наук, как кибернетика, теория
информации. Многие люди связывают интерес к общению с возросшими
сложностями современных производственных и коммерческих отношений.
Владение культурой общения - одно из важнейших профессиональных
качеств личности в любой сфере деятельности.
1. Понятие, критерии и уровни успешности общения
Критерии успешности, средства и способы, необходимые для формирования успешности межличностного общения, могут быть выведены по аналогии с критериями групповой деятельности.
Отсутствие конфликтов
не является надежным показателем успешности
по двум причинам: а) вместо открытых конфликтов
может наблюдаться
Успешность любой групповой деятельности в социальном психологическом аспекте определяется достижением целей (в неформальном межличностном общении ими является контакт, психологическая близость, доверительное отношение); удовлетворенностью (в данном случае - удовлетворенность самим процессом общения, когда в ходе общения не возникает чувства досады, длительных пауз и т.п.); отсутствием трудностей (в первую очередь напряженности, скованности, внутренних преград, зажатости и пр.).
Таким образом, психологическим показателем успешности неформального межличностного общения является его спонтанность, легкость, обеспеченная навыками и хорошей саморегуляцией, удовлетворенность общением вследствие достижения психологического контакта и взаимопонимания.
Успешность общения проявляется в достижении и сохранения психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами.
В данном случае успешность определяется скорее не как единичный конечный результат, но как процесс, в который оба партнера должны сделать равный вклад, чтобы достигнуть состояния взаимной удовлетворенности.
Основными психологическими критериями успешности общения следует считать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность и удовлетворенность.
Общительность относится к числу наиболее общих и первичных черт характера.
В общительности выражается потребность человека в других людях и контактах с ними, стремление к этим контактам, их интенсивность и легкость, а также склонность человека к дружескому поведению в ситуации общения, стремлении взять на себя инициативу в контакте, при случае - и роль лидера в группе.
Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт: умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и менять тему, знакомиться, находить правильную форму обращения к другому человеку; обычно сопряжена с такими умениями, как владение жестикуляцией, уместность и богатство мимики, выразительность интонации и поз. Противоположной чертой является замкнутость, крайнее выражение которой - аутистичность.
Контактность - это специфическое социальное умение, в основе которого лежит природная общительность. Это способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии: способность, обеспеченная владением навыками и умением общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту личностными свойствами. Она проявляется в большей способности мобилизовать все имеющиеся средства для достижения контакта (владение состоянием, телом и мимико-выразительными средствами, настроенность на контакт), в умении изменять в зависимости от ситуации меру своей открытости и избираемые средства воздействия, во владении коммуникативной ситуацией в целом.
Помимо контактности, еще одним критерием успешности общения является коммуникативная совместимость. Это один из видов социально-психологической совместимости, означающей готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший климат в группе.
Совместимостью называется такой психологический эффект, сочетание индивидов, который выражается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворенностью и отсутствия напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах.
Коммуникативная совместимость
- частный вид совместимости, возникающий
на основе взаимопонимания и
Адаптивность в общении говорит о готовности к пересмотру привычных решений, умении сохранять настойчивость, способности гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, уверенности в себе и своих принципах, полной включённости в социальные связи, следовании социальным нормам; при этом можно отметить достаточно гибкое и свободное владение человеком своими состояниями. По существу, хорошая адаптивность означает высокую меру личной свободы в контактах, которая противоположна податливому конформному поведению.
Удовлетворенность общением и отношениями - характеристика субъективной стороны личностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях, психологическое состояние, обладающее мобилизующим эффектом во многих видах деятельности, включает чувство полноценности и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиночества.
Исследование успешности общения проводилось В.Н. Куницыной в 1991г.
Для количественного
выражения успешности общения были
использованы индексы контактности,
адаптивности и коммуникативной
совместимости, каждый из которых представляет
собой соотношение групп
Общий показатель успешности
представлял собой среднее
Психологическая характеристика уровней успешности:
1. Уровень мастерства
и свободы в общении - предполагает
высокую совместимость,
2. Лидерский уровень
- его легко достигают
3. Радикально-партнерский
уровень - характерен для партнерски-
4. Рационально-консервативный уровень - лица, составившие эту группу, консервативны, закрыты, расчетливы, нон-конформны, погружены в себя, мечтательны, плохо контролируют эмоции; у них отсутствует эмпатия.
5. Агрессивно-авторитарный
уровень - на нем авторитарность
сочетается с высокой
6. Уровень невротического
одиночества и застенчивости
- его составили люди с глубоким
чувством одиночества,
2. Дефицитное
общение: комплексные
Дефицит доверительных близких отношений приводит к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству.
К трудностям общения, в основе которых, в отличии от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, понимаемое не как разрыв социальных связей, а как тягостное ощущение, переживание субъективной отъединенности, неудовлетворительности и поверхностности сложившихся взаимоотношений, т.е. своеобразное психологическое одиночество.
Психологи выделяют следующие 4 разновидности одиночества:
а) космическая (соотнесенность человека с природой и миром; самоотчужденность);
б) культурная (потеря связи с культурным наследием, разрыв поколений);
в) социальная (отторжение значимой группой, результат - смятение и депрессия);
г) межличностное (
Если человек попадает в перекрестье всех четырех видов одиночества, он глубоко несчастен, его судьба - выпадение из социальных связей и внутренняя дезинтеграция.