Психологические особенности возраста студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:15, реферат

Описание работы

Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими, социо-культурными) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.

Содержание

Введение. 3
Студенчество - отдельная возрастная категория. 5
Социально-психологические особенности студенческого возраста. 6
Психологические новообразования студенческого возраста. 11
Специфика учебной мотивации студента. 14
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19

Работа содержит 1 файл

Тема.docx

— 44.39 Кб (Скачать)
  1. с психологической, которая представляет собой единство  
    психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в  
    психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;
  2. с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
  3. с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.  

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности  студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного  возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода  реакций на простые, комбинированные  и словесные сигналы, оптимум  абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных  и других навыков. Сравнительно с  другими возрастами в юношеском  возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст  характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.  
Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.  
Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь».  
Время учёбы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).  
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность - пора самоанализа  и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я»  с реальным. Но идеальное «Я» еще  не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне  не оценено самой личностью. Это  объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать  у него внутреннюю неуверенность  в себе и сопровождается иногда внешней  агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Изучением студенчества как социальной группы занималась лаборатория  социологических исследований ЛГУ  под руководством В.Т. Лисовского. Студенчество объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным  уровнем, период существования которых  ограничен временем (в среднем 5 лет). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в  систематическом усвоении и овладении  новыми знаниями, новыми действиями и  новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном  «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части.  
Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта; социальным поведением и системой ценностных ориентации. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям.

 

Психологические новообразования  студенческого возраста.

Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к  расцвету организма, создающего основания  не только для особого положения  молодого человека в учении, но и  для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки  зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего  мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические  процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек  может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного взросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится  сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к  другим людям, а также к моральным  ценностям. Именно в юности молодой  человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра  и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие  личность категории остро волнуют  человека в юности. В юности молодой  человек расширяет диапазон добра  и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне  от прекрасного, возвышенного, доброго  до ужасного, неизменного злого. Юность стремится прочувствовать себя в  искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию  ума и сердца человека. Знаменательно  для самого юноши и для всего  человечества, если молодой человек  выбрал для себя путь духовного роста  и преуспевания, а не прельстился  пороком и противостоянием общественным добродетелям.

Как бы странно  ни была направлена юность на поиск  своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого  она не знает - еще нет опыта  реальной практической и духовной жизни  среди близких людей («Если бы молодость знала…»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому  полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убеждения  и уже сформированные ценностные ориентации молодого человека. Юность - период жизни, когда над другими  чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав  сознательно строить способы  общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

В этот период жизни  человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для  реализации себя в труде и в  самой жизни.

Юность - чрезвычайно  значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой  человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно  сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и  земного существования. Он планирует  свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время  возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и  духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом  статусе подростка.

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически  между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный  путь онтогенетической идентификации  уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению  к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др..

В юности получает новое развитие механизм идентификации  обособления. Также для этого  возраста характерны свои новообразования.

Возрастные новообразования - это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности  психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие  ее переход на более высокую степень  организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре  личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

Центральными  психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование  его отношений к окружающей среде  и к своей деятельности, ведущей  же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.

К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.

Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка по отношению  к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей  индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений  над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую  переоценку ранее сложившихся ценностей  и смысла жизни - возможно, их изменение  и дальнейшее развитие.

Смысл жизни - это  важнейшее новообразование ранней юности. И.Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней  перспективы.

Также важным новообразованием юности является появление жизненных  планов, а в этом проявляется установка  на сознательное построение собственной  жизни как проявление начала поиска ее смысла.

В юности человек  стремится к самоопределению  как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая  проблема юности. Знаменательно, что  в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как  предстоящей деятельности. Эта категория  людей стремится научиться оказывать  влияние на других и для этого  изучает социальные процессы, сознательно  рефлексируя на них.

Юность, обретая  потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать  освобождение от непосредственной зависимости  тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость  приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы  дойти до понимания относительности  любой независимости, для того чтобы  ценить родственные связи и авторитет  опыта старшего поколения, юности предстоит  духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые  переживания отчуждения от круга  значимых людей, через глубинные  рефлексивные страдания и поиск  истинных ценностей к возвращению  в новой ипостаси - теперь уже  в качестве взрослого, способного проидентифицировать  себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как  таковых. Именно взрослый, социально  зрелый человек несет в себе постоянство  мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание  необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.

 

Специфика учебной мотивации  студента.

Общее системное  представление мотивационной сферы  человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:

  1. от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н.Леонтьеву);
  2. от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая - короткая мотивация, по Б.Ф.Ломову);
  3. от социальной значимости (социальные - узколичные, по П.М.Якобсону);
  4. от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И.Божович);
  5. мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т.д.

Информация о работе Психологические особенности возраста студента