Психологические типы личности и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и охарактеризовать психологические типы личности К. Г. Юнга.
Задачи:
Рассмотреть сознание и бессознательное в понимании К. Г.Юнга.
2. Охарактеризовать и проанализировать психологические типы личности К. Г. Юнга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Сознание и бессознательное……………………………………………….5
Психологические типы личности и их характеристика………………..10
Заключение………………………………………………………...………….24
Список использованных источников………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Психотипы личности Юнга.rtf

— 280.72 Кб (Скачать)

     Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики и определил их как[5]:

    Экстраверсия - есть до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту.

    Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение.

     Итак, общие типы установки отличаются друг от друга особой установкой по отношению к объекту. У интроверта отношение к нему абстрагирующее, он старается оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный, наоборот, относится к объекту положительно, он ориентирует свою субъективную установку по объекту, т.е. иными словами экстравертная установка характеризуется позитивным, а интровертная - негативным отношением к объекту.

     Экстраверт мыслит, чувствует и действует, соотнося себя с объектом; он ориентируется прежде всего, на внешний мир. Основой для интровертной ориентации служит субъект, а объект играет лишь второстепенную роль.  На практике эти типы мы можем видеть даже не проводя специальных исследований. Замкнутые, трудно располагаемые к разговору, пугливые натуры представляют собой полную противоположность людям с открытым, обходительным, веселым и приветливым характером, которые со всеми ладят, иногда сорятся, но всегда стоят в отношении к окружающему миру, влияют на него и со своей стороны  воспринимают его влияние.

     В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип.

     К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие - с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие - более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции[5]:

     1.  мышление;

     2.  чувство;

     3.  интуицию;

     4.  ощущение.

     Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

     Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.

     Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

     Ощущение есть та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

     Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. Юнг утверждал - «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии» [3].

     Если же у человека, например, мышление оказывается на одном уровне с чувством, то речь идет об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является признаком примитивного состояния духа.

     По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства». Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция - ощущение.

     Юнг разделил все психологические функции на два класса [5]:

     1.  Рациональные (мышление и чувство) - есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему.  Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.

     2.  Иррациональное (интуиция и ощущение) - это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.

     Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального. В соответствии со своей природой интуиция и ощущение должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума.

     И рациональный, и иррациональный подход могут сыграть свою роль в решении разных ситуаций. Юнг писал: «слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути» [5].

     Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов (Таблица 1.).

     Таблица 1. Психологические типы К. Г. Юнга

     
  Рациональные Иррациональные
Экстраверты Экстравертный мыслительный

тип

Экстравертный чувствующий

тип

Экстравертный ощущающий  тип

Экстравертный интуитивный тип

Интроверты Интровертный мыслительный тип

Интровертный чувствующий тип

Интровертный ощущающий тип

Интровертный интуитивный тип

 
 
 

     Рассмотрим каждый из типов по отдельности.

     Экстравертный мыслительный тип. Вследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по объективным данным. Отсюда вытекает особенность мышления: ориентированность мышления, с одной стороны, на субъективных, бессознательных источниках, с другой стороны - оно подкрепляется объективными данными, которые поставляются чувственными апперцепциями.

     Экстравертное мышление не всегда конкретно. Оно может быть единым при условии, что идеи заимствованы из вне, то есть переданное через воспитание, образование и т. д. Отсюда вытекают следующие критерии экстравертного мышления [5]:

     1) Направленность процесса суждения - передается оно извне или же имеет субъективный источник;

     2) Направленность умозаключений - имеет ли мышление преимущественное направление на внешнее или нет.

     Рассмотрим человека, который представляет собой чистый тип экстравертного мышления. Вся его жизнь, его жизненные проявления находятся в зависимости от интеллектуальных выводов, общепризнанных идей и других объективных данных или фактах. Девиз его жизни - никаких исключений,  его идеалы являются чистейшей формулой объективной фактической реальности и потому они должны быть и общезначимой истиной, необходимой для блага человечества. В его жизни большую роль играют такие выражения, как, «собственно говоря», «следовало бы», нужно было бы» и т.д. Он как бы подавляет все то, что идет из чувственного познания - вкус, художественное понимание, эстетические занятия. Страсти, религия и другие иррациональные формы вообще удалены до полной бессознательности[5].

     Экстравертный чувствующий тип.Функция чувства постигает мир, оценивая явление с точки зрения того, приняты они или не приняты, приемлемы или не приемлемы. Эта функция, так же как и мышление в экстравертной установке ориентируется по объективному данному, т.е. объект, является неизбежной детерминантой  самого способа чувствования.

     Юнг разделяет экстравертное чувство на позитивное и негативное. Если люди ходят в театр, на концерт или в церковь  - все это относится к позитивным чувствам. Но если объект приобретает преувеличенное влияние, то позитивное влияние утрачивается и объект ассимилирует себе данное лицо, вследствие чего личностный характер чувствования, составляющий его главную прелесть утрачивается.

     Наибольшее количество представителей экстравертного чувствующего типа, по мнению Юнга, встречаются среди женщин. У большинства из них чувство развилось до такой функции, которая уже не подчиняется сознательному контролю, но приспособлено к объективным условиям.

     Наиболее наглядно, по мнению Юнга, это проявляется в выборе объекта любви. Он пишет [3]: «любят подходящего мужчину, а не какого-нибудь другого; он является подходящим не потому, что  он вполне отвечает субъективному скрытому существу женщины, - в большинстве случаев она об этом совершенно не знает, - а потому, что он отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия, возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности своей семьи». Такие женщины бывают хорошими женами и хорошими матерями, но до тех пор, пока чувству не будет мешать мышление. Поэтому мышление у этого типа по возможности подавляется. То чего женщина не может чувствовать, она не может и мыслить сознательно. При выходе компенсирующего мышления из сферы бессознательного у женщин наблюдаются моменты, когда то, что они больше всего ценили, совершенно утрачивает свою ценность. При этом у женщин наблюдаются неврозы в виде истерии с характерным для нее инфантильно-сексуальным миром бессознательных представлений.

     Экстравертный ощущающий  тип. В экстравертной установке ощущение зависит  от объекта, определяется преимущественно объектом, его сознательным применением. Те объекты, которые вызывают наиболее сильное ощущение, являются решающими для психологии индивида. Ощущение есть жизненная функция, наделенная самым сильным жизненным влечением. Если объект вызывает ощущение, значит, он является значимым и вступает в сознание как объективный процесс. Субъективная же сторона ощущения задержана или вытеснена.

     Человек, принадлежащий к экстравертному ощущающему типу, в течение всей жизни  накапливает опыт о реальном объекте, но как правило, не использует его. Ощущение лежит в основе его жизнедеятельности, является конкретным проявлением его жизни, его желания направлены на конкретные наслаждения и означает для него полноту действительной жизни.

     Реальность для него состоит в конкретности и действительности, а все, что стоит выше этого допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущение. Все мысли и чувства, приходящие изнутри, он всегда сводит к объективным основам. Даже в любви он основывается на чувственных прелестях объекта.  Но чем больше ощущение преобладает, тем неприятнее становится этот тип: он превращается или в грубого искателя впечатлений, или в беззастенчивого эстета.

Информация о работе Психологические типы личности и их характеристика