Психологические состояния и поведение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

1. Фрустрация, как состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией, новую защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия.

Работа содержит 1 файл

контрольная психология-1.doc

— 268.00 Кб (Скачать)

В немногих работах, посвященных  этой проблематике, подчеркивается необходимость изучения вопроса, указывается, что для школьников и учителей в случае низкого уровня притязаний полезны аутотренинг активности и бодрости, отмечена значимость эмоциональной вовлеченности учителя в решение проблемной ситуации урока .

В то же время из этих работ неясно, какие состояния  школьников и учителей требуют саморегуляции, каковы типичные способы и приемы, используемые для этого школьниками  и учителями, каковы особенности, закономерности и различия в саморегуляции тех  и других, какие типичные ситуации требуют применения саморегуляции и какова связанная с ними динамика состояний школьников и учителей.

Получение информации по этим вопросам имеет большое теоретическое  и прикладное значение, особенно в  области коррекции и профилактики неблагоприятных состоянии, возникающих в учебной и педагогической деятельности.

Так, в учебной деятельности, как показывают исследования, чрезмерные нагрузки и перегруженность школьников приводят к функциональным отклонениям  в состоянии здоровья. Особенно отрицательно влияет на здоровье детей и подростков нарастающий дефицит времени, отведенный на прием, переработку и усвоение чрезмерно большого объема информации, что нередко приводит к отклонениям в высшей нервной деятельности, неврозам, болезням. К неблагоприятным факторам также относится повышенная эмоциональная напряженность, проявляющаяся в высоком уровне тревожности, нервозности, неадекватных переживаниях, страхе.

Анализ особенностей саморегуляции позволил выделить 26 разных способов и приемов. Несмотря на такое разнообразие, чаще всего школьники применяют несколько относительно простых способов.

Отключение — переключение стоит на первом месте по частоте  использования в регуляции состояний.

Другой часто используемый способ саморегуляции — общение с друзьями и близкими, в процессе которого происходит освобождение от тягостных тревог, переживаний. Школьник высказывается, изливает душу, решает свои проблемы или забывает о них. Использование общения как способа саморегуляции отрицательных состояний может рассматриваться как эмпирически найденный и стихийно сложившийся способ групповой психотерапии.

Следующий по распространенности способ саморегуляции — использование  самоприказов. Самоприказы вырабатывают своего рода четкую связь между внутренней речью и действием («Надо! Смелее! Держись!» и т. п.).

Таковы основные способы  саморегуляции негативных состояний  школьниками. Кроме них школьники  используют еще 22 различных способа  и приема. Среди них довольно часто  встречаются приемы логики, размышления  и рассуждения (саморегуляция состояний агрессивности, безысходности, волнения, гнева, досады), а также рационализация, связанная с упрощением ситуации (чаще всего этот способ используется школьниками при регуляции состояний страха, гнева, досады, нервозности, неприязни).

Анализ широты применяемых  способов и приемов саморегуляции  показывает, что наиболее разнообразными способами регулируются состояния  страха, безысходности, волнения, печали, злости и нервозности .

Саморегуляция своих  состояний школьниками характеризуется преимущественным использованием четырех относительно простых способов. Это — общение как эмпирически найденный прием групповой психотерапии, волевая регуляция — самоприказы, регуляция функции внимания — отключение — переключение и двигательная (мышечная) разрядка. Наиболее  широкий спектр способов и приемов используется в саморегуляции состояний страха, волнения, безысходности, печали—грусти, злости, нервозности—раздражительности.

У педагогов обнаружена трехуровневая  система саморегуляции состояний. Каждый уровень характеризуется спецификой приемов и способов саморегуляции и особенностями проявлений. Базовый уровень представляет собой систему длительных устойчивых состояний, обусловленных профессиональной мотивацией, позитивными установками в отношении к педагогическому труду. Сформированность этого уровня является условием развития умения управлять собой. Уровень текущей саморегуляции связан с актуализацией пролонгированной на весь урок и трудовой день системы положительно окрашенных состояний. Обнаружена специфика планируемых состояний. Следующий уровень — оперативная саморегуляция.

Выделены типы ситуаций, требующие  применения саморегуляции, а также  особенности динамики психических  состояний. Выявлена специфика приемов  и способов саморегуляции отрицательно окрашенных состояний.

Различия в саморегуляции школьников и учителей, помимо отмеченных выше, состоят в относительно меньшем  арсенале психорегулирующих средств  у школьников и использовании  более простых способов саморегуляции, а также в качественных различиях используемых приемов. Так, в отличие от учителей, взрослых, школьники стихийным путем пришли к использованию некоторых элементов групповой психотерапии, как бы отдают свое состояние группе, благодаря чему происходит регуляция большого количества негативных состояний, тогда как учителя в основном используют методы и способы саморегуляции.

 

 

Литература.

 

1. Горбунов Г. Д. Психопедагогика  спорта. М., 1986.

2. Дикая Л. Г. О роли психофизиологической  саморегуляции в повышении психической  устойчивости человека-оператора // Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. М., 1984. С. 48—49.

3. Жутикова Н. В. Учителю о  практике психологической помощи. М., 1988.

4. Захаров А. И. Неврозы у  детей и подростков. Л., 1988.

5. Китаев-Смык Л. А., Боброва Э. С. Приемы регулирования эмоциональной и социальной активности учащихся при длительном стрессе // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. С. 86—88.

6. Конопкин О. А. Функциональная  структура саморегуляции деятельности  и поведения // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. С. 158—172.

7. Леонова А. Б. Психодиагностика  функциональных состояний человека. М., 1984.


Информация о работе Психологические состояния и поведение человека