Психологические теории античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:31, реферат

Описание работы

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

Содержание

1. Общая характеристика психологии в период античности. 3
2. Первые психологические теории античности. 10
3. Ведущие психологические теории античности
(классический период). 13
4. Психологические концепции эллинизма. 20
Литература 24

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

 

На высших этапах переработки знания основным механизмом является логика. Логические операции – это операции мышления, они помогают образованию понятий, заканчивая процесс восхождения от частного к общему (процесса индукции). Однако для Аристотеля, как и для большинства греческих психологов, главной операцией мышления все же является дедукция, т. е. переход от общего к частному. В этом состоит одно из противоречий его теории познания.

 

Аристотель выделяет два вида мышления, которые в современной классификации соответствуют логическому и интуитивному мышлению. Логическое мышление завершает сенсуалистический путь познания, а интуитивное помогает актуализировать знания из врожденной, разумной части души. Интуитивное мышление Аристотель, как и Платон, сводит в основном к репродукции, актуализации тех знаний, которые имеются у человечества (в отличие от современного понимания интуиции, отождествляемой с творческим мышлением, нахождением принципиально нового знания).

 

Как и многих древних мыслителей, Аристотеля интересовала проблема регуляции поведения, к которой он подходил с точки зрения своих не только философских, но и медицинских знаний. Аристотель пришел к выводу о том, что возможна двойная регуляция поведения: со стороны эмоций и со стороны разума. Истинную свободу может дать только разумная регуляция. Однако, опираясь на свои медицинские познания, он говорил, что с эмоциями бороться бесполезно.

 

Аристотель выделил два основных вида эмоций: чувства и аффекты. Чувства могут быть осознаны разумом, и в этом случае они не обязательно должны сказываться на поведении. Положительные чувства помогают совершать определенные действия, отрицательные – мешают. Аристотель выделил познавательную составляющую эмоций, благодаря которой человек получает удовольствие от созерцания и узнавания.

Более значительное влияние на поведение человека оказывают аффекты – сильные и ярко выраженные виды эмоций, которые мало поддаются рациональному осмыслению и с которыми сложно бороться. Единственный способ повлиять на аффект – предупредить его путем очищения от накопившегося эмоционального напряжения, который Аристотель назвал катарсисом. Катарсис, или эмоциональную разрядку, можно вызвать специально через воздействие искусства, театра, где собственные переживания сливаются с переживаниями героев и переносятся на них. Эмоциональное напряжение снижается при слезах, радости или печали, вызываемых пьесой. Таким образом, Аристотель впервые заговорил о психотерапевтической роли искусства.

Учение Аристотеля о формировании характера в реальных поступках, которые всегда предполагают нравственное отношение к другим, продолжил и развил его друг и последователь, «отец ботаники» Теофраст (Феофраст, 370–288 гг. до н. э.). Теофраст разработал метод наблюдения, который сочетает в себе классификацию предметов на основе сходств и различий. Успешно применив этот метод в ботанике, он использовал его и в характерологии – учении о характерах. Сочинения Теофраста «Характеры» содержат 30 зарисовок – фельетонов и касаются ярко выраженных отрицательных черт личности: «бестактность», «льстивость», «недоверчивость» и т. д. Черта личности, по Теофрасту это свойство, которое определяет поведение человека в различных ситуациях. Прием, который он использует для описания характеров, состоит в создании образа персонажа и представления его в серии различных ситуаций.

Уже более двух тысяч лет зарисовки Теофраста удивляют умы изыскателей в области психологии своей простотой, краткостью и точностью

 

 

4.  Психологические концепции эллинизма.

 

В период эллинизма греческая наука и культура вышли за рамки Греции, распространившись по всему миру после походов Александра Македонского. Длился этот период со II в. до н. э. по III–IV вв., до тех пор пока зарождающаяся религия не стала доминировать над научными концепциями. Психология эллинизма была больше ориентирована на исследование практических проблем. Одной из наиболее важных в это время становится проблема развития нравственности.

 

Школа киников, одним из представителей которой был Диоген Синопский (около 400 – 325 гг. до н. э.), видела путь нравственного самосовершенствования в отказе от комфорта и благ, которые дает общество (аскеза), в необходимости игнорировать знания, накопленные обществом (ападейкия), и в игнорировании общественного мнения, похвалы, порицания (автаркия). По мнению киников, каждый человек самодостаточен и имеет все необходимое для духовной жизни в себе самом. Очевидно, что такое понимание этических норм не могло получить особого признания.

 

Более распространенным был подход известного греческого философа и психолога Эпикура (341–270 гг. до н. э.). Будучи атомистом в своих представлениях о природе, Эпикур стремился преодолеть детерминизм Демокрита. Для этого он ввел новое свойство атомов – вес. Под действием собственного веса атомы могут отклоняться от заданной траектории. Точно так же усилием своей воли человек может менять свои поступки, изменять свою судьбу.

Основная проблема человеческой жизни, по Эпикуру, – преодоление страха страданий и страха смерти. Эпикур стремился помочь людям спастись от страха. Страх не может привести к нравственности. Человек должен руководствоваться собственным разумом и волей, а не страхом наказания, удерживая себя от дурных поступков. Эпикур высказал мнение о том, что любой страх тормозит развитие человека. Анализируя причину страха смерти, Эпикур пришел к выводу, что это страх перед неопределенностью, неизвестностью. Таким образом, причиной отрицательных эмоций является разум: человек боится в том случае, когда разум не может дать объяснений. Разум может делать более устойчивыми и положительные эмоции. В связи с такой точкой зрения Эпикура можно говорить о том, что он заложил предпосылки когнитивной теории эмоций.[6]

 

В теории регуляции поведения Эпикур отстаивал мнение о том, что поведением управляют больше чувства, эмоции, а не разум. Чувства вызывают стремления совершать то, что вызывает удовольствие, и избегать того, что вызывает неудовольствие. Разум тоже участвует в регуляции поведения тем, что он должен уметь различать или осознавать свои желания и строить на основе их свое поведение.

Преемственная связь со школами классической Греции была характерна и для школы стоиков (от греч. sto – портик храма, где основатели школы проповедовали свое учение). Закладывали основы стоической этики бывший борец Зенон (336–264 гг. до н. э.) и отпущенный на свободу раб Хризипп (281–208 гг. до н. э.). В римский период эта школа стала одной из самых известных и популярных, к ней принадлежали многие видные политики того времени. Стоики представляли космос единым целым, наделяя природу признаками сверхиндивидуального разума. Они выделяли пассивное (материя) и активное (разум) начала в природе. Ученые этой школы изучали вопросы процесса познания, психической активности, свободы воли и нравственности.

 

В процессе познания стоики выделяли пять ступеней: ощущение, память, воображение, фантазию и мышление. При этом мышление ими подразделялось на внешнее и внутреннее. Под внешним мышлением они понимали речь. Разработанную стоиками концепцию речи можно назвать первой в науке теорией значения слов. Мысль – это обозначаемое, а слово (символ) – обозначающее. Мысль и слово связаны между собой и связаны с реальным предметом, составляя, таким образом, «треугольник отношений». Стоики заложили традицию изучения связи слова и значения, слова и его внутренней формы, представления, которая стала впоследствии, уже в XIX–XX вв., ведущей для многих отечественных и зарубежных психологов.

Одна из важных частей учения стоиков касалась вопросов о свободе духа. Они впервые выделили свободу внешнюю – свободу действия и свободу внутреннюю – свободу духа. Один из главных постулатов этой школы гласил, что человек не может быть абсолютно свободен, так как он живет по законам мира, судьбы или Логоса. Внешне его свобода ограничивается объективными законами. Стоики сравнивали жизнь человека с игрой актера в пьесе, которую уготовила ему судьба. Человеку не доступен выбор этой пьесы, т. е. внешней свободы, однако он может выбрать способ игры той роли, которую предоставила ему судьба. Так, человек может, например, с достоинством играть свою роль. Этот выбор всецело в воле человека и определяет его внутреннюю свободу. Главный нравственный закон стоиков утверждает, что каждый человек может сохранить свою сущность в самых тяжелых обстоятельствах. Стоики впервые вводят в психологию термин «роль» – один из наиболее важных в современной науке.

Понятие внутренней свободы вслед за стоиками неоднократно становилось центром внимания многих философов и психологов. Созвучно пониманию внутренней свободы стало определение свободы у Спинозы – как познанной необходимости. В середине XX в. это понятие стало одним из основополагающих в логотерапии (терапии смыслом) В. Франкла, связывая духовную свободу человека с ценностями отношения к тем или иным ситуациям и обстоятельствам жизни.

Стоики разработали теорию аффектов и способы борьбы с ними. Они открыли, что аффекты связаны с телесными изменениями, и доказали, что первой стадией развития аффекта являются соматические нарушения, вследствие которых развиваются патологии психологические. Телесные движения усиливают аффект, поэтому нельзя придавать аффекту внешнее выражение.

Подводя итог развития психологии с VII–VI вв. до н. э. по II–IV вв., можно отметить ведущие проблемы, которыми в это период стали идеи о методе исследования психики, о движущих силах и механизмах психического развития, регуляции поведения человека, об отличиях психики человека от психики животных, о структуре и функциях души, об особенностях и этапах процесса познания, о воле, внешней и внутренней свободе человека. В это время складывался категориальный строй психологии, в котором оформлялись такие категории, как образ, мотив, аффект, поведение, память, воображение, характер. Утверждались научные принципы психологии: принцип развития; принцип детерминизма; принцип системности. Закладывались основы для изучения взаимосвязи души с феноменами культуры и социокультурной детерминации личности. Появились первые теории познания, теории регуляции поведения, теории аффектов.

 

Литература

1.      Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2005.

2.      Богомолов А. С. Античная философия. М., 2005.

3.      Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 2006.

4.      Джемс У. Психология. М., 2001.

5.      Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 2008.

6.      Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. М., 2004.

7.      Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х        г. Ростов-на-Дону, 1996.

8.      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 2003.

9.      Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 2001 .

10. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы личности. М., 1993.

11. Хрестоматия по истории психологии. М., 1999.

12. Хрестоматия по психологии. М., 1997.

13. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 2005.

 

 

5

 



[1] Богомолов А. С. Античная философия. М., 2005, с.110

 

[2] Ярошевский М. Г. История психологии. М., 2005, с.234

 

 

[3] Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. М., 2004, с.256

 

[4] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 2003, с.115

 

[5] Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 2008. с.123

 

[6] Хрестоматия по психологии. М., 1997, с.23

 


Информация о работе Психологические теории античности