Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:15, реферат
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими, социо-культурными) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.
Введение. 3
Студенчество - отдельная возрастная категория. 5
Социально-психологические особенности студенческого возраста. 6
Психологические новообразования студенческого возраста. 11
Специфика учебной мотивации студента. 14
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19
Изучение этих
сторон раскрывает качества и возможности
студента, его возрастные и личностные
особенности. Если подойти к студенту
как к человеку определенного
возраста, то для него будут характерны
наименьшие величины латентного периода
реакций на простые, комбинированные
и словесные сигналы, оптимум
абсолютной и разностной чувствительности
анализаторов, наибольшая пластичность
в образовании сложных
Если же изучить студента как личность,
то возраст 18-20 лет - это период наиболее
активного развития нравственных и эстетических
чувств, становления и стабилизации характера
и, что особенно важно, овладения полным
комплексом социальных ролей взрослого
человека: гражданских, профессионально-трудовых
и др. С этим периодом связано начало «экономической
активности», под которой демографы понимают
включение человека в самостоятельную
производственную деятельность, начало
трудовой биографии и создание собственной
семьи. Преобразование мотивации, всей
системы ценностных ориентации, с одной
стороны, интенсивное формирование специальных
способностей в связи с профессионализацией
- с другой, выделяют этот возраст в качестве
центрального периода становления характера
и интеллекта. Это время спортивных рекордов,
начало художественных, технических и
научных достижений.
Студенческий возраст характерен и тем,
что в этот период достигаются оптимумы
развития интеллектуальных и физических
сил. Но часто «проявляются «ножницы»
между этими возможностями и их действительной
реализацией. Непрерывно возрастающие
творческие возможности, развитие интеллектуальных
и физических сил, которые сопровождаются
и расцветом внешней привлекательности,
скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание
сил будет продолжаться «вечно», что вся
лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного
можно легко достичь».
Время учёбы в вузе совпадает со вторым
периодом юности или первым периодом зрелости,
который отличается сложностью становления
личностных черт. Характерной чертой нравственного
развития в этом возрасте является усиление
сознательных мотивов поведения. Заметно
укрепляются те качества, которых не хватало
в полной мере в старших классах - целеустремленность,
решительность, настойчивость, самостоятельность,
инициатива, умение владеть собой. Повышается
интерес к моральным проблемам (цели, образу
жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем специалисты в области возрастной
психологии и физиологии отмечают, что
способность человека к сознательной
регуляции своего поведения в 17-19 лет развита
не в полной мере. Нередки немотивированный
риск, неумение предвидеть последствия
своих поступков, в основе которых могут
быть не всегда достойные мотивы. Так,
В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это
возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи,
но и нередких отрицательных проявлений.
Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.
Изучением студенчества
как социальной группы занималась лаборатория
социологических исследований ЛГУ
под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество
объединяет молодых людей, занимающихся
одним видом деятельности - учением,
направленным на специальное образование,
имеющих единые цели и мотивы, примерно
одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным
уровнем, период существования которых
ограничен временем (в среднем 5 лет).
Его отличительными чертами являются:
характер их труда, заключающийся в
систематическом усвоении и овладении
новыми знаниями, новыми действиями и
новыми способами учебной
Специфичность студенчества как социальной
группы заключается в одинаковом отношении
ко всем общественным формам собственности,
его роли в общественной организации труда
и частичном участии в производительном
и непроизводительном труде. Как специфическая
социальная группа она характеризуется
особыми условиями жизни, труда и быта;
социальным поведением и системой ценностных
ориентации. В качестве основных черт,
отличающих студенчество от остальных
групп, выделяются социальный престиж,
активное взаимодействие с различными
социальными образованиями и поиск смысла
жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным
преобразованиям.
Для этого возраста
характерно завершение процесса роста,
приводящего, в конечном итоге, к
расцвету организма, создающего основания
не только для особого положения
молодого человека в учении, но и
для овладения другими
Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного взросления.
В юности у молодого
человека возникает проблема выбора
жизненных ценностей. Юность стремится
сформировать внутреннюю позицию по
отношению к себе («Кто Я?», «Каким
Я должен быть?»), по отношению к
другим людям, а также к моральным
ценностям. Именно в юности молодой
человек сознательно
Как бы странно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.
Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.
В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.
Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.
Юность - период
жизни человека, размещенный онтогенетически
между отрочеством и
В юности получает новое развитие механизм идентификации обособления. Также для этого возраста характерны свои новообразования.
Возрастные новообразования
- это качественные сдвиги в развитии
личности на отдельных возрастных этапах.
В них проявляется особенности
психических процессов, состояний,
свойств личности, характеризующие
ее переход на более высокую степень
организации и
Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.
К новообразованиям
юности И. Кон относит развитие самостоятельного
логического мышления, образной памяти,
индивидуального стиля
Важнейшим новообразованием
этого периода является развитие
самообразования, то есть самопознания,
а суть его - установка по отношению
к самому себе. Она включает познавательный
элемент (открытия своего «Я»), понятийный
элемент (представление о своей
индивидуальности, качествах и сущности)
и оценочно-волевой элемент (самооценка,
самоуважение). Развитие рефлексии, то
есть самопознания в виде размышлений
над собственными переживаниями, ощущениями
и мыслями обуславливает
Смысл жизни - это
важнейшее новообразование
Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.
В юности человек
стремится к самоопределению
как личность и как человек, включенный
в общественное производство, в трудовую
деятельность. Поиск профессии - важнейшая
проблема юности. Знаменательно, что
в юности некоторая часть молодежи
начинает тяготеть к лидерству как
предстоящей деятельности. Эта категория
людей стремится научиться
Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.
Общее системное
представление мотивационной
Информация о работе Психологические особенности возраста студента