Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа
Цель работы.
Рассмотреть, изучить психологические тесты как инструмент психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции
Задачи.
Изучить психодиагностику, классификация, требования, предъявляемые к ее методам.
Рассмотреть виды тестов, требования, предъявляемые к ней, правило проведения тестирования.
Проанализировать общую характеристику методов психодиагностики
ВВЕДЕНИЕ
1.Общая характеристика методов психодиагностики
и предъявляемые к ним требования.
1.1. Психодиагностика, классификация, требования, предъявляемые к ее методам.
1.2. Тесты и требования предъявляемые к ней, правила
проведения тестирования.
2. Методики исследования познавательных затруднений.
2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Четвертое требование – наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происходят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно возрос. Существует эмпирически установленное правило, в соответствии с которым как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться.
Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие:
1.Прежде
чем применять тот или иной
тест, психологу необходимо
2.Важно
заранее позаботиться о том,
чтобы перед началом
3.Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования.
4.Для
каждого теста должна
Прежде
чем приступить к практическому
тестированию, необходимо провести определенную
подготовительную работу
к нему. Она состоит в следующем. Вначале
испытуемым представляют тест и объясняют,
для чего он предназначен, с какой целью
проводится тестирование, какие данные
в результате него могут быть получены
и каким образом они могут быть использованы
в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются
того, чтобы она было правильно понята
всеми испытуемыми. Убедившись в этом,
психолог приступает к тестированию, строго
следя за соблюдением инструкции и всех
указанных выше условий, обеспечивающих
достоверность получаемых результатов.
2. Методики исследования познавательных затруднений.
В современной психологии применяется немало различных методов психодиагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. Последнее название относиться только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, т. е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых – получение достоверных знаний. Приведем два примера, показывающих разницу между психодиагностическими и исследовательскими методами.
Методика. Определение продуктивности и устойчивости внимания.
Ребёнку
предлагается бланк с кольцами Ландольта
в сопровождении следующей
«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В это игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получиться не хуже, чем у остальных детей».
Далее ребёнку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определённом месте, и зачёркивать их.
Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребёнок должен поставиь черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала команда.
После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребёнок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При
обработке результатов
Продуктивность и устойчивость внимания ребёнка определяются по формуле:
S= 0, 5 N – 2, 8 n / 60
где: S – показатель продуктивности и устойчивости внимания; N - количество колец, просмотренных ребёнком за минуту; n – количество ошибок, допущенных ребёнком за это же время.
В
процессе обработки результатов
вычисляются пять поминутных показателей
S и один показатель S, относящийся ко всем
пяти минутам работы, вместе взятым.