Психологические особенности людей пожилого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

Как помочь человеку в пожилом возрасте избежать всех этих проблем и постараться прожить более спокойно и радостно – вот вопросы, которые интересуют меня в данной работы.

Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 35.12 Кб (Скачать)

     Введение

       Один из демографических признаков на планете Земля – это постарение  ее населения. Оно определяется   многими факторами, основным из которых является   отчетливая тенденция к сокращению рождаемости  в развитых странах. Канули в лету представления   о возрасте 50-60 лет как о возрасте  старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в начале XXI века, упала по сравнению с концом XVIII века в четыре  раза; смертность среди 70-летних  в последнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека  после выхода  на пенсию  реальность прожить в среднем еще 15-20 лет стала вполне очевидна.

       Что же может представлять  собою  жизнь человека  в этот период? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности  и т.п.? Или же напротив, возможность вести полноценную, интересную жизнь: трудиться в меру  своих сил, стараться   быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость  как очередной этап  жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих  этапах жизни)?

       Сегодня два поколения  наиболее  остро чувствуют   на себе последствия социально – экономических  преобразований: это люди зрелого и пожилого  возраста.  Экономические неурядицы  выступают для них   в очень конкретном  облике царя   голода, о котором в свое время писал Н.Некрасов. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого  возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в  себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокая глубинная работа над собой. Образцы необычайной  работоспособности  и творчества  демонстрируют  люди весьма  преклонного возраста.

       Но жизнь свидетельствует и  о том, что в пожилом  и  позднем возрасте  человек   может быть глубоко  несчастным, одиноким, быть «обузой»  для   близких, «досадой»   для молодых   и даже испытывать  жестокое  к себе  обращение  как в  семье,  так и в  государственном   социальном  учреждении.

       Как помочь человеку  в пожилом  возрасте избежать всех этих   проблем и постараться прожить более спокойно и радостно – вот вопросы, которые интересуют меня в данной работы.

       Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.

 

     

     Глава 1. Процесс старения и возрастные изменения  в организме

     1.1  Понятие психического  старения

       Старость – это заключительная  фаза  в развитии человека, в которой  этот  процесс  происходит   по нисходящей   жизненной  кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются   инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде   старого человека, уменьшении  его  жизненной активности, ограниченности физических возможностей.

       Старость может приближаться   к человеку  двумя путями:  через  физиологическое ослабление  организма  и путем  снижения   силы  и  подвижности  психических  процессов.

       В старости происходит естественное  и  обязательное  снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы касаются   и психической деятельности, что  выражается в разнообразных   психических состояниях, не сопровождающихся  слабоумием, и тогда говорят о   психическом упадке.

       В своей  монографии «Психическое старение» Н.Ф. Шахматов определяет его как   случай   естественного старения, при котором  отмечаются   снижение психической силы, сужение  объема  психической  жизни,  экономное  использование   имеющихся ресурсов.

       Проявления физического  упадка  находят свое выражение   в  ограничении круга   интересов,  пассивности, психической вялости.  Но время его проявления, скорость  прогрессирования, тяжесть и глубина   различны.  Как указывает  Н.Ф.  Шахматов, появление заметных   признаков   психического упадка  можно   отнести преимущественно   ко времени завершения   жизни  (85 лет  и старше.)

       Психическая слабость, снижение  силы и подвижности   психических  процессов при   психическом  упадке  в старости  находятся   в тесной  связи с фактором   физического здоровья. Укрепление   физического здоровья, излечение от соматических болезней   быстро ведут к оживлению   психической   жизни в старости.

        Другой крайней точки   придерживаются  исследователи, склонные восхвалять  «очарование   преклонного возраста».  У этих людей  физическое  ослабление   компенсируется   высоким духовным подъемом. Поэтому   период, предшествовавший наступлению   старости  и старческого  недомогания,  называют  «лучшими  годами». Именно  это  имеется в виду, когда   говорят   о счастливой старости.

       Счастливая  старость – это  особо  благоприятная  форма старения. Счастливая старость – это удовлетворенность  новой  жизнью, своей ролью   в этой жизни. Это форма  благоприятного  психического старения, когда долгая    жизнь приносит  новые  положительные эмоции, которых   человек   не знал в прошлом.

       Л.Н. Толстой   говорил: «Я  никогда  не думал, что старость  так привлекательна».

       И, наконец, третья группа  исследователей  находит  в старости  как   отрицательные, так и положительные  черты.

       Характеризуя  психическое старение, необходимо учитывать некоторые положительные сдвиги, которые   являются компенсаторными или приспособительными в новых  условиях жизни.  Так, одновременно  со снижением   уровня  психической деятельности отмечаются качественные изменения, способствующие  преодолению и уравновешиванию  этого снижения, достижение структурного единства дефицитарных  признаков старения с   позитивными или компенсаторными. Это свидетельствует  о возможности в старости адаптироваться   к новым условиям  жизни. При изучении   способностей   у старых людей  в возрасте  от 60 до  93 лет   установлено, что они  используют структуру  своего опыта, черпая  из него  элементы   для удержания   имеющихся  знаний  на должном  уровне  и для  переработки  их в новые  знания. Старые люди могут   в значительной степени развивать   некоторые свои  способности  и даже проявлять новые.

     Глава 2. Психологические изменения в личности старого человека

     2.1 Психологический  портрет старого   человека

         Что можно сказать  об изменениях  в личности  старого человека? Что можно отнести  к типичным  проявлениям? Чаще всего называются  негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться   вот такой  психологический «портрет»  старого человека. Снижение самооценки, неуверенность  в себе, недовольство  собой; опасение  одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса  к новому- отсюда  брюзжание, ворчливость; замыкание   интересов  на себе- эгоистичность, эгоцентричность, повышенное  внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне- все это  делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.

       Фундаментальные исследования отечественных   и зарубежных ученых  свидетельствуют  о многообразных проявлениях  положительного отношения старого  человека к жизни, к людям,  к себе.

       К.И. Чуковский писал в своем  дневнике: «… Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день- мои  мысли   добрей и светлей». Исследователь   личностных изменений в старости  Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы  психического упадка и психических   болезней, расстройств, считает,  что «представление о психическом  старении не может оказаться   полным  и цельным  без учета   благоприятных  случаев, которые  лучше, чем какие-либо другие  варианты, характеризуют старение, присущее  только человеку. Эти  варианты, будь они обозначены  как удачные, успешные, благоприятные  и, наконец, счастливые, отражают  их выгодное  положение в сравнении  с другими  формами  психического  старения».

 

      2.2  Классификация  психических изменений  в старости и  типов психологического  старения

       Все изменения в этом возрасте   можно классифицировать   на  три  сферы:

     1.  В интеллектуальной  - появляются трудности   в приобретении новых знаний   и представлений, в приспособлении  к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться   самые разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались   в молодости ( переезд на новую квартиру, болезнь-собственная или кого-то из близких людей), тем- более   прежде не встречавшиеся   (смерть одного   из супругов, ограниченность  в передвижении, вызванная параличом; полная   или частичная потеря зрения.)

      2. В эмоциональной сфере- неконтролируемое  усиление  аффективных реакций ( сильное нервное возбуждение) со склонностью   к беспричинной  грусти, слезливости. Поводом для   реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая   чашка.

       В своей теории  развития  французский  психолог  Шарлота  Бюлер   выделяет   пять фаз развития; последняя, пятая фаза    начинается   в 65-70 лет. Автор   считает, что в  этот период  многие   люди перестают   преследовать  цели, которые они   поставили перед собой   в  юности. Оставшиеся силы  они тратят  на досуг, спокойно   проживая   последние годы. При этом  обозревают  свою жизнь, испытывая   удовлетворение  или разочарование.  Невротическая  личность обычно   испытывает   разочарование, потому  что невротик   вообще не умеет   радоваться  успехам, он никогда не доволен   своими достижениями, ему  всегда  кажется, что он  что-то  не  дополучил, что ему  не додали. К старости эти сомнения усиливаются.

       Восьмой  кризис  (Э.Эриксон)  или пятая фаза (Ш.Бюлер)   знаменуют  собой   завершение   предшествующего  жизненного пути, и разрешение   этого кризиса   зависит от  того, как этот путь был пройден.  Человек подводит   итоги, и если   воспринимает   жизнь, как целостность, где   ни убавить, ни прибавить, то он   уравновешен  и спокойно  смотрит  в будущее, так как  понимает , что смерть- естественный конец  жизни. Если же человек приходит к печальным   выводам, что  жизнь  прожита   зря и состояла   из разочарований и ошибок, теперь уже непоправимых, то его   настигает  чувство    бессилия.  Приходит  страх смерти.

        Психологи утверждают, что страх  смерти- это чисто  человеческое  чувство, такого  нет ни  у  одного  животного. Именно  поэтому   оно и может  быть преодолено . Философы, от Платона  и Аристотеля, стремились  преодолеть  трагизм   смерти, освободить   человека  от  страха  перед  ней.  Древнегреческий  философ  Эпикур  приводил  простой и остроумный  довод   против  страха  смерти: « Смерть  для человека   реально  не  существует, он с нею « не  встречается». Покуда  он есть, смерти  нет. Когда же она есть-  его  нет. Поэтому  ее не стоит   страшиться.

       Френсис Бэкон  по тому же  поводу  замечал: « люди   страшатся  смерти, как  малые  дети  потомок… Но боязнь  ее   как неизбежной  дане  природе   есть слабость».

       Пекк (американский психолог), развивая   идеи Эриксона о восьмом кризисе,  говорит о подкризисах этого  периода.

       Первый-переоценка  собственного «Я» независимо от профессиональной карьеры. То есть человек должен прежде всего  для себя определить, какое место   он занимает в жизни после   ухода на пенсию, когда за ненадобностью   отброшены   мундиры, звания и должности.

       Второй-  осознание   факта ухудшения   здоровья и старения тела, когда приходится признать, что молодость, красота, стройная фигура,  крепкое здоровье  остались   далеко   в прошлом. Для мужчины труднее преодоление   первого подкризиса, а для женщины-второго.

       Отечественный ученый  В.В. Болтенко  выделил  ряд этапов   психологического  старения, которые не зависят   от  паспортного возраста.

       На первом  этапе сохраняется   связь   с тем видом деятельности, который был   ведущим для человека  до выхода  на пенсию. Как правило,  этот вид деятельности   был непосредственно   связан  с профессией пенсионера. Чаще это люди  интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть   непосредственной   в форме эпизодического  участия в выполнении  прежней работы, может и опосредованной, через чтение  специальной литературы, написание   специальной литературы, темы. Если же она обрывается  сразу после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап,  попадает на второй.

Информация о работе Психологические особенности людей пожилого возраста