Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:58, контрольная работа
1. Фрустрация, как состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией, новую защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия.
В немногих работах, посвященных этой проблематике, подчеркивается необходимость изучения вопроса, указывается, что для школьников и учителей в случае низкого уровня притязаний полезны аутотренинг активности и бодрости, отмечена значимость эмоциональной вовлеченности учителя в решение проблемной ситуации урока .
В то же время из этих работ неясно, какие состояния школьников и учителей требуют саморегуляции, каковы типичные способы и приемы, используемые для этого школьниками и учителями, каковы особенности, закономерности и различия в саморегуляции тех и других, какие типичные ситуации требуют применения саморегуляции и какова связанная с ними динамика состояний школьников и учителей.
Получение информации по
этим вопросам имеет большое теоретическое
и прикладное значение, особенно в
области коррекции и профилакти
Так, в учебной деятельности, как показывают исследования, чрезмерные нагрузки и перегруженность школьников приводят к функциональным отклонениям в состоянии здоровья. Особенно отрицательно влияет на здоровье детей и подростков нарастающий дефицит времени, отведенный на прием, переработку и усвоение чрезмерно большого объема информации, что нередко приводит к отклонениям в высшей нервной деятельности, неврозам, болезням. К неблагоприятным факторам также относится повышенная эмоциональная напряженность, проявляющаяся в высоком уровне тревожности, нервозности, неадекватных переживаниях, страхе.
Анализ особенностей саморегуляции позволил выделить 26 разных способов и приемов. Несмотря на такое разнообразие, чаще всего школьники применяют несколько относительно простых способов.
Отключение — переключение
стоит на первом месте по частоте
использования в регуляции
Другой часто используемый способ саморегуляции — общение с друзьями и близкими, в процессе которого происходит освобождение от тягостных тревог, переживаний. Школьник высказывается, изливает душу, решает свои проблемы или забывает о них. Использование общения как способа саморегуляции отрицательных состояний может рассматриваться как эмпирически найденный и стихийно сложившийся способ групповой психотерапии.
Следующий по распространенности способ саморегуляции — использование самоприказов. Самоприказы вырабатывают своего рода четкую связь между внутренней речью и действием («Надо! Смелее! Держись!» и т. п.).
Таковы основные способы саморегуляции негативных состояний школьниками. Кроме них школьники используют еще 22 различных способа и приема. Среди них довольно часто встречаются приемы логики, размышления и рассуждения (саморегуляция состояний агрессивности, безысходности, волнения, гнева, досады), а также рационализация, связанная с упрощением ситуации (чаще всего этот способ используется школьниками при регуляции состояний страха, гнева, досады, нервозности, неприязни).
Анализ широты применяемых способов и приемов саморегуляции показывает, что наиболее разнообразными способами регулируются состояния страха, безысходности, волнения, печали, злости и нервозности .
Саморегуляция своих
состояний школьниками характер
У педагогов обнаружена трехуровневая
система саморегуляции
Выделены типы ситуаций, требующие применения саморегуляции, а также особенности динамики психических состояний. Выявлена специфика приемов и способов саморегуляции отрицательно окрашенных состояний.
Различия в саморегуляции
Литература.
1. Горбунов Г. Д.
2. Дикая Л. Г. О роли
3. Жутикова Н. В. Учителю о
практике психологической
4. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.
5. Китаев-Смык Л. А., Боброва Э. С. Приемы регулирования эмоциональной и социальной активности учащихся при длительном стрессе // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. С. 86—88.
6. Конопкин О. А. Функциональная
структура саморегуляции
7. Леонова А. Б.
Информация о работе Психологические состояния и поведение человека