Психологические и социальные аспекты прерывания беременности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить социальные и психологические проблемы прерывания беременности
Задачи: Изучить литературу по проблеме абортов, и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ 5
1.1 Психологические проблемы 5
1.2 Психосоматическая картина постабортного синдрома 6
1.3 Факторы риска возникновения психических расстройств после аборта. 9
ГЛАВА 2 12
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ 12
2.1 Статус эмбриона 17
2.2 Нравственно-половое воспитанию детей и подростков 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 21
ПРИЛОЖЕНИЕ: 22

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 58.95 Кб (Скачать)

По данным Министерства здравоохранения, за последние 15 лет число абортов в Беларуси сократилось в 5 раз. В настоящее время на 100 родов приходится 38 абортов (Число абортов и родов по областям Республики Беларусь в 2008 — 2009 гг см. таблицу №2 ПРИЛОЖЕНИЕ), а в 1993 году число абортов почти в два раза превышало количество родов. При этом медикаментозный аборт в Беларуси до сих пор не применяется, хотя о необходимости применения такого метода дискуссия велась. В странах Западной Европы на медикаментозный метод приходится до 95% от общего числа абортов, а в России - до 75%.

       Между тем, если сравнивать вакуум-аспирацию  и хирургический аборт с медикаментозным, последний не столь травматичен для женского организма: "Хирургические аборты часто проходят с осложнениями. Кроме того, женщины часто опаздывают на вакуум-аспирацию из-за того, что поздно обращаются к врачу, затем тратят определенное время на сдачу анализов, а порой и на лечение. В результате треть женщин идут на аборт вместо вакуум-аспирации, который более травматичен. Проведение медикаментозного аборта не требует сдачи анализов. Осложнения вследствие медикаментозного аборта меньше, чем после обычного: у хирургического метода он составляет 4-6%, у медикаментозного – 3%.

       Среди последствий хирургического аборта - воспалительные процессы и бесплодие: каждая третья страдающая бесплодием женщина прервала первую беременность. При том, что каждый из методов прерывания беременности имеет свой процент негативных последствий, в случае необходимости прервать беременность лучше выбирать вакуум-аспирацию либо медикаментозный аборт [11].

       Аборт в первые 12 недель беременности разрешен в России, Беларуси, Чехии, Бельгии, Дании, Норвегии. В первые десять недель разрешаются аборты в Турции, в Хорватии и Франции. В первые 90 дней - в Италии. В Канаде аборты разрешены до 18 недель.

       Аборт по социально-экономическим и медицинским  показаниям на поздних сроках (до 24 недель) разрешен в Японии и Англии, но запрещен в Шотландии. В Финляндии, Германии и Испании аборты по социальным причинам разрешены до 12 недель, а  на более поздних сроках - только в случае угрозы жизни и здоровью матери или при серьезных аномалиях  плода. Такие аборты разрешены также  в Венгрии, Исландии, Люксембурге.

       В Польше, Аргентине, многих странах Латинской  Америки и Африки разрешены аборты только при угрозе жизни и здоровью женщины. В Ирландии, Объединенных Арабских Эмиратах, Афганистане, Анголе, Египте, Папуа-Новой Гвинее, Непале аборты полностью запрещены.

В США  аборты были легализированы решением Верховного суда во второй половине ХХ века.

       Особую  опасность для здоровья, детородной функции, а иногда и жизни представляет криминальный аборт. Прерывание беременности вне больницы производится без соблюдения правил асептики и антисептики, иногда невежественными людьми с использованием опасных химических и механических средств. В результате возникают  тяжелые воспалительные процессы в  матке, нередко заканчивающиеся  перитонитом и сепсисом, кровотечения и другие осложнения (глубокие травмы матки, влагалища, мочевого пузыря и  кишечника), представляющие смертельную  опасность для женщины. Такой  аборт, как правило, бывает неполным. Из-за наличия остатков плодного яйца в полости матки она не может  полностью сократиться, чем объясняются  длительные, обильные кровотечения, приводящие к тяжелой анемии.

       После легализации операции по искусственному прерыванию беременности уменьшилось количество криминальных абортов. Однако это не решает проблему абортов вообще [1].

2.1 Статус эмбриона

 
 

       С момента возникновения христианства аборт стал отождествляться с  убийством человека. При этом был  определен срок, начиная с которого эмбрион обретает бессмертную душу. У ранних христиан существовали половые  градации: 40-й день для мальчиков  и 80-й для девочек, позже эти  различия нивелировались.

       Таким образом, практика абортов, а также  наказаний за них существует с  незапамятных времен. Но в каждой стране закон по-разному регулировал  эту проблему.

       Эмбрион - не только часть тела женщины. Как  биологическая структура эмбрион  не тождественен никакому ее органу, поскольку  он есть человеческое существо, растущее в ее теле. Человеческий эмбрион  обладает особым онтологическим статусом: он - "потенциальный человек". Его  природа преимущественно биологическая, а в социальном отношении - это  пока объект, на который в нормальных, а не в "девиантных" случаях искусственного аборта направлена наша забота. Его природа - это становление, формирование биологической индивидуальности, предпосылок уникального склада души, характера будущего человека. Никакой из объективных фактов, отражающих непрерывный процесс эмбриогенеза - зарождения и развития эмбриона, - нельзя считать свидетельством того, что уже появился "человек как таковой". В то же время ясно, что чем больше возраст эмбриона, тем ближе он к этому последнему статусу.

       Особый  онтологический статус эмбриона определяет и его особый моральный статус. На любой стадии своего развития эмбрион  является носителем человеческого  достоинства. Плод приобретает моральный  статус, как бы соучаствуя в моральных  взаимоотношениях. Критерием морального статуса эмбриона является его включенность в моральное отношение, которое возникает, когда эмбрион становится объектом морального осмысления и для матери, в тот или иной критический момент выбора, и для человеческой культуры, которая самой постановкой проблемы о моральном статусе эмбриона уже делает его субъектом фундаментальных моральных прав, проявляя при этом моральные качества человеческого рода в целом - такие как солидарность, долг, взаимоответственность, свобода, любовь, милосердие.

       С точки зрения морали аборт – всегда трудный, мучительный моральный выбор [12].

2.2 Нравственно-половое воспитанию детей и подростков

 
 

       Для юношей и девушек проводятся тематические консультации, посвященные планированию семьи. В стране созданы специальные  центры доброжелательного отношения  к подросткам. Юный человек может  задать психологу очень непростые  вопросы и поговорить с понимающим взрослым на «стыдные» темы.

       Несмотря  на моральные противоречия и потенциальный  вред женскому здоровью запрещать аборты не следует. Невозможность прервать беременность неизбежно увеличит количество криминальных абортов. Варварские операции могут окончиться тяжелой болезнью и даже смертью горе-пациентки.

       На  протяжении последних 5 лет белоруски  не умирают от легальных абортов  и их последствий. И все же нужно  спешить в гинекологическое кресло для окончательного решения живой  проблемы.

       В школьных расписаниях Беларуси нет  отдельного предмета, посвященного нравственно-половому воспитанию детей. Квалифицированные  педагоги разработали программу  факультативных занятий «Человек в  мире семейных отношений», предназначенную  для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных  учебных учреждений.

       Самостоятельная программа нравственно-полового просвещения  школьников пока не утверждена министерством  образования.

       Факультативные  занятия предполагают ненавязчивое обучение в свободное время. Но современные  старшеклассники предпочитают заполнять  личное время подготовкой к централизованному  тестированию. К тому же тема гармонии межличностных отношений интересна  девочкам. Мальчишки часто игнорируют беспредметные, по их мнению, рассуждения. Многие педагоги стесняются обсуждать  с тинэйджерами неудобные темы.

       В странах Европы деликатные разговоры  с учащимися ведут не знакомые преподаватели, работающие в «родной» школе, а приглашенные врачи и  представители общественных организаций. В такой ситуации не испытывает неловкости ни один из участников беседы о половой  жизни и последствиях ранних сексуальных  контактов.

       По  инициативе министерства образования  Беларуси подготовлены пособия по нравственно-половому воспитанию и подготовке молодежи к  семейной жизни. Учебные книги увидят свет в 2012 и 2013 годах. До сих пор неясно, в какой форме будут проходить специальные занятия. Обсуждается и возможность раздельного обучения мальчиков и девочек.

       Нравственно-половым  воспитанием подростков должны заниматься не только учителя, но и родители [2].

       Социальная  среда, в которой живет женщина, является основным источником негативного  отношения к материнству. По сравнению  с запланированной беременностью, отложенный репродуктивный выбор отражает наличие более выраженных фрустраций и противоречий между потребностями  женщин и предъявляемыми к ней  новым состоянием перспективными требованиями, что осознается женщиной в той  или иной мере, как собственная  готовность к материнству и клинически проявляется в виде эмоциональных  и поведенческих реакций. Поэтому  общество должно развернуть широкую  пропаганду разнообразных контрацептивных  средств и, что особенно важно, сделать  их доступными, увеличив количество кабинетов  планирования семьи, постоянно вести профилактическую работу с женщинами,  
прерывающими беременность, обеспечить их психологической поддержкой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

       Любой аборт вреден для организма женщины, но наиболее тяжелые осложнения вызывает, как правило, криминальный. Менее безопасен аборт, который проводится в больничных условиях, но и он также существенно вредит здоровью женщины, ибо по своей сути противоестественен: прерывание беременности прекращает сложную физиологическую перестройку женского организма, плохо воздействует на общее ее состояние, на нервную и эндокринную системы, внутренние органы.

       Отрицательно  сказывается на здоровье женщины  прерывание первой беременности. Когда  первая беременность заканчивается  абортом, то очень ранимый в этот период женский организм особенно уязвим для заболеваний. При этом наблюдаются  воспалительные процессы внутренних половых  органов, которые нередко ведут  к бесплодию 

       Наиболее  часто прерывание беременности производится у молодых женщин с нестабильным материальным и социальным положением, необдуманно, сопряжено со страхом  будущих трудностей и отсутствием  поддержки близких.

       Отсутствие  полноценной информации о медико-психологических  последствиях аборта является частой причиной его у различных групп  женщин.

       Раннее  начало половой жизни, обусловленное  резким падением нравственных ценностей, требует использования эффективных  и безопасных средств контрацепции прежде всего у молодых женщин и подростков.

       Две три женщины после аборта, имеют  в анамнезе воспалительные заболевания  гениталий, гормонзависимые состояния, трудности наступления беременности.

       Снижение  числа абортов напрямую связано  с повышением информированности  женщины о мерах профилактики нежелательной беременности, о необходимости  ответственного отношения к своему здоровью.

       С целью предотвращения абортов необходима санпросвет работа среди наиболее рискованных  групп населения, психологическая  и материальная помощь беременным, оказавшимся перед выбором.

       Борьба  с абортами должна идти прежде всего по линии применения надежных контрацептивных средств и нравственного воспитания.

       Аборт — единственная операция, которая  делается при отсутствии заболевания  и наносит вред здоровью.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 
  1. Статистика  абортов //www.aboutmanwoman.com
  2. Федина. Т, «Взрослых» абортов стало меньше. Подростки продолжают        беременеть //www.interfax.by
  3. Аборт влияет на психику женщины //www.vredzdoroviu.ru
  4. Психологические последствия аборта //www.liubite.org
  5. Тaft A.J, Watson L.F. Depression and termination of pregnancy (induced abortion) in a national cohort of young Australian women: the confounding effect of women's experience of violence/BMC Public Health. 2008 Feb 26;8:75
  6. Reardon D.C. Making Abortion Rare: A Healing Strategy for a Divided   Nation,N.Y.1996.
  7. Петрова, Н.Н. Психологические факторы искусственного прерывания беременности/ Н.Н. Петрова //  Вестник Санкт-Петербургского университета.-   2006.- № 3.
  8. Аборт, “искусственное прерывание беременности” // www.vyasa.ru
  9. Чиндяева О. История абортов //lib.komarovskiy.net
  10. Гуляева М. Аборт для государства //www.belgazeta.by
  11. Беларусь переходит на медикаментозные аборты //news.open.by
  12. Введение в биоэтику. Под общ. Редакцией Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. "Прогресс-Традиция", Москва, 1998 г

Информация о работе Психологические и социальные аспекты прерывания беременности