Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:15, реферат
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими, социо-культурными) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.
Введение. 3
Студенчество - отдельная возрастная категория. 5
Социально-психологические особенности студенческого возраста. 6
Психологические новообразования студенческого возраста. 11
Специфика учебной мотивации студента. 14
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19
В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы Х.Мюррея, М.Аргайла, А.Маслоу и др. П.М.Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Согласно А.Н.Леонтьеву, социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа, ориентированных на:
К определению
доминирующей мотивации ее деятельности
целесообразно также подойти
и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-
В системе «обучающий - обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности.
Рассматривая
мотивацию учебной
Учебная мотивация
определяется как частный вид
мотивации, включенный в определенную
деятельность, - в данном случае учебную
деятельность. Как и любой другой
вид, учебная мотивация определяется
рядом специфических для той
деятельности, в которую она включается,
факторов. Во-первых, она определяется
самой образовательной
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичность.
Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении - это эмоциональное переживание познавательной потребности) как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т.д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И.Герберт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес - это сложное неоднородное явление.
Необходимо условие для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими студентов.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал
и приемы учебной работы должны быть
достаточно (но не чрезмерно) разнообразны.
Разнообразие обеспечивается не только
столкновением учащихся с различными
объектами в ходе обучения, но и
тем, что в одном и том же
объекте можно открывать новые
стороны. Новизна материала - важнейшая
предпосылка возникновения
Установлена (на достоверном уровне значимости) положительная связь мотивационных ориентаций с успеваемостью студентов. Наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались ориентации на процесс и на результат, менее плотно - ориентация на «оценку преподавателем». Связь ориентации на «избегание неприятностей» с успеваемостью слабая.
Существенное, но
неоднозначное влияние на обучение
оказывает потребность в
Установлено также
чрезвычайно важное для организации
учебной деятельности положение
о возможности и продуктивности
формирования мотивации через целеполагание
учебной деятельности. Личностно-значимый
смыслообразующий мотив у юношей
может быть сформирован и что
этот процесс реализуется в
Сначала учебно-познавательный мотив начинает действовать, затем становится доминирующим и приобретает самостоятельность и лишь после осознается, т.е. первым условием является организация, становление самой учебной деятельности. При этом сама действенность мотивации, лучше формируема при направлении на способы, чем на «результат» деятельности. В то же время она по-разному проявляется для разных возрастных групп в зависимости, как от характера учебной ситуации, так и от жесткого контроля преподавателя.
Психологическая устойчивость определяется, как способность поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека. Применительно к учебной мотивации ее устойчивость - это такая динамическая характеристика, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности, как в нормальных, так и в экстремальных условиях. Установлено, что к психологическим детерминантам устойчивости относятся:
Учебная мотивация,
представляя собой, особый вид мотивации,
характеризуется сложной
Заключение.
Государственная образовательная система
играет ведущую и основополагающую
роль в развитии общества, в увеличении
эффективности его деятельности
в самых различных областях общественной
практики. Образовательные учреждения
в мировой науке
Специфика университета
- готовить в первую очередь научно-педагогические
кадры, а значит, формировать личность
ученого и преподавателя высшей
квалификации. С этой целью необходимо
повышать эффективность
Организация и
совершенствование системы
Таким образом,
изучение психологических особенностей
студенческого возраста становится
очень важным и необходимым явлением
в современной психологии высшей
школы.
Список
использованной литературы.
1. Ананьев Б.Г.
К психофизиологии
2. Бондаренко
С.М. Проблема формирования
3. Захарова Л.Н.
Личностные особенности, стили
поведения и типы, профессионально
самоидентификации студентов
4. Кон И. С.
Психология юношеского
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977. - 304 с.
6. Нестерова
Н.Б. «Ценностное отношение
7. Орлов Ю.М.
Потребностно-мотивационные
8. Якунин В.А.
Психология учебной
Информация о работе Психологические особенности возраста студента