Психологические особенности несовершеннолетних преступников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного научного исследования обусловлена тем обстоятельством, что проблема преступности несовершеннолетних занимает особое место в работе дознавателей, следователей, прокуроров и судов.

Специальными правилами определен и порядок избрания, применения, отмены и продления мер пресечения в отношении лиц, которые на момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, т.е. возраста восемнадцати лет.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 32.83 Кб (Скачать)

1 Криминология / Под рея.  акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е Эминова. - М., 1995. - С. 275-276.

Отклоняющееся, в том числе  противоправное, поведение связано  с дефектами социализации:

 

• в организации воспитания, приводящими к развитию антиобщественной ориентации и асоциальной мотивации;

 

• в понимании социальных ролей, приводящими либо к отрицанию  роли, непониманию ее социальной значимости, либо к уклонению от исполнения роли;

 

• в системе общения (сужение  круга общения, общение в группе с отклоняющимся поведением, невозможность  удовлетворения потребностей в эмоциональном  контакте, самоутверждении и т.д.);

 

• индивидуального социального  опыта, зависящими от ошибок в воспитании, специфики общения (например, в семье), усвоения норм асоциального поведения  и т.д.;

 

• социального контроля, зависящими от недостаточной эффективности  деятельности семьи, учебно-воспитательных и производственных организаций, правоохранительных органов;

 

• в социальной адаптации, отражающими, в частности, процессы миграции и урбанизации.

 

Для понимания позитивных и негативных эффектов социализации представляет интерес психосоциальная  концепция развития личности, предложенная известным американским психологом Э. Эриксоном. Эта концепция показывает тесную связь психики индивида и  особенностей общества, в котором  он живет. С первых лет жизни ребенок  ориентирован на включение себя в  определенную группу, разделение норм группы и ее ценностей («групповая идентичность»  по Эриксону). Но, с другой стороны, у  ребенка формируется и эгоидентичность, т.е. чувство личностной устойчивости и непрерывности своего «Я». Дефекты  отношения к ребенку со стороны  окружающих приводят к отрицательным  эффектам в формировании его личности.

 

Обязательному учету в  процессе социализации и формирования личности несовершеннолетнего подлежат кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский  выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет.1 Кризисы новорожденное, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17-18 лет) проходят относительно свободно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход личности к новому, высшему периоду развития.

 

Обобщенный психологический  портрет личности несовершеннолетнего  преступника

 

Прежде всего необходимо отменить деформацию правосознания  у несовершеннолетних преступников. Среди них является допустимым нарушение  уголовно-правого или иного правового  запрета. Негативное отношение к  нормативно-правовым запретам коррелирует  у несовершеннолетних ч установкой на их нарушение.

 

Деформации в ценностно-мотивационной  сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или  производительному труду, с другой – демонстрируют гипервлечение  к отдыху, проведению досуга, обладанию  модной одежды и т.д. Совершение преступлений как раз имеет своей целью  удовлетворение гипертрофированных досуговых  потребностей и интересов. Проведение досуга несовершеннолетними правонарушителями  связано с употребление алкогольных  напитков, наркотиков, вступлением  в сексуальные связи и т.п.

 

У несовершеннолетних правонарушителе  значительно деформирована эмоциональная  сфера, наблюдается эмоциональная  «тупость», нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватными  ситуации реакциям.

 

Среди несовершеннолетних преступников в последнее время наблюдается  проявление психопатических черт, которые  не связаны с наследственностью  и в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни  и воспитания. Выборочное изучение нервно-психического здоровья подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних органов  внутренних дел, показало, что у 12 % присутствует психопатия, у 50 % - акцентуация характера. У 60 % испытуемых диагностирована акцентуация по неустойчивому типу, характеризующаяся расторможенностью, у 20 % - по гипертимному типу, которая близка по своим поведенческим характеристикам к неустойчивому типу. Главное; что отличает этих подростков, - затруднение в самоконтроле, «бестормозность», чрезмерная подвижность, поведенческая неустойчивость.

 

Педагогическая коррекция  поведения акцентированных подростков требует строго индивидуального  подхода, в основе которого лежат  особенности конкретной акцентуации. Так, гипертимный, расторможенный подросток  требует особых мер коррекции, ориентированных  на социально организованный выход  энергии, шумливости, подвижности путем  переключения его на занятия спортом, активные виды деятельности, требующие  активного расхода энергии. Наоборот, шизоидный тип акцентуации, характеризующийся  склонностью к углубленным размышлениям и страдающий коммуникативными расстройствами, нуждается в расширении взаимоотношений  со сверстниками на основе излюбленных  занятий. Если в воспитательной работе игнорировать особенности акцентуированных подростков и вместо индивидуального  подхода применять авторитарные методы, то неизбежны нервные срывы  и антисоциальные проявления.

 

Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники – это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми  стереотипами антиобщественного повеления. Для них характерны:

 

  • постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.);
  • следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм;
  • бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;
  • ранние половые связи, половая распущенность;
  • частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия;
  • умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
  • культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся социально приемлемыми поведение, дисциплинированностью, успехами в учебе;
  • привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека;

 

 

Совершенствование профилактики преступлений несовершеннолетних

 

В настоящее время в  силу различных причин отсутствует  четкая система работы с несовершеннолетними  правонарушителями:

 

  1. законодательство устарело, а новые нормативно-правовые предписания не выработаны;
  2. комиссии по делам несовершеннолетних не выполняют в настоящее время функций координационного центра по борьбе с преступностью несовершеннолетних;
  3. совершенно ненормальными является положение, когда основную тяжесть профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями несут органы внутренних дел, прокуратура и суд, т.е. организации, осуществляющие принуждение и карательное воздействие;
  4. отсутствуют научно обоснованные рекомендации по осуществлению профилактической и воспитательной работы;
  5. органы образования, здравоохранения, социального обеспечения по существу самоустранились от оказания помощи семье в воспитании трудных подростков и разработке соответствующих организаций.

 

Для исправления сложившегося положения дел Президент Российской Федерации издал Указ от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Этим указом определен  ряд мероприятий по совершенствованию  системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в частности, предложено:

 

  • создать специализированные службы для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • образовать специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для несовершеннолетних, совершивших правонарушения;
  • создать специальные (коррекционные) учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и совершивших общественно опасные деяния;
  • реорганизовать приемники-распределители для несовершеннолетних, создав на их основе центры временной изоляции для помещения несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния.

 

В целях координации действий министерств и ведомств России по профилактике безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних этим Указом образована межведомственная Комиссия по делам  несовершеннолетних при Правительстве  Российской Федерации.

 

Территориальные различия преступности несовершеннолетних

Анализ территориального распределения преступности несовершеннолетних обнаруживает долговременную устойчивость ряда важных в криминологическом  отношении тенденций.

В границах Российской Федерации  и ее субъектов все годы, охваченные статистическим наблюдением, фиксируются значительные и весьма устойчивые в количественном выражении различия в уровне преступности между отдельными регионами (республиками, краями, областями).

Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все  последние годы наблюдается в  Республике Тыва, Хабаровском крае, Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300–500 преступников на 10 тыс. населения в возрасте 14–17 лет). Самые низкие показатели в Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Северная Осетия – Алания (75–90 преступников). Разница в уровне преступности несовершеннолетних между  этими группами регионов достигает 5–7 раз. Причем любые изменения, будь то годовые колебания, устойчивая тенденция  роста или снижения, фиксируемые  в статистике на протяжении многих лет в перечисленных регионах, как правило, не влияют сколько-нибудь существенно на эти количественные различия.

В 1995 году замечен значительный рост подростковой преступности в Республике Алтай, Владимирской, Костромской, Сахалинской, Челябинской, Читинской, Ярославской  областях. Устойчивая тенденция непрекращающегося  роста преступности несовершеннолетних, в первую очередь в регионах с  наивысшей преступной активностью  данного контингента, дает основание  предполагать, что именно в этих территориях достигнут тот критический  уровень преступности, когда остановить рост его обычными средствами (по их масштабам, формам, методам применения) невозможно.

При анализе территориальных  различий в уровне преступности всегда фиксируется тот факт, что крупные  промышленные центры, портовые и курортные  города имеют, как правило, самые  высокие показатели преступности несовершеннолетних. Сравнивая преступность несовершеннолетних в сельских районах и городах, исследователи все чаще отмечают сходство основных ее как качественных, так и количественных характеристик.

Криминологами выявлена устойчивая зависимость между уровнем преступности несовершеннолетних и такими показателями, характеризующими регион, как удельный вес и общая численность детей и подростков в населении; доля трудоспособных несовершеннолетних, но не работающих и не учащихся; высокая концентрация беженцев и вынужденных переселенцев; лиц судимых, бытовых правонарушителей (пьяниц и хулиганов и т. д.); лиц, состоящих на различных медицинских учетах (алкоголиков, психически больных и др.).

Наиболее тесная зависимость  установлена между региональными  различиями в преступности несовершеннолетних и распространенностью распавшихся  родительских семей. Именно по этому  показателю наблюдается почти полное совпадение регионов с наименьшим и  наибольшим уровнем подростковой преступности, с регионами, имеющими аналогичные  по численности уровни разведенных  и разошедшихся семейных пар.

Это дает основания реально  рассматривать показатели семейного  неблагополучия в самом широком  социальном смысле определения соответствующих  семей, в качестве основного при  выборе приоритетных направлений воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические особенности несовершеннолетних преступников