Психологические состояния и поведение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

1. Фрустрация, как состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией, новую защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия.

Работа содержит 1 файл

контрольная психология-1.doc

— 268.00 Кб (Скачать)
  1. Взаимосвязь психических состояний и поведения.
  2. Характеристика функциональных состояний человека.
  3. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

Задания по формированию практических компетенций:

  1. Составьте схему-таблицу психических состояний.
  2. Опишите способы саморегуляции в период адаптации к учебной деятельности.

 

1. Фрустрация, как состояние, возникает всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели, удовлетворение потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией, новую защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия.

Выделяют три типа причин, вызывающих фрустрацию:

1) лишения (privation) – отсутствие  необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности;

2) потери (deprivation) – утрата предметов  или объектов, ранее удовлетворяющих  потребности;

3) конфликт (conflict) – одновременное  существование двух несовместимых  друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

Различают следующие типы реакций  в ситуации фрустрации:

1) Агрессивность – самый распространенный  тип реакции. Адекватная реакция  на появление препятствия состоит  в том, чтобы преодолеть или  обойти его, если это возможно. Агрессия – по сути является атакой либо непосредственно на фрустрирующее препятствие, либо на объект (предмет), выступающий в виде замещения (что попало "под горячую руку").

Способствуют возникновению фрустрации: обвинение, несправедливость, саркастические замечания, выговоры, ожидание, грубое обращение, занятое место, получение отказа, сломанные авторучка или телефон, и часто человек, а не предмет. Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.

2) Отступление и уход – в некоторых случаях человек реагирует на фрустрацию уходом, сопровождаемым агрессивностью, которая не проявляется открыто, если только он не замыкается в себе и не замышляет ничего плохого. Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим (ретировка перед лицом сильного противника) или психологическим (признание человеком своей неправоты): а) сдерживание – осознанное отступление; б) подавление – неосознанное отступление (когда между противоположными тенденциями возникает острый конфликт). Часто человек "уходит" от проблем, используя определенные стратегии психологических защит, наиболее продуктивными из которых являются:

  • сублимация – координирование блокированного импульса с другими интересами при выработке какой-то новой линии поведения, которая санкционирована групповыми нормами (секс -- в творчестве, агрессия -- в спорте);
  • рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения (особенно неосознанного, необъяснимого);
  • фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы (человек уходит в мир грез, мечтаний, сновидений);

3) Регрессия – трудная  задача заменяется более легкой. Регрессия – это возврат к  шаблону (поведению), который сформировался  значительно раньше (возможно, в детстве) и что когда-то позволяло удовлетворить потребности и испытать удовольствие.

Депривация означает "лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей".

Различают внешнюю и внутреннюю депривацию. В качестве иллюстрации "внешнего лишения", т. е. случая, когда преграда, помеха находится вне самого человека, можно привести ситуацию, когда ребенок голоден, а пищи достать не может. Примером "внутреннего лишения", т. е. при преграде, коренящейся в самом человеке, может служить ситуация, когда ребенок хочет хорошо учиться и вместе с тем сознает, что его способности настолько низки, что он не может рассчитывать на высокие оценки.

Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения, имеющее пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви – проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

В психологии существует, по крайней мере, три основных подхода, объясняющих причины и описывающих последствия депривации.

Первая – теория обучения подразумевает, что развитие полностью  или почти полностью зависит  от внешней стимуляции. При обеспечении  соответствующих внешних условий будет происходить обучение, а то, что не было выучено ранее, может быть выучено после обеспечения соответствующих условий. Согласно этому подходу, ребенок, с самого начала отстающий в развитии из-за депривации внешней стимуляции, может постепенно достичь нормы при условии, что его избавят от депривации и предоставят ему достаточно времени для обучения.

Позиция психоанализа предполагает, что ранний опыт может положить начало определенным динамическим процессам, которые прочно укореняются и  продолжаются, несмотря на последующие изменения в реальной ситуации. Ранняя депривация матери может рассматриваться как толчок к установлению защитных действий, которые спасают ребенка от болезненных переживаний и страдания. Однажды закрепившись, защитное действие стремится к самосохранению, изолируя ребенка от взаимодействия с миром, который может оказать ему поддержку. Согласно этой позиции, обратимость зависит от успеха попыток разбить этот защитный процесс.

Есть также психологический  подход, предполагающий "сензитивные фазы" или критические периоды. Эта теория предполагает, что в ходе развития могут быть фазы, в течение которых определенные процессы развиваются нормально при наличии адекватных условий. Но, если они отсутствуют, развитие этих процессов может прекратиться, а последующая стимуляция может с большим трудом, если может вообще, активизировать это развитие.

Все эти три точки  зрения нельзя считать несовместимыми. Представляется весьма правдоподобным, что некоторое нарушение может  быть полностью исправлено обучением после снятия депривации, но другое нарушение в той или иной степени не поддается полному исправлению из-за более или менее глубоко укоренившихся защитных действий или привычных схем поведения, а третье нарушение вообще не поддается исправлению, поскольку сензитивная фаза нормального развития соответствующего процесса уже прошла.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – сенсорную, двигательную, психосоциальную, материнскую  и другие.

Агрессия. В наиболее широком понимании агрессия есть один из способов удовлетворения актуальной для человека потребности.

 

Агрессию условно можно  разделить:

  1. по направленности на объект: на внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия), а также на внутреннюю (ауто), характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованными самому себе;
  2. по способу выражения: на произвольную, возникающую из желания воспрепятствовать, навредить кому–либо, обойтись с кем–то несправедливо, кого–нибудь оскорбить, а также на непроизвольную, представляющую собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта;
  3. по конечной цели: на инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную инструментальную – своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную – асоциальную и просоциальную агрессию), а также на враждебную (деструктивную), когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку;
  4. по форме выражения :

а) физическую агрессию –  предпочтительное использование физической силы против другого лица;

б) вербальную агрессию –  выражение негативных чувств как  через форму или через содержание словесных ответов;

 

в) косвенную агрессию – действия, направленные окольным путем на другое лицо, или ни на кого не направленные;

г) негативизм – оппозиционная  форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

 

Рассматривая агрессивность  как состояние, не менее важно  знать механизмы его регуляции, выделяя познавательный, мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты.

Познавательный компонент  – заключается в ориентировке, которая требует понимания ситуации, выделения объекта для нападения  и идентификации своих "наступательных средств". Некоторые психологи  считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что последняя вызывает стресс, а агрессия является уже реакцией на стресс. Следует, однако, отметить, что далеко не всякая угроза вызывает агрессивное состояние, а с другой стороны, отнюдь не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой. Вместе с тем, в тех случаях, когда агрессия вызывается угрозой, правильное понимание этой угрозы, ее объективный анализ и оценка – весьма важные познавательные элементы агрессивного состояния. От этого понимания зависит самовозникновение данного состояния, его форма и сила. Переоценка угрозы может вызвать отказ от агрессии как средства борьбы и осознание своего бессилия.

Мотивационный компонент. Ряд психологов указывают на наличие  у человека агрессивных побуждений: инстинктов, влечений, потребностей, мотивов. Наиболее распространенной точкой зрения является то, что агрессивная мотивация рассматривается как особого рода энергия, накапливание которой происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. Однако такой взгляд как бы исключает участие самого человека в регуляции собственного поведения. В этом случае реализация агрессивной мотивации, вероятно, будет зависеть от способностей человека использовать тормозные механизмы агрессии.

Эмоциональный компонент. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния (при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и  при оценке результатов) переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую  форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом, и не всякий гнев приводит к агрессии. Более того, совсем неверно было бы считать всякий гнев провоцирующим агрессию. Существует "бессильный гнев" при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, например, подростки иногда переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается.

Эмоциональная сторона  агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию  придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

Волевой компонент. Имеются  в виду все проявления качеств воли: целеустремленности, настойчивости, решительности, в ряде случаев инициативности и смелости. Поскольку агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, в результате соперничества, то всякая борьба требует проявления вышеназванных волевых качеств.

Нравственный компонент. Реализация агрессии во многом зависит  от силы "Сверх–Я". Здесь можно  выделить два компонента, регулирующих проявление агрессивности: совесть  и чувство вины. Совесть (ограничивающее "Сверх–Я") воздействует на агрессивную мотивацию до совершения поступка. П.Я. Гальперин отмечал, что моральная оценка, производящаяся до совершения поступка, означает задержку импульсивного побуждения и, следовательно, возможность его "запрещения". Чувство вины (укоряющее "Сверх–Я") корректирует поведение после совершения поступка и связано с ожиданием наказания за содеянное, сопровождающееся страхом и повышением тревожности. Таким образом, различие между совестью и чувством вины состоит в том, что первая является "внутренним", а второе –"внешним" регулятором агрессии.

Стресс можно определить как целостную реакцию живого существа на экстремальное воздействие. В этой реакции можно выделить когнитивный, физиологический, эмоциональный  и поведенческий компоненты.

Состояние стресса наблюдается как у животных, так и у человека, хотя в последнем случае оно имеет свою специфику. В частности, стресс у человека связан не только с биологическими, но и с психологическими факторами. Рассмотрим их более подробно.

Экстремальные воздействия, которые потенциально могут способствовать возникновению стресса, принято называть стрессорами. Стрессоры принято классифицировать, во-первых, по их содержанию (характеру), во-вторых, в зависимости от их источника, в-третьих, на основании интенсивности, продолжительности и периодичности их воздействия.

В житейской психологии широко распространено мнение о том, что стресс вызывается именно некими внешними воздействиями на индивида. К внешним стрессорам можно отнести, например, стихийные бедствия, потерю близкого человека, получение негативной информации, любое другое резкое изменение окружающей обстановки. Однако для возникновения стресса не обязательно должны произойти изменения во внешней среде. К внутренним стрессорам относятся изменения в функционировании внутренних органов (например, болевые стимулы), навязчивые мысли, тягостные воспоминания. Особенности личности человека также могут приводить к состоянию стресса. В данном случае имеются в виду особенности мотивационной сферы, характера и темперамента, которые делают того или иного человека особенно уязвимым по отношению к определенным негативным воздействиям. Например, человек с выраженной мотивацией достижения и одновременно неустойчивой самооценкой будет особенно чувствителен к неудачам в значимой для него деятельности.

Информация о работе Психологические состояния и поведение человека