Психологические особенности личности юриста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Любая профессия предъявляет определенные требования к личности специалиста.
Существует ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться с поставленными перед ним профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическая профессиография занимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.
Психологический анализ профессиональной деятельности юриста охватывает требуемые личностные качества сотрудников правоохранительной системы, их социально-психологические особенности и рассматривает отдельные структурные компоненты их деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Основные факторы профессиональной пригодности…………….……...….4
2. Оценка способностей к юридической деятельности………………………..8
2.1. Общее понятие, классификация способностей...………………………......8
2.2. Оценка способностей юриста к профессиональной деятельности……..13
2.3. Общее представление о психодиагностическом обследовании кандидатов, отбираемых в правоохранительные органы……………..…………………….15
Заключение ……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы …………………………………………...…20

Работа содержит 1 файл

КР по юр.психологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра ПРАВА 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 
 

по дисциплине: Юридическая психология 
 

тема: «Психологические особенности личности юриста»  
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнил: студент  группы ТЮВ-201

                                                                                            

                                          Проверил:  к.пед.н. 
 
 
 
 
 

г. Челябинск

2009 г. 
 
 

Содержание

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

    Любая профессия предъявляет определенные требования к личности специалиста.

    Существует  ряд качеств, которыми должен обладать индивид, чтобы успешно справляться  с поставленными перед ним  профессиональными задачами. Область знаний о свойствах и качествах человека, необходимых для исполнения служебных обязанностей, называется профессиографией. Психологическая профессиография занимается исследованием психологических качеств, необходимых для выполнения той или иной трудовой деятельности. Результатом является обобщенный психологический портрет человека, наиболее успешного в данной профессиональной области, что предполагает возможность справляться с поставленными трудовыми задачами на высоком уровне.

    Психологический анализ профессиональной деятельности юриста охватывает требуемые личностные качества сотрудников правоохранительной системы, их социально-психологические особенности и рассматривает отдельные структурные компоненты их деятельности.

    Выделение этих структурных образований позволяет разработать профессиограмму правоприменительной деятельности – описать различные объективные характеристики деятельности и требования к индивидуальным особенностям человека, определить психограмму – профессионально значимые свойства личности юриста – и, в конечном счете, создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы1.  
 
 
 
 
 

     1. Основные факторы профессиональной пригодности 

     Анализ правоохранительной деятельности прокурорско-следственных работников позволяет сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.

     Рассмотрим эти факторы на  примере прокурорско-следственных работников.

     I  фактор — высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. Поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов.

     К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести:

     высокий уровень правосознания;

     честность, гражданское мужество, совестливость;

     принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушениями правопорядка;

     обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность.

     Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются полярно противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму.

     II  фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Рассматриваемый фактор предполагает:

     устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях;

     развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

     Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность; избыточная агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов; психопатические свойства характера.

     III  фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста, которые обусловлены следующими качествами личности:

     развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция;

     гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, сообразительность;

     аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное;

     активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкой памяти, продуктивного мышления, внимания);

     развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии.

     Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память — качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные.

     IV   фактор  —  коммуникативная   компетентность  юриста.

Коммуникативная компетентность предполагает следующие  качества личности:

     способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;

     проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики;

     доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

     свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения;

     умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения;

     способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;

     развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях;

     адекватную самооценку;

     чувство юмора.

     Качествами, существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интравертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

     V  фактор — организаторские способности. Организаторские способности позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения.

     Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

     активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

     смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;

     самостоятельность;

     чувство ответственности за свои действия и поступки;

     организованность, собранность, аккуратность в работе.

     Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше свойства:

     коммуникативная компетентность,

     нервно-психическая устойчивость,

     адекватная самооценка,

     высокая мотивация достижения успеха.

     Качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, являются: психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

     Помимо перечисленных выше качеств личности, имеющих отношение к различным подструктурам правоохранительной деятельности, эффективность труда юриста во многом зависит также и от мотивационной сферы его личности: в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, чьи законные права и интересы ему приходится защищать.2 
 
 
 
 

  1. Оценка  способностей к юридической  деятельности по психологическим  качествам личности
    1. Общее понятие, классификация способностей.
 

     После того как были рассмотрены социально-психологические качества, необходимые юристу для успешного занятия им своей профессиональной деятельностью, возникает вопрос: должны ли быть у субъекта, желающего посвятить себя правоохранительной деятельности, какие-либо особые способности к этому, и вообще, что такое способности в целом?

     В психологии под способностями понимаются относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности. По мнению К.К. Платонова, «способности — это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соответствии с определенной деятельностью»3.

     Более развернутое понятие способностей содержится в трудах другого известного психолога Б.М. Теплова, который выделил три главных признака способностей. «Во-первых, — указывал он, — под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем занятиям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»4.

     Например, психические процессы (память, мышление, восприятие и т.д.) проявляются у людей по-разному, видоизменяясь, приобретая наиболее выраженные индивидуальные свойства. Причем эти индивидуальные различия психических процессов нередко становятся настолько яркими, облегчающими ту или иную деятельность, что они как бы предрасполагают субъекта заниматься определенной конкретной деятельностью, становясь способностями индивида, значительно облегчающими его труд и помогающими ему добиваться высоких профессиональных результатов. В этом смысле можно говорить, например, о способностях человека логически мыслить (познавательные, мыслительные способности), запоминать большое количество информации (мнемические способности), тонко чувствовать и различать малейшие оттенки каких-либо раздражителей (сенсорные способности) и т.д.

Информация о работе Психологические особенности личности юриста