Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 20:49, реферат
Практика убедительно свидетельствует, что успех или неудача общения во многом зависит от соответствующей подготовки к нему. Поэтому принято выделять подготовительную фазу (докоммуникативную), фазу непосредственного общения (коммуникативную) и фазу подведения итогов общения (посткоммуникативную).
Еще с давних времен с большим или меньшим успехом люди пытались различными способами классифицировать отдельные явления, события и даже людей, разделить их на группы и подгруппы, объединяя по общим чертам. Успех подобных классификаций в значительной степени зависит от качества выбранных критериев.
Основными критериями, в соответствии с которыми составлена предлагаемая классификация типов деловых собеседников, являются: откровенность и искренность собеседника, владение приемами общения с другими участниками беседы (переговоров), заинтересованность в теме и успехе беседы (деловых переговоров).
1. Вздорный человек, "нигилист". Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:
обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала беседы;
всегда оставаться хладнокровным и компетентным;
неукоснительно следить за тем, чтобы, по возможности, решения формулировались его словами;
когда есть возможность, предоставить другим опровергать его утверждения, а затем отклонить их;
привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного человека;
беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;
в экстремальных случаях настоять на том, чтобы деловая беседа была приостановлена, а позднее, когда головы остынут, продолжить ее;
за столом или в помещении поместить его в "мертвый угол".
2. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет спокойно и обоснованно провести дискуссию и вместе с ним подвести итоги беседы. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:
вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных случаев;
следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным подходом в данной деловой беседе;
в трудных и спорных вопросах и обременительных ситуациях искать помощь и поддержку у собеседника этого типа;
в группе собеседников посадить его там, где есть свободное место.
3. Всезнайка. Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться нижеперечисленных правил:
посадить его рядом с ведущим переговоры;
время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;
попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться над решением;
дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения;
при смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения;
иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые, в случае необходимости, может ответить тот, кто ведет переговоры.
4. Болтун. Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Как к нему относиться? Вам помогут следующие рекомендации:
как и "всезнайку", посадить его поближе к ведущему переговоры или около другой авторитетной личности;
когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно с максимумом такта остановить;
когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь с предметом беседы;
спросить поименно участников переговоров, каково их мнение;
в случае необходимости, ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;
следить, чтобы он не переворачивал проблемы с "ног на голову", затем только чтобы посмотреть на них под новым углом зрения.
5. Трусишка. Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры:
задавать ему легкие информативные вопросы;
ободрить его, чтобы он развил свое замечание или вставленное слово в ряд предложений;
помогать ему формулировать мысли;
решительно пресекать любые попытки насмешек;
применять ободряющие формулировки типа: "Все бы хотели услышать и Ваше мнение";
специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать этого свысока.
6. Хладнокровный неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым способом необходимо:
заинтересовать его в обмене опытом;
спросить его: "Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?";
в перерывах и паузах попытаться выяснить причины такого поведения.
7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы (переговоров) его вообще не интересует. Он бы охотнее "проспал" все переговоры. Поэтому необходимо:
задавать ему вопросы информативного характера;
придать теме беседы интересную и привлекательную форму;
задавать ему стимулирующие вопросы;
попытаться выяснить, что интересует лично его.
8. "Важная птица". Такой собеседник не выносит критики - ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников. Существенными элементами вашей позиции по отношению к такому собеседнику являются следующие:
нельзя позволять разыгрывать гостя в беседе;
нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное с остальными участниками переговоров положение;
не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;
всегда четко понимать, что речь идет только об одной деловой беседе и помнить, кто является инициатором данных переговоров;
очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод "да..., но".
9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником в ходе переговоров? Здесь может помочь следующее:
все его вопросы, относящиеся к теме переговоров, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то переадресовать вопрос ему самому;
на вопросы информационного характера отвечать сразу;
сразу признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.
Большинство руководителей называют проведение совещаний одной из главных причин дефицита времени, срыва сроков работ и, наконец, просто усталости, наваливающейся к концу рабочего дня. Между тем, если умело организовать и провести совещание, то оно может стать большим подспорьем в работе руководителя. К сожалению, почти нигде будущих руководителей не обучают даже азам искусства проведения совещаний.
Предлагаемый тест (№ 33) поможет проанализировать линию вашего поведения на совещаниях (переговорах). Для каждого утверждения необходимо выбрать один из пяти вариантов ответа - "нет, так не бывает"; "нет, как правило, так не бывает"; "неопределенная оценка"; "да, как правило, так бывает"; "да, так бывает почти всегда".
Даю подчиненным поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
У меня всегда много идей и планов.
Я прислушиваюсь к замечаниям других.
Мне в основном удается привести логические и правильные аргументы при обсуждениях.
Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.
Когда другие люди приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.
Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.
Свои ошибки я по большей части признаю.
Я предлагаю альтернативы предложениям других.
Защищаю тех, у кого есть трудности.
Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
Мой энтузиазм заразителен.
Я принимаю во внимание точку зрения других людей и стараюсь отразить ее в проекте решения.
Обычно я настаиваю на своей точке зрения и на своих гипотезах.
Я с пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы.
Ясно выражаю свои мысли.
Я всегда признаюсь в том, что чего-то не знаю.
Энергично защищаю свои взгляды.
Я стараюсь развивать чужие идеи так, как будто они были моими.
Всегда продумываю то, что могли бы ответить на тот или иной вопрос другие и ищу аргументы.
Я помогаю людям советом как организовать свой труд.
Увлекаясь своими проектами, своими планами работы на перспективу, я обычно не интересуюсь планами других людей.
Я прислушиваюсь и к тем людям, которые имеют точку зрения, отличающуюся от моей.
Если кто-то не согласен с моим проектом, я ищу новые пути.
Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.
Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.
Я всегда нахожу возможность организовать поддержку моих проектов.
Я понимаю чувства других людей.
Я больше стараюсь высказать свои мысли, чем выслушивать чужие.
Прежде чем защищаться, я внимательно выслушиваю критику.
Излагаю свои мысли системно.
. Даю возможность другим изложить свою точку зрения.
Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.
Меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
Как правило, я никого не перебиваю.
Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.
. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступить.
Информация о работе Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров