Психологические типы личности и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и охарактеризовать психологические типы личности К. Г. Юнга.
Задачи:
Рассмотреть сознание и бессознательное в понимании К. Г.Юнга.
2. Охарактеризовать и проанализировать психологические типы личности К. Г. Юнга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Сознание и бессознательное……………………………………………….5
Психологические типы личности и их характеристика………………..10
Заключение………………………………………………………...………….24
Список использованных источников………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Психотипы личности Юнга.rtf

— 280.72 Кб (Скачать)

     Самые фанатичные люди относятся именно к этому типу, их религиозность возвращает их к диким ритуалам. Юнг отмечал: Специфически навязчивый характер невротических симптомов представляет собой  бессознательное восполнение к сознательной моральной непринужденности, свойственной исключительно ощущающей установке, которая с точки зрения рационального суждения без выбора воспринимает все происходящее[5].

     Экстравертный интуитивный тип. Интуиция в экстравертной установке представляет собой активный, творческий  процесс, который с такой же степенью влияет на объект, с какой и он.

     Одной из функций интуиции является передача образов или наглядных представлений об отношениях и обстоятельствах, которые с помощью других функций или совсем непостижимы, или могут быть достигнуты лишь на далеких, окольных путях.

     Интуитивный тип при передаче окружающей его действительности постарается описать не фактичность материала, в отличие от ощущения, а ухватить наибольшую полноту событий, опираясь на непосредственное чувственное ощущение, а не на сами ощущения.

     Для интуитивного типа каждая жизненная ситуация оказывается замкнутой, гнетущей, и задача интуиции - найти выход из этого вакуума, постараться его отомкнуть. Еще одной особенностью экстравертного интуитивного типа является то, что у него очень сильная зависимость от внешних ситуаций. Но зависимость эта своеобразная и она направлена на возможности, а не на общепризнанные ценности.

     Этот тип направлен на будущее, он постоянно находится в поисках чего-либо нового, но как только это новое  достигнуто и не видно дальнейшего прогресса, то он сразу теряет всяких интерес, становится безразличным и хладнокровным. В любой ситуации он интуитивно выискивает внешние возможности и ни разум, ни чувство не могут его удержать, даже если новая ситуация идет вразрез с его прежними убеждениями.

     Чаще эти люди становятся во главе кого-либо начинания, максимально используют все возможности, но как правило, не доводят дело до конца. Они растрачивают свою жизнь на других, а сам остается у разбитого корыта.

       Интровертный мыслительный тип. Интровертное мышление ориентируется на субъективный фактор, т.е. имеет такую внутреннюю направленность, которая в итоге определяет суждение.

     Внешние факторы не являются причиной и целью этого мышления. Оно находится под влиянием идей, которые вытекают, но не из объективного данного, а из субъективной основы. Такой человек будет следовать своим идеям, но не ориентируясь на объект, а ориентируясь на внутреннюю основу. Он стремиться к углублению, а не к расширению. Объект для него никогда не будет иметь высокую цену и в худшем случае он будет окружен ненужными мерами предосторожности.

     Человек этот типа молчалив, а когда говорит, чаще наталкивается на людей,которые его не понимают. Если же его случайно однажды поймут, тогда он впадает в легковерную переоценку. В семье он чаще становится жертвой честолюбивых женщин, умеющих эксплуатировать, или же он остается холостяком. Человек интровертного типа любит одиночество и думает, что уединение защитит его от бессознательных воздействий. Однако это еще больше уводит его в конфликт, который внутренне его изнуряет.

            Интровертный чувствующий тип. По мнению Юнга интровертное чувство старается не приноровиться к объективному, а поставить себя над ним, для чего оно бессознательно пытается осуществить лежащие в нем образы[5].

     Люди такого типа обычно молчаливы и трудно доступны. В конфликтной ситуации чувство проявляется в виде отрицательных суждений, либо в полном равнодушии к ситуации.

     Юнг отмечал что, интровертный чувствующий тип встречается, главным образом, среди женщин. Он характеризует их как молчаливых, труднодоступных, непонятных, часто скрывающихся под детской или банальной маской, нередко так же отличаются меланхолическим характером. Хотя внешне такой человек выглядит как полностью уверенный в себе, умиротворенный и спокойный, но его истинные мотивы в большинстве случаев остаются скрытыми. Его холодность и сдержанность является поверхностной, а истинное чувство развивается вглубь[5].

     Интровертный ощущающий тип. Ощущение в интровертной установке имеет субъективный характер, т.к. радом объектом, который ощущается, стоит субъект, который ощущает и который привносит к объективному раздражению субъективное расположение. Такой тип чаще всего встречается среди художников.

       Иногда детерминанта субъективного фактора становится настолько сильной, что она подавляет объективные воздействия. В этом случае функция объекта сводится к роли простого возбудителя и субъект, воспринимающий те же вещи, не останавливается на чистом воздействии объекта, а занимается субъективным восприятием, которое вызвано объективным раздражением. Иными словами, человек интровертного ощущающего типа передает образ, который не воспроизводит внешнюю сторону объекта, а обрабатывает его в соответствии с его субъективным опытом и воспроизводит в соответствии с ним.

     Интровертный ощущающий тип относится к иррациональным, т.к. он производит выбор из происходящего не на основании разумных суждений, а ориентируясь по тому, что именно происходит в этот момент.

     Внешне этот тип  производит впечатление спокойного, пассивного человека с разумным самообладанием. Это происходит вследствие его не соотнесенности с объектом. Но внутри этот человек - философ, задающий себе вопросы о смысле жизни, назначении человека и т.д. Юнг считает, что если у человека нет художественной способности выражения, то все впечатления уходят вовнутрь и держат сознание в плену. Ему стоит большого труда  донести до других людей объективное понимание, да и к себе он относится без всякого понимания. Развиваясь, он все дальше удаляется от объекта и переходит в  мир субъективных восприятий, которые переносят его в мир мифологии и домыслов. Хотя этот факт остается у него неосознанным, но он влияет на его суждения и поступки. Его бессознательная сторона отличается вытеснением интуиции, которая в корне отличается от интуиции экстравертного типа. Например, человек экстравертной установки отличается находчивостью, хорошим чутьем, а интровертной - способностью пронюхать все двусмысленное, темное, грязное и опасное на задних планах деятельности.

     Интровертный интуитивный тип.  Интуиция в интровертной установке направлена на внутренние объекты, которые представляются в виде субъективных образов. Эти образы не встречаются во внешнем опыте, а являются содержанием бессознательного. По мнению Юнга, они являются содержанием коллективного бессознательного, следовательно, не доступны онтогенетическому опыту. Человек интровертного интуитивного типа, получив раздражение от внешнего объекта, не останавливается на воспринятом, а пытается определить что было вызвано внешним внутри объекта. Интуиция идет дальше ощущения, она как бы старается заглянуть дальше, за ощущение, и воспринять внутренний образ, вызванный ощущением[5].

     Отличие   экстравертного интуитивного типа от интровертного состоит в том, что первый выражает безразличие по отношению к внешним объектам, а второй к внутренним; первый чувствует новые возможности и шагает от объекта к объекту, второй переходит от образа к образу, ища новые заключения и возможности.

     Юнг утверждал что, тот человек, который является интровертным интуитивным типом, представляет собой мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника, с другой стороны. Углубление же интуиции вызывает удаление индивида от осязаемой действительности, так что он становится совершенно непонятен даже для самых близких. Если же этот тип начинает задумываться о смысле жизни, что он представляет собой и его ценность в мире, то перед ним становится моральная проблем, которая не ограничивается одним только созерцанием.

     В заключение хочется добавить, что не следует забывать того, что живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации. Юнг писал, что при попытках изменить тип личности человек становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки [3].

       С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей, реализует себя всё более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как обретение самости, являющейся результатом стремления всех компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

     Согласно Юнгу, конечная жизненная цель -- это полная реализация “Я”, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация -- это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своём конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому, высвобождается энергия необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг назвал самореализацией. Он считал, что это конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей[2]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

      

     Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики.  Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психическо-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное описание универсальных и психических образов.

     Задача которую ставил Юнг, при разработке аналитической психологии - раскрыть психический мир человека как естественное целое явление, не ограничивается лишь терапией неврозов или изучением его интеллекта или патологических особенностей.  Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал сам Юнг, аналитическая психология есть практическая дисциплина в том смысле, что наряду с познанием целостной природы психики она оказывается и техникой психического развития, применимой к обычным людям, является вспомогательным средством в области медицинской и педагогической, религиозной и культурной деятельности. 
 

      
 
 
 
 
 
 
 

  Список использованных источников

 

    Самуэльс Э. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга / К.Г. Юнг. - М.:  ЭСИ, 2002. - 140с.

    Юнг К.Г. Архетип и символ/ К.Г. Юнг. - М.:  Ренессанс,  2006. - 244с.

    Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления / К.Г. Юнг. - М.: АСТ-Пресс, 2003. - 188с.

    Юнг К.Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное / К.Г.Юнг. - М.: ПРИОР, 2002. - 228с.

    Юнг К.Г. Психологическая теория типов/ К.Г. Юнг. - М.:  Ава, 2009. - 246с. 

Информация о работе Психологические типы личности и их характеристика