Психологические тесты как инструмент психодиагностики , психопрофилактики, психокоррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы.
Рассмотреть, изучить психологические тесты как инструмент психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции
Задачи.
Изучить психодиагностику, классификация, требования, предъявляемые к ее методам.
Рассмотреть виды тестов, требования, предъявляемые к ней, правило проведения тестирования.
Проанализировать общую характеристику методов психодиагностики

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Общая характеристика методов психодиагностики
и предъявляемые к ним требования.
1.1. Психодиагностика, классификация, требования, предъявляемые к ее методам.
1.2. Тесты и требования предъявляемые к ней, правила
проведения тестирования.
2. Методики исследования познавательных затруднений.
2.1.Общая характеристика методов психодиагностики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.Общая  характеристика методов  психодиагностики                                                         

и предъявляемые к  ним требования.                                                              

    1.1. Психодиагностика, классификация, требования, предъявляемые к ее методам.                                                          

    1.2. Тесты и требования предъявляемые к ней,    правила

    проведения тестирования.                                                                   

2. Методики исследования познавательных затруднений.

2.1.Общая  характеристика методов психодиагностики.                              

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

    ВВЕДЕНИЕ

  Развитие  психологической науки в нашей  стране и за рубежом сопровождается значительным повышением интереса к проблемам психодиагностики.

  Цель  современной психодиагностики - фиксировать  в упорядоченном виде различия между  людьми и группами людей.

 Её  задачей в самом общем виде  является установление индивидуальностой  степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей.

    Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом свойстве.

         Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые колличественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

    В сущности, задача психологических  тестов – измерить различия  между индивидами или между  реакциями одного индивида в разных условиях.

   Первые попытки перейти от интуиции и эмпирических соображений к тестированию связаны с именами двух интереснейших людей своего времени Лафаретом и Галлем. Первый например утверждал , что существуют надежные корреляционные связи  между особенностями лица и психическим складом личности.

Различия  в форме носа, например, трактовались, как показатель  различных степеней агрессивности характера. Создатель  френологии австриец Галль искал  основание для определения психических  свойств уже не в структуре лица, а в строении черепа. Исходя из представлений о том, что в «шишках» выражены различия  в развитии отдельных участков головного мозга, каждый из которых служит органом особой способности. Таким образом, Галль, ощупав череп какого-либо доверчивого человека, предсказывал ему будущее. Конечно, как вы полагаете, полное отсутствие научности метода не могло получить иной интерпретации, кроме фантастической. И только Гальтон сделал тестирование научно обоснованным методом.

   Триумфальное шествие тестирования началось после опубликования французскими психологами А. Бине и его сотрудником А. Симоном в 1905 году набора тестов для диагностики интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы выявить тех, кто не в состоянии будет обучаться в массовой школе. Эти тесты получают широкую популярность в Германии, России, США. Эта задача не проста, как видится на первый взгляд. Ведь требовалось определить детей, способных к обучению, но ленивых, от страдающий прирожденными дефектами.

Но Бине этим не ограничился, внутри самой «нормы» (детей, способных к обучению) выявил несколько градаций. В основе изобретения  Бине лежала очень простая идея: ребенку предоставлялись определенные задачи и результаты сравнивались с  результатами, полученными у его сверстников. Если восьмилетний ребенок мог решить задачи только для шестилеток, то его интеллектуальный уровень оценивался меньше единицы и обратно, если восьмилетний ребенок мог решал задачи для десятилетних детей, то его IQ оценивается выше единицы ( IQ-коэффициент интеллекта). Слабость гипотеза Бине состояла в его исходных посылках: представление об абстрактном уме, темпы развития которого предопределены природой индивида. Как вы прекрасно понимаете, нельзя говорить о неизменности IQ независимо от обучения социально-культурных факторов.

   Большой вклад в развитие тестирования  внесла советская психологическая  школа. В 1924 году в Москве  открылся Центральный институт  труда. Организовал этот институт  В. Гастев.

В институте  были проведены интереснейшие эксперименты по профпригодности на рабочие специальности. Были разработаны специальные тестовые проверки по профотбору. Бурное время 20-х годов – время становления страны, время становления тестологии. 

Цель  работы.

Рассмотреть, изучить психологические тесты как инструмент психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции 

Задачи.

  1. Изучить психодиагностику,  классификация, требования, предъявляемые к ее методам.
  2. Рассмотреть виды тестов, требования, предъявляемые к ней, правило проведения  тестирования.
  3. Проанализировать общую характеристику методов психодиагностики

1.Общая  характеристика методов  психодиагностики  и предъявляемые  к ним требования.

1.1. Психодиагностика, классификация, требования, предъявляемые к ее методам.

    Слово «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения. Одно из них соотносит данное слово с названием соответствующей области научных психологических знаний и исследований, а другое указывает на специфическую область практического применения психологических знаний. Как сфера науки психодиагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологических процессов, свойств и состояний человека. Теоретическая психодиагностика научно обосновывает, как это лучше сделать, а практическая психодиагностика показывает, как это следует делать правильно и надежно.

    В настоящее время созданы и  практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные  науке психологические процессы, свойства и состояния человек. Создание, описание и научное признание  права на существование новых научных понятий и соответствующих им явлений идет рука об руку с разработкой пригодных для их экспериментального изучения психодиагностических средств. Дело в психологии, как науке, поправляется по той причине, что в начале 20 в. в ней официально признаны и приняты те требования, которые к понятиям и методам исследования предъявляют в наиболее развитых современных науках, в частности физике. Это требования операционализации и верификации.

    Под операционализацией понимается требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Операционализация предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

    Требование  верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слова «верификация» буквально обозначает «проверка». Эта проверка непустоты понятия, т. е. реальности существования явления, определяемого этим понятием, должна быть осуществлена при помощи соответствующей психодиагностической процедуры.

    Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так и для использования и обработки получаемых результатов.

    Второе  место по частоте встречаемости  занимают опросные методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы. Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

    Третье  место по частоте использования  занимают рисуночные психодиагностические методики. В них для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. Которые могут иметь как заданный тематически, так и спонтанный характер. Иногда применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. Нередко в содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равенна).

    Первый  и третий из описанных типов психодиагностических методик могут иметь два варианта: ручной и компьютерный. При ручном варианте методика с начала и до конца используется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации или обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики применяется ЭВМ.

    Особое  место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые, в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.

    Следующая группа методик – объективно – манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т. п.

    Опираясь  на представленную попытку разделения психодиагностических методик на группы, попробуем предложить более развернутую  их классификацию, выделив вначале  общие критерии, в соответствии с  которыми далее методы психодиагностики будут разделены на частные группы. Такими критериями являются следующие:

    1. Тип применяемых в методике тестовых задач.
    2. Адресат используемого в методике тестового материала.
    3. Форма представления тестового материала испытуемым.
    4. Характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики.
    5. Наличие в методике тестовых норм.
    6. Внутреннее строение методики.

    По  типу применяемых  тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственный творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

    По  адресату тестового  материала психодиагностические методики делятся на сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого, и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека. Примером методик первого типа могут служить опросники, а примером второго – проективные методики.

Информация о работе Психологические тесты как инструмент психодиагностики , психопрофилактики, психокоррекции