Психологические особенности несовершеннолетних преступников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного научного исследования обусловлена тем обстоятельством, что проблема преступности несовершеннолетних занимает особое место в работе дознавателей, следователей, прокуроров и судов.

Специальными правилами определен и порядок избрания, применения, отмены и продления мер пресечения в отношении лиц, которые на момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, т.е. возраста восемнадцати лет.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 32.83 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность данного  научного исследования обусловлена  тем обстоятельством, что проблема преступности несовершеннолетних занимает особое место в работе дознавателей, следователей, прокуроров и судов.

 

Специальными правилами  определен и порядок избрания, применения, отмены и продления мер  пресечения в отношении лиц, которые  на момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, т.е. возраста восемнадцати лет.

 

УПК РФ 2001 г. предусмотрел самостоятельный  раздел (XVI), в котором регламентированы особенности производства по ряду категорий  уголовных дел, куда отдельной главой (50) отнесено производство по уголовным  делам в отношении несовершеннолетних, приобретшее более детальный, расширенный  вид.

 

Состояния дел с подростковой преступностью, с беспризорностью  и безнадзорностью детей сегодня  в действительности не знает никто, и милиция тоже. Численность беспризорных детей в России, по данным МВД, составляет 2,5 млн. человек. Независимые эксперты считают данные официальной статистики по этому вопросу крайне заниженными. По их данным, это число превышает  четыре миллиона. Безнадзорность и  незанятость общественно-полезным трудом приводит к неуклонному росту  числа правонарушений среди несовершеннолетних. Исключительность общественного и  процессуального положения лиц, не достигших совершеннолетнего  возраста, требует и исключительного  подхода в области уголовно-процессуального  законодательства.

 

Проблемы, связанные с  привлечением подростков к уголовной  ответственности, а как следствие - применение к ним мер уголовно-процессуального  пресечения, стоят достаточно остро, однако ювенальная юстиция - специальная  система правосудия для несовершеннолетних - в нашей стране до сих пор  не развита в должной мере.

 

Эффективные уголовно-правовые меры, применяемые к несовершеннолетним, в том числе и меры пресечения, могут реально способствовать предупреждению их правонарушений и в то же время  обеспечивать их исправление.

 

По российскому уголовному закону само наказание не является целью, что имеет большое значение по делам о преступлениях, совершенных  подростками.

 

Существующие международные  правовые акты, касающиеся отправления  правосудия в отношении несовершеннолетних, весьма гуманны относительно применения меры пресечения. Например, содержание под стражей несовершеннолетних до суда применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего  периода времени.

 

Такой же подход к этим вопросам в другом основополагающем международном  документе - Конвенции о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной  Ассамблеи ООН в 1989 году. Как международный  договор, к которому присоединилась Российская Федерация, эта Конвенция  согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации имеет приоритетное значение. Кроме того, идеи этой Конвенции  непосредственно касаются межгосударственных проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка». Собрание законодательства РФ. 23.02.98. № 8. Ст. 950.

 

В развитие положений, содержащихся в Конвенции о правах ребенка, принята Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и  развития детей в 90-е годы. Пункты 18 и 19 этой Декларации содержат рекомендации, непосредственно касающиеся защиты прав несовершеннолетних. В частности, указано на необходимость делать все возможное для предотвращения отделения детей от их семей, будь оно вызвано чрезвычайными обстоятельствами или произведено в их собственных  интересах.

 

За последние годы качественно  изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер - сегодня одна из специфических  особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе  групп, стабильно превышает 70%.

 

Преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к  «омоложению». В связи с этим наиболее остро встает проблема совершения общественно  опасных деяний детьми, не достигшими 14-летнего возраста. К уголовной  ответственности по закону они не привлекаются. Сеть специальных учреждений для таких лиц явно недостаточна. Вместе с тем общеизвестно, что  повторная преступность несовершеннолетних по достижении ими совершеннолетия  приводит к рецидивной преступности.

 

Вышеизложенное обосновывает актуальность заявленной темы, ее теоретическую  и прикладную значимость.

 

Исходя из вышеизложенного  цель данного научного исследования представляется нам следующим образом - дать обобщающую, интегрирующую характеристику психологических особенностей несовершеннолетних преступников, и на основе исследования отдельных проблемных вопросов, связанных  с данным институтом выработать предложения  по совершенствованию правоприменительной  практики и законодательства в данной области.

 

Для ее достижения необходимо проанализировать обширный исторический опыт законодательного решения проблемы, современное отечественное уголовно-процессуальное законодательство, сложившуюся практику применения норм УПК РФ и достижения юридической и возрастной психологии, уголовно-процессуальной доктрины, ювенального  права, криминалистики и криминологии.

 

Объект исследования. Объектом данного научного исследования, таким  образом, будет выступать психология несовершеннолетних преступников.

 

 

Социально-психолого-правовая деформация личности несовершеннолетних подростков с асоциальным поведением.

Проблема асоциального поведения  несовершеннолетних резко обострилась  в период кризиса общественного  развития в нашей стране, в ситуации хаоса и всеобщей растерянности. Формы адаптации несовершеннолетних к окружающей действительности различны, и, в числе наиболее простых и разрушительных – алкоголизация, наркомания, агрессивное поведение, психические расстройства, вступление в различные псевдорелигиозные секты, суицидальное поведение, противоправное поведение.

По мнению специалистов в области  судебно-психологической экспертизы (Макаренко С.Л., Миннетдинова Л.М., Рагрина Т.Н.) непосредственная причина правонарушений несовершеннолетних заключается в сдвигах и дефектах социальной и психологической характеристик.

Искажения эти формируются главным  образом путем усвоения взглядов соответствующей микросреды. Все обследованные подростки с асоциальным поведением на протяжении длительного времени подвергались специфической психической травматизации – криминогенному влиянию. Наиболее мощным источником этого влияния являются семья и стихийно складывающиеся молодежные группировки.

Все несовершеннолетние правонарушители  при сопоставлении их с контрольной группой обнаруживают отсутствие ориентации на высшие общественные интересы, на альтруистическую деятельность, на творческую работу, на любовь и т.д. У них преобладает ориентация на материальное благополучие, на жизнь по принципу “как хочется”, на власть, славу, на собственную “чистую совесть”, содержание которой противоречит принятым принципам морали (Долгова А.И.).Исследователи отграничивают 3 степени личностной деформации подростков - правонарушителей. Самая легкая из них обусловливает социально деформированное поведение, более тяжелая – социально - нравственно деформированное поведение и самая тяжелая вызывает социально – нравственно - правовую деформацию поведения.

Наряду с этим выделяют насильственный и корыстный типы деформации. При насильственном имеет место стремление к самоутверждению, желание представить себя сильной, справедливой, отзывчивой натурой, всегда готовой прийти на помощь. Однако представления о справедливости у таких лиц искажены, их мораль по сути дела является моралью преступника. Для них типичны групповой эгоизм, тесная привязанность к неформальной группе, жестокость, культ силы, убежденность в правильности своего поведения. Для корыстного типа характерен не групповой, а индивидуальный эгоизм. У его представителей более дефектны ценностные ориентации, они полностью осознают противоправный характер своих действий. Таких подростков отличают скрытность, аморальность, наличие корыстных установок, более глубокая социальная запущенность. На практике по большей части приходится иметь дело с комбинациями указанных типов.

Экспериментально - психологическим  исследованием подэкспертных в  возрасте от 15 до 18 лет, обвиняемых в  убийствах, в которых число жертв было от двух до четырех, выявлено сочетание нравственной деформации личности с отставанием в общеобразовательной и информационной подготовках, определяющихся не психическим развитием, а искажением познавательной потребности. В исследованных случаях установлено сочетание естественной подростковой личностной незрелости с деформированной мотивационной сферой. В условиях экспертизы на этапе следственных действий не обнаруживали себя ни раскаяние, ни чувство вины, ни соответствующие переживания. Ни в одном случае не было отмечено признаков депрессии, сохранялся аппетит и сон, имела место отвлекающая занятость - разговоры, развлекательное чтение, игры. Ретроспекция криминальных ситуаций была формальной, констатирующей события и собственные действия либо отсутствовала под предлогов “запамятования”. При личностном тестировании обнаруживалась мощная психологическая защита в виде усиленной социабельности или обнаженного асоциального поведения. Искажения мотивационно - потребностной сферы выражались в виде притупления базисных ценностей - чувства самосохранения, ценности человеческой жизни, устремленности в будущее, доверительного общения, аффилиативных отношений. Ранняя алкоголизация и наркотизация, являющаяся формой саморазрушительного поведения и вплетающаяся в канву нравственной деформации, формировались на основе первоначального самоощущения ненужности, бесперспективности, невостребованности и отсутствия ценности собственной жизни.

Итак, говоря о явлении социально-психолого-правовой деформации, мы имеем ввиду отклонения социального, психологического и правового характера. Сущность их заключается в усвоении чуждых, враждебных обществу взглядов и убеждений, выработке особого мировоззрения, создании своей, отличающейся от общепринятой системы иерархии ценностей, которые ликвидируют негативное влияние окружающей обстановки, защищают от фрустрации. Описываемые явления нарушают адаптацию индивидуума в коллективах с правомерным поведением вследствие различий в системе взглядов и повышают его адапционные возможности в коллективах, разделяющих его жизненные установки. Возникающие при этом искажения в развитии личности находят свое выражение в нарушения поведения. Ускоряющийся процесс деморализации личности несовершеннолетних с асоциальным поведением требует немедленного объединения усилий специалистов образовательных учреждений, правовых органов и общественных институтов, выработки единой системы мер, направленных на своевременную правильную социализацию детей и подростков.

 

Личностные характеристики несовершеннолетних преступников

Исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90–95%) их удельного  веса в населении данной возрастной группы, проживающей в соответствующих  регионах страны (48–52%). Доля девушек, совершающих  преступления (4–10%), наоборот, значительно  меньше их удельного веса в населении. В 1995 году преступления совершили 17 913 девушек, что составило 8,6% в общем  числе несовершеннолетних преступников.

Существенно также и то, что удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3–4 раза меньше по сравнению с аналогичными показателями взрослой женской преступности. Однако надо учитывать, что противоправная активность в совершении общественно  опасных деяний у девушек тоже достаточно высока, но главным образом  до достижения ими возраста уголовной ответственности.

По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете  в органах милиции, всегда примерно в 2–2,5 раза выше удельного веса их среди  несовершеннолетних, совершивших преступления.

На протяжении ряда лет наблюдался рост удельного веса среди 14–15-летних: с 19% в период 1966–1970 годов до 33,2% в 1995 году.

Многие годы криминологами постоянно  фиксировались значительные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости от рода их занятий. В настоящее время все интенсивнее идет процесс заметного сближения почти всех социальных и профессиональных категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений. С криминологической точки зрения важен тот факт, что сближение различных групп и контингентов происходит в основном за счет опережающего возрастания числа преступных проявлений, учитываемых статистикой применительно к школьникам и другим категориям учащихся. Наиболее криминально активными являются, как и в прежние годы, подростки без постоянного источника дохода (не работающие и не учащиеся).

По данным за 1995 год, среди несовершеннолетних преступников 83 317 являлись учащимися  школ (38, 3% от общего числа), 23 733 – работающими (11, 4%), 56 188 – лицами без постоянного  источника дохода (27%), 4 201 – студентами (2%).

Особенности социализации и  формирования личности несовершеннолетнего  правонарушителя. Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах и приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения. Часто выделяют ряд стадий социализации: 1) первичная, или ранняя, социализация (от рождения до подросткового возраста); 2) стадия индивидуализации, характеризующаяся  стремлением индивида выделить себя среди других, критически осмыслить  общественные нормы поведения; 3) стадия интеграции, отражающая желание человека найти свое место в жизни, «влиться»  в общество; 4) трудовая стадия; 5) послетрудовая  стадия.

Информация о работе Психологические особенности несовершеннолетних преступников