Психологические основы обучения в подростоком и раннем юношеском возрастах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

Через это проходит каждый. Как бы ни звучала вышеизложенная фраза, но она абсолютно соответствует реальности. Итак, подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, или, как сформулировал А. Н. Леонтьев, ее «второе рождение». Психологические особенности обучения подростков сильно разнятся по сравнению с младшим школьным возрастом. Но, всё по порядку.

Работа содержит 1 файл

Психологические основы обучения в подростоком и раннем юношеском возрастах..doc

— 65.50 Кб (Скачать)
 

Московский  городской психолого-педагогический университет

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Педагогическая  психология» 

на  тему

«Психологические  основы обучения в  подростковом и юношеском  возрастах». 

                                                                                                                   
 
 
 
 
 

 

Выполнил:

студент 3 курса группы ПК 3.1

Бурнашев  Т. Р.

Преподаватель :

Хлебникова  И. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011/2012 гг,

     Через это проходит каждый. Как бы ни звучала вышеизложенная фраза, но она абсолютно соответствует реальности. Итак, подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, или, как сформулировал А. Н. Леонтьев, ее «второе рождение». Психологические особенности обучения подростков сильно разнятся по сравнению с младшим школьным возрастом. Но, всё по порядку.

     Из  психологического словаря: «Подростковый  возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

     Подростковый  возраст – период бурного роста  и развития организма. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает, уже, будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками.

     Обычно  процесс общего интеллектуального  развития детей начинается и завершается  несколько раньше, чем процесс  их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.

     Подростковый  период – это самый трудный  и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

     В подростковом возрасте продолжается процесс  формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится неправленым на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.

     Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.

     В VII–VIII классах школы некоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков, в среде которых идеал мужественности становится одним из основных идеалов, порождающих критерии оценок окружающих людей. Подростки любят приключенческие, романтические фильмы и соответствующую литературу, так как именно в них встречаются герои, обладающие нужными качествами мужественности, смелости, характером и силой воли. Подростки пытаются подражать этим героям в жизни, воспроизводя в играх и создаваемых ими ситуациях сцены, прочитанные в книгах или увиденные в фильмах. Это особенно типично для младших подростков в возрасте от 11 до 13 лет.

     В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием  у себя необходимых волевых качеств  личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более  старшие по возрасту, – юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.

     Весьма  распространенным среди современных  подростков способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Это – бокс, борьба, тяжелая атлетика, хоккей. Увлекаясь многими видами спортивных занятий вначале ради развития волевых личностных качеств, некоторые подростки затем продолжают заниматься ими же для достижения высоких результатов. Благодаря этому получает дальнейшее развитие мотивация достижения успехов.

     Став  привычными, занятия физической культурой  и спортом в зрелом возрасте иногда превращаются в эффективное средство поддержания здоровья и работоспособности, а полезные волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.

     Имеется определенная последовательность в  выработке волевых качеств личности у подростка. Вначале развиваются  в основном динамические физические качества. Это – сила, быстрота и  скорость реакции. Затем вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. Вслед за этим наступает черед формирования более сложных и тонких волевых качеств, таких, например, как концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

     С подростковым возрастом связана  существенная перестройка учебной  деятельности школьника. Начало подросткового  возраста характеризуется формированием  наиболее высокого уровня учебной деятельности, при котором самостоятельно осваивается и новый материал, и даже новые области знаний. Для подростка постепенно становится понятен смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию, направленной на удовлетворение познавательных потребностей.

     Должное внимание хотелось бы уделить мотивам. Мотивы учения у подростков представляют собой сложную структуру. В ней присутствуют широкие социальные мотивы (сознание общественной важности приобретения знаний, необходимость учения для подготовки к самостоятельной жизни и труду), собственно познавательные и личные мотивы (стремление пользоваться авторитетом и играть роль лидера в коллективе сверстников), связанные со стремлением к успеху.

     Оптимальным видом мотивов с точки зрения обучения являются познавательные, в основе которых лежат интересы. Рассмотрим их более подробно.

     В подростковом возрасте наблюдается  широкий диапазон индивидуальных интересов. Именно поэтому трудно однозначно оценить  возрастные особенности интересов  подростка. Они могут быть широкими (когда подросток интересуется многим) и узкими (когда подросток интересуется чем-либо одним), устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными. Однако можно указать и основные, типичные характеристики.

     По  сравнению с младшим школьным возрастом, в подростковом явно заметен иной уровень интересов. Во-первых, сфера интересов у подростков гораздо шире. Изучение основ наук, расширение кругозора, большая степень умственной зрелости подростка вовлекают в сферу его интересов все новые и новые области жизни и деятельности людей. Характерен интерес к различным отраслям физики, астрономии, биологии, к современной технике, кибернетическим устройствам, радиоэлектронике, компьютерам, к различным выдам спорта, книгам, кино и др., заметно развиваются общественно-политические интересы.

     Интересы  подростка становятся не только более  широкими и разнообразными, но и  более глубокими и содержательными. Сравните, как интересовался техникой ученик в начальных классах и  как интересуется ею старший подросток, познавательные интересы которого уже выходят за рамки школьных программ. Интерес младшего школьника обычно носит поверхностный, неглубокий характер. Он, например, хорошо знает названия марок автомашин или телевизоров, иногда гораздо лучше взрослого. Но разве это означает, что он хорошо и глубоко разбирается в марках или телевизоров?

     Совсем  иное дело – старший подросток. Его  познания в том, к чему он проявляет  интерес, достаточно глубоки. Например, если он интересуется миром искусства, то не только собирает открытки с изображениями любимых артистов, но и оценивает творческую манеру каждого, обнаруживает незаурядные познания в теории актерского мастерства.

     Все это результат настойчивого стремления познать объект, вызывающий интерес.

     Интересы  подростков характеризуются значительной силой. Они часто приобретают  форму серьезных увлечений, подлинной  страсти, которая захватывает подростков, нередко в ущерб всем другим занятиям. Если уж увлечение чтением – то бессонные ночи за книгами, чтение на переменах, да и на уроках. Если уж интерес к шахматам – то десятки партий в день, неустанное штудирование шахматной литературы, матч по телефону и т.д.

     Интересы  подростков достаточно устойчивы по сравнению с интересами младших  школьников. Нередко мы наблюдаем, как возникший в подростковом возрасте интерес сохраняется, углубляясь и обогащаясь содержанием, а в дальнейшем становясь основной профессиональной направленности.

     К концу подросткового возраста начинают формироваться интересы к определенной профессии. Это связано с тем, что некоторые из подростков после получения неполного среднего образования продолжают обучение в учебных заведениях другого типа. Однако представления о характере избираемых профессий у большинства ребят смутные, неопределенные; подростки плохо осведомлены о требованиях, которые предъявляют те или иные профессии к человеку.

     Содержание  понятия «учение» расширяется в  подростковом периоде, когда приобретение знаний нередко выходит за пределы  школы, учебных программ и осуществляется не только самостоятельно, но и целенаправленно. С возрастом эта тенденция растет. У значительной группы учащихся появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к определенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники, искусства. У некоторых подростков объем знаний в одной или нескольких областях может намного превышать возрастную норму.

     Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится субъективно необходимым и важным для настоящего и будущего и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и идеала, профессиональных намерений и самосознания (в виде осознания недостатков в уровне знаний и культуры). Недовольство собой и стремление исполнить задуманное становятся источниками познавательной активности подростка. В его самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие задачи, они организуют и направляют его конкретную деятельность. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Возникновение и становление этого качественно нового и высшего типа учебной деятельности происходит в подростковом периоде.

     А что же интеллектуальное развитие? Новое в развитии интеллекта подростка заключается в изменении его отношения к познавательным задачам как к требующим предварительного мысленного решения через построение различных гипотез и их проверку. Подросток в отличие от младшего школьника начинает анализ возникшей перед ним интеллектуальной задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предложения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Важнейшее приобретение подростка в анализе действительности – это умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач. Своеобразие этого уровня развития мышления состоит не только в развитии умения абстрактно мыслить, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции – мышление подростка становится рефлексивным.

Информация о работе Психологические основы обучения в подростоком и раннем юношеском возрастах