Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа
Цель работы.
Рассмотреть, изучить психологические тесты как инструмент психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции
Задачи.
Изучить психодиагностику, классификация, требования, предъявляемые к ее методам.
Рассмотреть виды тестов, требования, предъявляемые к ней, правило проведения тестирования.
Проанализировать общую характеристику методов психодиагностики
ВВЕДЕНИЕ
1.Общая характеристика методов психодиагностики
и предъявляемые к ним требования.
1.1. Психодиагностика, классификация, требования, предъявляемые к ее методам.
1.2. Тесты и требования предъявляемые к ней, правила
проведения тестирования.
2. Методики исследования познавательных затруднений.
2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
1.Общая
характеристика методов
психодиагностики
и
предъявляемые к
ним требования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Развитие психологической науки в нашей стране и за рубежом сопровождается значительным повышением интереса к проблемам психодиагностики.
Цель современной психодиагностики - фиксировать в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей.
Её
задачей в самом общем виде
является установление
Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом свойстве.
Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые колличественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
В сущности, задача психологических тестов – измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях.
Первые попытки перейти от интуиции и эмпирических соображений к тестированию связаны с именами двух интереснейших людей своего времени Лафаретом и Галлем. Первый например утверждал , что существуют надежные корреляционные связи между особенностями лица и психическим складом личности.
Различия
в форме носа, например, трактовались,
как показатель различных степеней
агрессивности характера. Создатель
френологии австриец Галль искал
основание для определения
Триумфальное шествие тестирования началось после опубликования французскими психологами А. Бине и его сотрудником А. Симоном в 1905 году набора тестов для диагностики интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы выявить тех, кто не в состоянии будет обучаться в массовой школе. Эти тесты получают широкую популярность в Германии, России, США. Эта задача не проста, как видится на первый взгляд. Ведь требовалось определить детей, способных к обучению, но ленивых, от страдающий прирожденными дефектами.
Но Бине
этим не ограничился, внутри самой «нормы»
(детей, способных к обучению) выявил
несколько градаций. В основе изобретения
Бине лежала очень простая идея:
ребенку предоставлялись
Большой вклад в развитие
В институте
были проведены интереснейшие эксперименты
по профпригодности на рабочие специальности.
Были разработаны специальные тестовые
проверки по профотбору. Бурное время
20-х годов – время становления страны,
время становления тестологии.
Цель работы.
Рассмотреть,
изучить психологические тесты как
инструмент психодиагностики, психопрофилактики,
психокоррекции
Задачи.
Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения. Одно из них соотносит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практического применения психологических знаний. Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.
В
настоящее время созданы и
практически используются методы психодиагностики,
которые охватывают все известные
науке психологические
Под операционализацией понимается требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Операционализация предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.
Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слова «верификация» буквально обозначает «проверка». Эта проверка непустоты понятия, т. е. реальности существования явления, определяемого этим понятием, должна быть осуществлена при помощи соответствующей психодиагностической процедуры.
Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так и для использования и обработки получаемых результатов.
Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.
Третье место по частоте использования занимают рисуночные психодиагностические методики. В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. Которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равенна).
Первый
и третий из описанных типов
Особое
место среди
Следующая группа методик – объективно – манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т. п.
Опираясь на представленную попытку разделения психодиагностических методик на группы, попробуем предложить более развернутую их классификацию, выделив вначале общие критерии, в соответствии с которыми далее методы психодиагностики будут разделены на частные группы. Такими критериями являются следующие:
По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственный творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).
По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго – проективные методики.