Психологические теории античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:31, реферат

Описание работы

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

Содержание

1. Общая характеристика психологии в период античности. 3
2. Первые психологические теории античности. 10
3. Ведущие психологические теории античности
(классический период). 13
4. Психологические концепции эллинизма. 20
Литература 24

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
y">2. Первые психологические теории античности.

 

Появление первых психологических представлений Античности связано с анимизмом (от лат. anima – душа, дух) – верой в скрытые за видимыми вещами душами или призраками, которые покидают тело с последним дыханием. Согласно учению знаменитого математика и философа Пифагора (VI в. до н. э.) душа не может умирать вместе с телом конкретного человека, она развивается по своим законам и живет своей жизнью, что – бы совершенствоваться. На концепцию Пифагора наложила отпечаток древнеиндийская философия. Будучи математиком, Пифагор определял душу как некую гармонию, т. е. «смешение и сочетание противоположностей», основанное на числовых соотношениях.

 

Подобно душе на числовых соотношениях основано и тело.

 

Революцией в умах стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. hyle – вещество, материя и zoe – жизнь), согласно которому весь мир – универсум – мыслится изначально живым, а душа развивается по общим законам универсума. Представителем гилозоизма был Гераклит (VI–V вв. до н. э.). Космос явился Герклиту в образе «вечно живого огня», а душа – в образе его искорки. Огонь сгущается и переходит в воздух, воду и землю, т. е. все сущее подвержено вечному изменению. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения. Термин «Логос», введенный Гераклитом, для него самого означал закон, согласно которому все «течет», явления переходят одно в другое: зима сменяется весной, расцвет общества – упадком и т. п.

Создателем одной из первых комплексных теорий стал Демокрит (470–370 гг. до н. э.). Он проанализировал вопросы о душе, познании, свободе воли, регуляции поведения. Демокрит счел необходимым получить знания не только в Греции, но и в Египте, Персии, Индии. Основанием его учения была атомистическая концепция, которую начал разрабатывать еще его учитель Левкипп.

Согласно атомистической концепции Демокрита весь мир состоит из мельчайших не видимых глазу частиц – атомов. Тело и душу также образуют атомы. Многообразие свойств предметов и людей Демокрит объяснял тем, что атомы отличаются друг от друга по форме и по-разному ориентированы в пространстве и соединяются друг с другом в разных сочетаниях. Душа состоит из мелких и круглых атомов, наиболее подвижных, чтобы придать энергию всему телу. Такие атомы составляют и основу воздуха, рассеиваются по всему пространству, со вдохом попадают в тело, при выдохе вылетают, растворяясь в воздухе. Атомы души постоянно обновляются, что сохраняет здоровье. Душа есть у всех живых существ. Разница между ними не качественная, а количественная. Человек подвержен тем же законам, что и вся природа. Согласно Демокриту разумная часть души находится в голове, мужественная ее часть – в груди, вожделеющая часть (чувства) – в печени и органах чувств. Атомы органов чувств могут соприкасаться с микроскопическими копиями окружающих предметов – эйдолами, которые попадают в органы чувств, в результате чего возникают ощущения. Если эйдолы попадают в другие части тела, возникают неправильные ощущения, или иллюзии. Эйдолы могут относиться далеко от предмета ветром и вызывать миражи.[3]

 

На уровне науки того времени Демокрит объяснял практически все феномены восприятия. Согласно его концепции, обобщая данные нескольких органов чувств, человек строит картину мира, что является уже деятельностью мышления. Демокрит подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Функцию регуляции поведения Демокрит приписывал эмоциям. Эмоции регулируют деятельность, но направляются всеобщим законом – Логосом. Согласно ученому в мире нет случайностей, их придумали люди для оправдания своего незнания и неумения управлять. Все в мире происходит по заранее заданной причине. Впоследствии принцип причинности назвали всеобщим детерминизмом. Такой взгляд полностью отрицал свободу воли человека. Именно это убеждение Демокрита особенно критиковалось с точки зрения нравственности, поскольку человеку, следуя этой логике, ни за какие свои поступки не нужно отвечать. Несмотря на то что Демокрит стремился соединить фаталистический подход к судьбе с активностью человека при выборе нравственных критериев поведения, это место его теории оставалось самым противоречивым.

 

Другой представитель ранней Античности – Анаксагор (500–428 гг. до н. э.) одним из первых объяснял разумность человека его телесной организацией: человек «является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки». Таким образом, особая организация телесности человека определяет его преимущества. Научные знания о психике в Древней Греции регулировались тремя идеями: развития (закон изменений у Гераклита), причинности (Демокрит), организации, или системности (Анаксагор).

 

Об индивидуальных различиях в Древней Греции впервые заговорил знаменитый медик Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 г. до н. э.). Он собрал и систематизировал почти все научные воззрения на медицину своего и предшествующего времени. Гиппократ был знаком с учением Гераклита о четырех началах и признавал ведущей жизненной силой воздух. В качестве основы самого человека он выделял жидкости тела: кровь, слизь, желчь черную и желчь желтую. Основываясь на анализе сочетания этих четырех видов жидкости в теле, Гиппократ разработал утенке о темпераментах, выделив сангвинический (с преобладанием крови), холерический (с преобладанием желтой желчи), меланхолический (с преобладанием черной желчи) и флегматический (с преобладанием слизи) типы. Этот объяснительный принцип Гиппократа был значим для будущей психологии. Названия темпераментов сохранились и поныне, хотя содержание этих типов и принцип их дифференциации в современности уже совершенно иные.

 

Важным понятием его теории было понятие меры. Так, нарушение сочетания четырех видов жидкости, по Гиппократу, должно было вести к ярким проявлениям того или иного темперамента и могло служить причиной болезней. От телесных качеств должны зависеть и душевные. Изучая проявления темперамента, Гиппократ ставил вопрос о его связи с образом жизни и особенностями общения.

 

3. Ведущие психологические теории античности.

 

Принципиально новый подход к психике человека начал складываться с III в. до н. э., с появления теорий Сократа и Платона. Сократ (469–399 гг. до н. э.) впервые поставил под сомнение истинность прежней точки зрения на человека как на одно из звеньев в цепи всеобщих закономерностей и доказывал, что душа человека развивается по собственным законам, а человек подчиняется законам разума.

Сократ был «говорящим» философом (он не писал принципиально) и считал своей задачей пробуждение у людей стремления к истине путем техники диалога, знаменитой диалектики (рассуждения с помощью беседы). Диалектика Сократа стала первым прообразом метода психодиагностической и психотерапевтической беседы в психологии. Этот метод строится на искусстве задавать наводящие вопросы и путем вопросов управлять процессом сознания собеседника. В итоге человек приходит к какому-либо выводу сам. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику прийти к ясному и отчетливому знанию. Процесс появления мысли он метафорично сравнивал с процессом рождения, а себя – с повивальной бабкой. В методике беседы Сократа таились две идеи современной психологии мышления: о том, что работа мысли зависит от поставленной задачи (вопроса) и что процесс мышления носит характер диалога. Сократ был первым, кто связал мышление и речь.

О взглядах Сократа известно из трудов его современников и учеников: Платона, Ксенофонта, Аристофана. Именно Сократ впервые подошел к душе прежде всего как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. Одним из важнейших положений теории Сократа была идея об абсолютной истине, которая существует в душе человека с рождения и которую человек может постичь путем размышления.

 

Ученик Сократа Платон (428–348 гг. до н. э.), опираясь на идеи своего учителя и на положения пифагорейцев, стремился создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос; изучал способы оптимального взаимодействия личности и государства; открыл свою школу – Академию, которая просуществовала почти шесть веков.

 

В окружающем мире Платон выделял бытие – душу и небытие – материю, которая ничто без души. Он считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи с неодушевленной материей. Душа, по Платону, является идеей и целью вещи. Он полагал, что существует идеальный мир, в котором расположены души, или идеи, вещей или совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов,– эйдосы.

Совершенство образцов недосягаемо для этих предметов, но заставляет их стремиться быть похожими, соответствовать им. Идея Платона есть общее понятие, слово, которого нет в реальной жизни и отображением которого являются все вещи, входящие в это понятие, обозначаемое данным словом. Так, не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей представляет собой определенную вариацию понятия «человек».[4]

Идея, или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Душа человека приобретает в теории Платона качественное отличие от души животного именно тем, что является не только источником активности человека, но и хранительницей его разума и нравственности. Вслед за Сократом Платон утверждал, что человек постигает этические категории, существующие еще до рождения в его душе, разумным путем. В душе хранятся этические представления, которые потом осознаются разумом. Душа вспоминает то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Возможность проникнуть в суть вещей у человека есть путем инсайта (озарения) – мгновенного, целостного процесса познания. Озарение связано не с открытием нового, а с осознаванием того, что уже хранилось в душе.

 

Начиная с Сократа и Платона в объяснениях души и душевных процессов наметился поворот к пониманию их как феномена культуры, так как понятия, идеалы, нравственность являются порождениями духовной культуры и не выводимы из вещества природы.

 

Память и ощущения Платон считал пассивными процессами, мышление – активным. По сути, он отождествлял мышление с внутренней речью, диалогом души с собой.

В своей теории Платон рассматривал творчество как собственную активность души при актуализации дремавших в ней знаний. Выступая против теории детерминизма Демокрита и полагая возможность свободы человека через разумное поведение, Платон утверждал, что поведение должно направляться разумом. Разум не только позволяет понять, где добро и где зло, но и помогает выстраивать поведение в соответствии с этим знанием.

В теории Платона впервые появляется структурное рассмотрение душевной жизни. Согласно Платону душа состоит из трех частей: вожделеющей – низшие побуждения и влечения, страстной – высшие побуждения и влечения; разумной. Платон использует сравнение души с колесницей, запряженной двумя конями: черным (вожделеющая душа) и белым (страстная душа) – и управляемой возницей (разумная часть души). В том случае, когда два коня пытаются повернуть каждый в свою сторону, восстановить порядок может только возница. Платон впервые представил душу как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной душой, которые можно примирить только при помощи разума. Эта идея Платона о внутреннем конфликте стала особенно актуальной в психоанализе.

 

Идеи Платона о психике были переосмыслены в концепции Аристотеля (384–322 гг. до н. э.). Работа Аристотеля «О душе» считается первой психологической монографией, в ней он обобщил все то, что было сделано его предшественниками, и выстроил психологические знания в систему. Аристотель получил медицинское и философское образование и построил свою школу – Ликей, которая просуществовала, как и школа Платона, почти шесть веков. В основу психологии Аристотель старался положить естественно-научные знания биологии и медицины. Его взгляды отличались большей цельностью и гармоничностью: для души, в его понимании, более характерна идея развития, эволюционного перехода от одного уровня к другому.

 

Душа и тело в теории Аристотеля неразделимы. Душа понимается им как форма реализации способного к жизни тела. Он также определяет душу как суть данного предмета и цель его существования. Концепция души у Аристотеля является одной из наиболее сложных и противоречивых. Он выделил три вида души: растительную (отвечает за размножение и питание); животную (стремления, чувства, движения, ощущения, память); разумную (отвечает за способность к мышлению). Каждая более высокая форма души надстраивается над предыдущей и обладает своими функциями и функциями предыдущей части. Третья, разумная, душа отвечает за все семь функций. Так в психологии появилась идея генезиса, развития, хотя Аристотелем рассматривалось еще не развитие в процессе жизни человека или человечества, а развитие при переходе от одной формы жизни к другой. Кроме того, Аристотель высказал идею о том, что в отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю органический мир. В зачаточной форме была заложена идея, впоследствии названная биогенетическим законом.

 

Аристотель создал первую в психологии развернутую теорию познания. Для объяснения важных механизмов переработки знаний он ввел новые понятия в психологии: общее «чувствилище» и ассоциации. В качестве первого этапа познания Аристотель выделил ощущение как активный процесс взаимодействия органов чувств с внешним миром. При этом душа уподобляется форме того тела, которое она воспринимает. На следующем этапе – памяти – душа сохраняет первичные знания, полученные при восприятии. И именно на этом этапе уже начинается первичная переработка опыта, поскольку следы впечатлений хранятся в «общем чувствилище», где происходит первое сравнение и соотнесение между собой полученных в чувственном опыте знаний. В «чувствилище» хранятся эталоны ощущений, сравниваются и соотносятся полученные в чувственном опыте знания, происходят выделение модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.), а затем их хранение и объединение в образы предметов.[5]

 

Сличение и переработка осуществляются в «чувствилище» при помощи ассоциаций. Так впервые в психологии появляется понятие об ассоциации (от лат. associatio – соединение) как механизме связи между психическими явлениями, при которой представление об одном из них влечет за собой появление другого. Ассоциация рассматривалась как один из важнейших механизмов познания. Аристотель выделил несколько видов ассоциаций – по сходству, контрасту и смежности в пространстве и времени (которые рассматривались в качестве важнейших и 20 веков спустя в первой психологической школе – ассоцианизме). Благодаря ассоциациям в общем «чувствилище» появляются первые обобщенные образы окружающего – представления и схемы. Эти образы человек может подвергнуть дальнейшей обработке, используя воображение и фантазию. Аристотель разделил понятия воображения и фантазии, определяя воображение как построение образов на основе соединения реальных представлений, несоединимых в жизни; а фантазию – как построение образов на основе исходных воображаемых продуктов.

Информация о работе Психологические теории античности