Психологические рекомендации по управлению вниманием

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, доклад

Описание работы

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — предметов и явлений — человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Содержание

Введение
Понятие о внимании
Качества внимания
Виды внимания
Рекомендации по управлению вниманием
Психологические рекомендации по управлению вниманием
Приемы по управлению вниманием собеседника
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Психологические рекомендации по управлению вниманием.docx

— 33.74 Кб (Скачать)

     Большую роль в стимуляции внимания играют интересы. С развитием интереса создается  устойчивое внимание. Возникновение  косвенных интересов. Сама деятельность, которую выполняет человек, может  и не вызывать у него непосредственного  интереса, но у него может существовать устойчивый интерес к результату деятельности. На этой основе возникает  косвенный интерес к деятельности как  к средству достижения желаемой цели.

     Создание  благоприятный условий для выполнения деятельности, то есть исключение отрицательно действующих раздражителей. Объемы распределения внимания следует  формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа  работы. Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием  волевых качеств человека. Для  развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением  «маршрутов переключений».

     Психологические упражнения по развитию внимания

     Развить внимание можно с помощью следующих  психологических упражнений:

     1. "Игры, индейцев" для развития  объема внимания: - двум или нескольким  соревнующимся в течение короткого  времени показывают сразу много  предметов, после чего каждый  отдельно говорит судье, что  он видел, стараясь перечислить  и подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусник добился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов.

     2. "Печатная машинка" - это классическое  театральное упражнение развивает  навыки сосредоточения. Каждому  человеку дается 1-2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово  и участники должны "выступать"  его на своей пишущей машинке.  Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек,  с чьей буквы начинается слово,  затем хлопок учителя - вторая  буква, хлопок ученика и т.  д.

     3. "Кто быстрее?" Людям предлагается  как можно быстрее и точнее  вычеркнуть в колонке любого  текста какую-либо часто встречающуюся  букву, например "о" или "е". Успешность выполнения теста  оценивается по времени его  выполнения и количеству допущенных  ошибок - пропущенных букв: чем меньше  величина эти, показателей, тем  выше успешность. При этом надо  поощрять успехи и стимулировать  интерес.

     Для тренировки переключения и распределения  внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву  вертикальной чертой, а другую - горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием  другой. Со временем задание можно  усложнить. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.

     Цель  такой тренировки - выработка привычных, доведенных до автоматизма       действий,       подчиненных      определенной,       четко  осознаваемой  цели.  Время заданий  варьируется  в зависимости от  возраста (мл. школьники - до 15мин., подростки - до 30мин.).

            "Корректура".    Ведущий    пишет    на   листе    бумаги    несколько предложений  с пропуском и перестановкой  букв в некоторых словах.

     Человеку  разрешается прочесть этот текст  только один раз, сразу исправляя  ошибки цветным карандашом. Затем  он передает лист второму ученику, который  исправляет оставленные, ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

     Приемы  по управлению вниманием  собеседника

     Рассмотрим  несколько приемов, с помощью  которых вы сможете с легкостью  управлять вниманием собеседников:

     Повышение голоса

     Это наиболее простое средство привлечения  внимания собеседника. Речь не идет о  повышении голоса до крика. Но при  этом нельзя не признать, что некоторое  повышение голоса в начале фразы, не только привлекает внимание, но и  оказывает дополнительное воздействие на собеседника.

     Прием нейтральной фразы

     Этот  прием заключается в том, что  общение с собеседником инициатор  начинает с фразы, напрямую не связанной  с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

     Прием завлечения

     Суть  его заключается в том, что  инициатор общения произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень  тихо. Собеседнику приходится прилагать  усилия для понимания, которые предполагают концентрацию внимания. Стоит отметить, что прием может быть эффективным  лишь в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление  своим профессионализмом и уверенностью в себе.

     Прием установления зрительного  контакта

     Установление  зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т.д.). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание, постоянно уходя от чего-то взгляда, вы показываете свое нежелание общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для его удержания в процессе общения.

     Прием акцентировки

     Используется  в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в разговоре. Данный прием  можно реализовать с помощью  прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как: «необходимо подчеркнуть, что…», «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…» и т.д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым  нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы  контрастировать с окружающим фоном  и автоматически привлекать внимание.

     Прием навязывания ритма

     Внимание  человека постоянно колеблется, и  если не прилагать усилий для поддержания  его внимания, то оно неотвратимо  будет переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда  собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание. Именно здесь  применяется прием навязывания  ритма. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, собеседник навязывает слушателю  свою последовательность переключения внимания, и не дает ему возможности  расслабиться и что-то пропустить.

     Постоянное  изменение характеристик голоса и речи – наиболее простой способ задать нужный ритм разговора.

     Прием своевременного использования пауз

     Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующих случаях: 

     - Пауза дает возможность слушателю  подготовиться к восприятию и  позволяет говорящему собраться  с мыслями.

     - Вместо знаков препинания, когда  паузы используются для структурирования  речи и увеличения степени  ее восприятия.

     - Для управления внимания и  усиления значения сказанного. Если  вопрос, фраза или мысль имеют  особую мысль, но их можно  не услышать или понять неправильно,  применение пауз весьма полезно  перед ними.

     - При смене характера беседы. В  данном случае пауза разделяет  ее процедуры, не позволяя смешивать  различные этапы деловой встречи.

     Прием провокации

     У собеседника вызывается реакция  несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее уточнить или исправить.

     Прием переформулировки

     Действенное средство поддержания внимания и  усиления воздействия. При отказе собеседника  ответить на поставленный вопрос рекомендуется  не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

     Прием гиперболы

     Не  бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой теме.

     Прием трехходовки

     Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется  в следующем порядке:  

     - проговаривается его состояние:  «Я вижу, что вы возмущены, вас  что-то задело»;

     - проговаривается свое собственное  состояние: «Я тоже немного  взволнован»;

     - после небольшой паузы проговаривается  оценка ситуации: «Если беседа  так пойдет и дальше, у нас  ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

     Прием прогноза

     Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику  прогноз ожидаемых событий.  

     Умение  управлять вниманием в деловом  общении - важная задача не только для  говорящего, но и для слушающего. Если вы намерены увидеть или услышать именно то, что имеет непосредственное отношение к делу, вы должны уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Таким образом,  можно сделать вывод  о том, что в задачу формирования внимания входит не только развитие его  как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход  произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологические рекомендации по управлению вниманием