Психологические основы обучения в подростоком и раннем юношеском возрастах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

Через это проходит каждый. Как бы ни звучала вышеизложенная фраза, но она абсолютно соответствует реальности. Итак, подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, или, как сформулировал А. Н. Леонтьев, ее «второе рождение». Психологические особенности обучения подростков сильно разнятся по сравнению с младшим школьным возрастом. Но, всё по порядку.

Работа содержит 1 файл

Психологические основы обучения в подростоком и раннем юношеском возрастах..doc

— 65.50 Кб (Скачать)

     Существенные  изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Основная характеристика подросткового возраста – усиление произвольной стороны этих функций. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Это своеобразная форма второсигнальной регуляции. Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых процессов.

     Самый лучший способ организации внимания подростка связан с умением так  организовать учебную деятельность, чтобы у него не было ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны так захватить подростка, что он с увлечением будет работать весьма продолжительное время. Причем интересное для подростка – это не всегда просто занимательное. Содержательные занятия с периодическим переключением с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность – вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания. Исследования Н.Ф. Добрынина с сотрудниками показали, что от произвольного внимания, поддерживаемого усилиями воли, подростки все больше и больше переходят к так называемому послепроизвольному вниманию. Оно преднамеренно и целенаправленно, и возникает на основе постепенно наступающего увлечения работой, а потому не требует волевых усилий для поддержания.

     Основной  особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая  с каждым годом способность к  абстрактному мышлению, изменение соотношения  конкретно-образного и абстрактного мышления в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию содержания понятий конкретными образами и представлениями).

     Для подростка характерно заметное развитие критичности мышления. Подросток  в отличие от младшего школьника  не склонен слепо полагаться только на авторитет учителя или учебника. Он стремится иметь собственное мнение, взгляды и суждения, критически относится к материалу, который раньше не вызывал у него ни раздумий, ни сомнений, находит «ошибки» в тексте учебника или суждениях учителя, хочет убедиться в справедливости той или иной мысли и т.д. Само по себе это весьма ценное качество мышления, которое нужно всячески развивать. Но если развитие критичности мышления у подростков пойдет по пути формирования привычки не столько критически мыслить, сколько неоправданно сомневаться, спорить, возражать, отстаивать заведомо ошибочные положения, упрямиться и не принимать бесспорные истины, то следует преодолевать эту линию развития. Надо тактично показать бесплодность и беспочвенность, бесперспективность подобных споров и возражений, подсказать подростку другие пути и формы, чтобы воспитывать умение самостоятельно мыслить.

     Важной  особенностью рассматриваемого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Подростковый возраст благоприятен для развития такого мышления. Доверие учителя к интеллектуальным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям его личности, так как это говорит о высокой оценке интеллектуальных сил. Поэтому следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков (например, задачи по сравнению различных объектов, нахождение в них сходства и различия, умение делать обобщения и выводы).

     Подростковый  возраст – это период, когда  детские мечтания о будущем сменяются  размышлениями, о нем с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни. Такой сдвиг в развитии профессиональных намерений происходит не у всех подростков; некоторые полностью живут настоящим и о будущей профессии размышляют мало. Однако для большинства подростков время обучения в выпускных классах является временем интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действие, другие примеривают себя к разным вариантам будущего, третьи решают проблему соответствия собственных возможностей требованиям профессии, четвертые выясняют, соответствует ли содержание профессии их представлению о ней.

     Ребята  собирают информацию об особенностях привлекающей профессии и учебном  заведении, где ее получают, обсуждают  разные проблемы с близкими товарищами, интересуются планами одноклассников. Одни размышляют трезво и адекватно оценивают свои возможности, другие их переоценивают или недооценивают. У некоторых старших подростков возникают серьезные сомнения, колебания, и они отказываются от прежних мечтаний как от детских (чаще всего из-за их неосуществимости). К окончанию подросткового возраста увеличивается число подростков, которые хотят иметь высшее образование. Привлекают важные и современные профессии, возможность интересной и творческой работы, романтичность профессии.

     Таким образом, учебная деятельность подростков имеет существенные отличия от учебной деятельности младших школьников, а также некоторые общие закономерности. Однако следует помнить, что учебную деятельность подростков необходимо рассматривать только с учетом их ведущей деятельности – деятельности общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы. 

    1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском  возрасте. – М.: Педагогика, 1968.
    2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984.
    3. Педагогическая психология / под ред. Н.В.Клюевой. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 400с.
    4. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
    5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 1971.

Информация о работе Психологические основы обучения в подростоком и раннем юношеском возрастах