Психологические тесты как инструмент психодиагностики , психопрофилактики, психокоррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
Рассмотреть, изучить психологические тесты как инструмент психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции
Задачи.
Изучить психодиагностику, классификация, требования, предъявляемые к ее методам.
Рассмотреть виды тестов, требования, предъявляемые к ней, правило проведения тестирования.
Проанализировать общую характеристику методов психодиагностики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Общая характеристика методов психодиагностики
и предъявляемые к ним требования.
1.1. Психодиагностика, классификация, требования, предъявляемые к ее методам.
1.2. Тесты и требования предъявляемые к ней, правила
проведения тестирования.
2. Методики исследования познавательных затруднений.
2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

    Четвертое требование наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происходят в психологическом развитии людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно возрос. Существует эмпирически установленное правило, в соответствии с которым как минимум один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться.

    Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие  правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие:

    1.Прежде  чем применять тот или иной  тест, психологу необходимо познакомиться  с ним и попробовать его  на самом себе или на другом  человеке. Это позволит в дальнейшем  избежать возможных ошибок, связанных  с проведением тестирования и  обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.

    2.Важно  заранее позаботиться о том,  чтобы перед началом выполнения  тестовых заданий испытуемые  хорошо поняли их и сопровождающую  тест инструкцию.

    3.Во  время проведения тестирования  необходимо следить за тем,  чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования.

    4.Для  каждого теста должна существовать  обоснованная и выверенная процедура  обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены.

    Прежде  чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она было правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов. 
 
 
 
 

    2. Методики исследования познавательных затруднений.

2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.

 

    В современной психологии применяется  немало различных методов психодиагностики, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. Последнее название относиться только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, т. е. позволяют получать точные количественные и качественные характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых – получение достоверных знаний. Приведем два примера, показывающих разницу между психодиагностическими и исследовательскими методами.

    Методика. Определение продуктивности и устойчивости внимания.

    Ребёнку предлагается бланк с кольцами Ландольта  в сопровождении следующей инструкции:

    «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая  называется «Будь внимателен и работай  как можно быстрее». В это игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получиться не хуже, чем у остальных детей».

    Далее ребёнку показывается бланк с  кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определённом месте, и зачёркивать их.

    Работа  проводится в течении 5 минут. Через  каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребёнок должен поставиь черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала команда.

    После того, как 5 минут истекли, экспериментатор  произносит слово «стоп». По этой команде  ребёнок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

    При обработке результатов экспериментатор  определяет количество колец, просмотренных  ребёнком за каждую минуту работы и  за все пять минут, в течении которых  продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

    Продуктивность  и устойчивость внимания ребёнка  определяются по формуле:

    S= 0, 5 N – 2, 8 n / 60

    где: S – показатель продуктивности и устойчивости внимания; N  - количество колец, просмотренных ребёнком за минуту; n – количество ошибок, допущенных ребёнком за это же время.

    В процессе обработки результатов  вычисляются пять поминутных показателей  S и один показатель S, относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым. 

ЛИТЕРАТУРА

 
  1. А Анастази Психологическое тестирование, в 2-х  кн., М., 1982.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности – Киев, 1989.
  3. Войтко В.И., Гельюух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики //Вопросы психологии ,1986, №4
  4. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика – М, 1995.
  5. Добрович А.А. Общение: наука и искусство. – М., 1989. – 233с.
  6. Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога, М., 1996.
  7. Кемеров  Н.И. Взаимопонимание. – М., 1994. – 290с.
  8. Малинин Е.Д. Философия жизненного успеха.- М., 2004. – 304 с.
  9. Мелибруда Е. Я – Ты – Мы: Психологические возможности улучшения общения./Под ред. А.А.Богалева и А.Б. Добровича. – М.: 1986 – 256 с.
  10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. зав.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. – 512 с.
  11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов пед. вузов – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  Кн.3, 1999.
  12. Немов, Р. С. Психология. Книга 3. М., ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002.
  13. Основы психодиагностики. Под ред. Шмелева, А. Г. «Феникс» Ростов – на – Дону, 1996.
  14. Психологическая диагностика, учебник для гуманитарных Вузов / под. ред. Гуревич Н.А, Борисова П.Н., М., 2000.
  15. Рябинский Л.С. Азбука бизнеса. – М., 1993. – 271с.
  16. Свияш А., Свияш Ю. Улыбнитесь, пока не поздно!: Позитивная психология для повседневной жизни. – М., 2004. – 350с.
  17. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/д. – 2001. – 462с.
  18. Фетискин Н.П., Козлов В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - 490с.
  19. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни) - М., 1986. – 431с.

Информация о работе Психологические тесты как инструмент психодиагностики , психопрофилактики, психокоррекции