Психологические свойства и интегральные характеристики человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 01:37, реферат

Описание работы

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, - но мало кто задумывался , что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно . По большому счету, можно сказать , что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире.

Содержание

Введение 3
1. Психологические свойства личности 4
Функции психики 4
Структура психики 5
2. Интегрированные характеристики человека 6
Темперамент личности. 6
Характер 8
Способности. 10
Направленность личности 12
Заключение 16
Список литературы: 17

Работа содержит 1 файл

гиниатуллина.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

    Оценка  характера

      Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам  можно давать некоторые общие  оценки: по содержанию, силе, наличию  или отсутствию тех или иных  черт. Оценка по содержанию осуществляется  указанием на особенности отношений  человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере.

      Оценка характера по силе. Сильными  называют характеры тех людей,  чьи поступки, поведение соответствуют  их знаниям и убеждениями. Человек  с сильным характером - надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения то можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той или иной ситуации.

      Оценка характера по свойственным  ему чертам:

      волевые - самостоятельность, самообладание,  непреклонность, твердость, упорство; эмоциональные - уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность; интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др. Значение характера Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни. Человек с твердым и решительным характером может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.

      Характер имеет большое значение  не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях.

    Способности

    Природа способностей

      Французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии К Гельвеций (1715 - 1771) - активный сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности - считал, что способности есть продукт общественный и различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или иной среде. Бытовали и другие мнения видных ученых. Так, например, Ф. Гальтон (1822- 1911), английский психолог и антрополог, считал, что человек - существо чисто биологическое и способности передаются ему <по наследству>, т.е. являются врожденным свойством. Исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей. Во-первых, социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п. Во-вторых, психологическая сторона способностей, т.е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образовании и т.д. В-третьих, физиологическая сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма и нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными особенностями. Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности. Классификация способностей Все спосо6ности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.; "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека.

      Вторая группа базируется на  социальной основе и подразделяется  на способности общие, которыми  в той или иной степени наделены  все люди. Это способности к  общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные - это способности человека в неосновном для него виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей - творческие. Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их ломку, преобразования, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной, производственной, общественной, воинской. Уровни развития способностей Исходя из определения видно, что способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности. Талант - совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.

         Направленность  личности

    Направленность  личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

    Направленность  всегда социально обусловлена и  формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

    Во  всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

    - влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению

    чего-либо. Нередко в основе влечения лежат  биологические потребности индивида;

    - склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

    - идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением

    совершенства  и образцом высшей цели в стремлениях  индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

    - мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.

    Сочетание мышления и воли, проявляемых в  поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

    - убеждение - высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;

    - установка - готовность индивида к определенной деятельности,

    актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной;

    - позиция - устойчивая система отношений человека к определенным

    сторонам  действительности, проявляющаяся в  соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях;

    - цель - желаемый и представляемый результат конкретной деятельности

    человека  или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

         Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

         Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

         Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

    Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

    –       больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

    –       делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях

    –       пытаются навязать свою волю группе

    –       окружающие в их присутствии не чувствуют  себя свободно

    Люди  с направленностью на взаимные действия:

    –       избегают прямого решения проблемы

    –       уступают давлению группы

    –       не высказывают оригинальных идей и  не легко понять, что такой человек хочет выразить

    –       не принимают на себя руководство, когда  речь идет о выборе задач

    Люди  с деловой направленностью:

    –       помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

    –       поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели

    –       легко и доступно излагают свои мысли  и соображения

    –       берут в свои руки руководство, когда  речь идет о выборе задачи

    –       не уклоняются от непосредственного решения проблемы

       

    Заключение

    Человека  с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене  впечатлений, сравнительно легко переживающего  неудачи и неприятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениями называют сангвиником. Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстностью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями называют холериком. Человека впечатлительного, с глубокими переживаниями, легкоранимого, но внешне, слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом. Каждому типу темперамента присуще свое соотношение психических свойств, прежде всего разной степени активности и эмоциональности, а также тех или иных особенностей моторики. Определенная структура динамических проявлений и характеризует тип темперамента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Бортникова  С.М., Зубахина Т.В. Нервные и психические болезни. Серия «Медицина для вас». 3-е изд., перераб. И доп. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  2. Выготский Л.С. Психология. ЭКСМО – ПРЕСС , 2002.
  3. Под редакцией доктора медицинских наук, профессора, член-корр. РАЕ и РЭА Ю.Ю.Елисеева., Психосоматические заболевания : полный справочник. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
  4. Под редакцией А.А.Крылова, С.А.Маничева, Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2005.
  5. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. / В.Б. Шапарь. – Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  6. Под общей редакцией В.Н.Дружинина: «Психология учебник для гуманитарных вузов» - СПб Питер 2003г.

Информация о работе Психологические свойства и интегральные характеристики человека