Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 05:06, реферат
При рассмотрении психологического аспекта власти возникает несколько вопросов. Во-первых, какие психические предрасположения приводят к тому, что одни люди стремятся к власти, в то время как другие избегают ее; какие общественные и личностные условия формируют эти предрасположения? Во-вторых, какова зависимость между методами осуществления власти и борьбы за власть, с одной стороны, и чертами психики людей, участвующих в этой борьбе, — с другой; являются ли определенные черты психики функциональными по отношению к существующим политическим условиям и как это воздействует на отбор людей, осуществляющих власть? В-третьих: каковы механизмы и психологические источники политических конфликтов и как они соотносятся с общественными условиями, порождающими эти конфликты?
Эта характеристика политиков
как людей игры и политики как
игры носит черты явной
Второй же вариант, определяемый как господство над другими, связан со свойствами некоторых типов личности, выражающимися в получении удовольствия от навязывания своей воли кому то другому. Такая личность, названная Фроммом авторитарной, проявляется в определенных общественных условиях, порождающих неврозы и толкающих к бегству от этих неврозов в сферу господства. Власть становится психической потребностью не вследствие своей инструментальной функции и не по причине своих игровых функций, а потому, что дает возможность избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим. Ввиду того что авторитарная личность сыграла немалую роль в формировании антидемократических, движений XX века, в особенности фашизма, выделение этого типа психологического механизма власти и его анализ имеют большое политическое значение.
Фромм отделяет свое понятие «авторитарный характер» от понятия «садомазохистский характер», прямо заявляя, что вводит первое определение потому, что термин «садомазохистский характер» наводит на мысль о неврозах. Авторитарная личность может быть совершенно «нормальной» именно потому, что ее определенное отношение к власти находится в соответствии с общественными условиями и в рамках этих условий она стала «нормальной» Садизм и мазохизм Фромм понимает очень широко, совсем иначе, чем авторы до него. Усматривая в этих явлениях выражение отчуждения и потерянности личности, Фромм определяет садизм как стремление к полному господству над кем то и получение особого удовольствия от чьей то зависимости по отношению к себе. Особыми видами садизма может быть желание эксплуатировать других (материально или, что бывает чаше, психически) или желание причинять им страдания; однако психологической основой всего этого комплекса является стремление к абсолютному господству. По аналогии мазохизм является желанием полного подчинения кому то, что в крайних случаях находит выражение в ощущении удовольствия от того, что кто то, кому мазохист подчиняется, причиняет ему физическую боль. Отходя от концепции Фрейда, который считал власть компенсацией физической или духовной неполноценности индивида, стремящегося к власти и ее обладанию, а в садомазохизме видел стержень межсубъективных отношений и связывал его с сексуальным инстинктом, Фромм, в значительной мере следуя Карей Хорни, ассоциирует садизм и мазохизм с отношением личности к обществу, к ее отчуждению. В результате он видит в авторитарном отношении к власти проявление слабости и потерянности личности, проявление ее своеобразного «бегства от свободы». «Действительно,— пишет Фромм,— власть над людьми является выражением преобладающей силы в чисто материальном смысле. Если в моих силах убить другого человека, значит, я «сильнее» его. Но в психологическом смысле стремление к власти не вытекает из силы, а из слабости. Это отчаянная попытка, не имея подлинной силы, приобрести вторичную силу».
Анализируя основные черты авторитарного характера. Фромм отмечает, что
1. «Для авторитарного характера существует, если можно так выразиться, два пола: имеющий власть и лишенный власти», а в результате сила власти вызывает в нем восхищение, а слабость — презрение
2. Авторитарному
характеру свойствен
3. Чертами авторитарного характера являются эмоциональность, отказ от рационализма и связанная с ними готовность признать зависимость от какой-либо высшей силы, которая может выступать в образе бога, судьбы или в виде воли вождя
4. Чертой авторитарного
характера является также
К узкому определению авторитарного характера Фромм приходит на основании исторического опыта, наблюдений над европейским фашизмом и клинических психоаналитических исследований. Это определение затем нашло эмпирическое подтверждение в психологических исследованиях авторитарной личности, осуществленных Адорно и его сотрудниками. Эти авторы, в основном эмигранты из гитлеровской Германии, первоначально поставили перед собой цель исследовать, какие черты личности приводят к возникновению антисемитизма. Однако очень скоро выяснилось, что антисемитизм является лишь особым случаем определенной позиции, которую они определили как этноцентризм. Затем в результате новых исследований они пришли к выводу, что этноцентризм представляет собой ещё нечто более общее, что они назвали «авторитарной личностью». Чертами авторитарной личности является: 1) конвенционализм, или тщательное соблюдение принятых ценностей среднего масса; 2) авторитарное подчинение, некритичное отношение к авторитетам собственной группы; 3) авторитарная агрессивность в отношении к тем. кто нарушает принятые нормы; 4) авторитарная оппозиция по отношению ко всему тому, что субъективно, уязвимо, основано на воображении; 5) вера в предрассудки, мышление с помощью стереотипов, »ера в мистическое предопределение собственной судьбы, б) культ силы и твердости, преувеличенная концентрация внимания на различиях между господством и подчинением, силой и слабостью, руководством и подчинением; 7) деструктивность, цинизм, враждебность и неприязнь к людям; 8) проецирование собственных влечений на внешний мир, который, как полагает такая личность, полон диких и страшных вещей; 9) преувеличенная концентрация внимания на вопросах пола.
Не все эти черты относятся к власти. Мы приводим их здесь потому, что исследования Адорно и его сотрудников эмпирически установили связь, существующую между этими чертами личности, подтвердив тем самым, что авторитарное отношение к власти проистекает из взятых в комплексе, глубоко укоренившихся черт личности. Последующие исследования других авторов подтвердили правильность этого главного направления поиска, а одновременно и правильность предположения, что высокая оценка власти как возможности подчинения себе других людей свойственна определенным типам личности. Люди такого психического типа наряду с людьми игры проявляют склонность эгоцентрически и инструментально подходить к власти. Как я уже упоминал, эгоцентрический подход к власти в этом варианте может проявляться также в квазисоциоцентрическом стремлении обеспечить собственной группе господство над другими. Однако в этом случае мы имеем дело с идентичной основополагающей психологической мотивацией: индивид требует власти для себя, причем сам себя видит не чисто индивидуально, а как часть какой то группы.