Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:27, курсовая работа
Цель: изучить социальные и психологические проблемы прерывания беременности
Задачи: Изучить литературу по проблеме абортов, и сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ 5
1.1 Психологические проблемы 5
1.2 Психосоматическая картина постабортного синдрома 6
1.3 Факторы риска возникновения психических расстройств после аборта. 9
ГЛАВА 2 12
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ 12
2.1 Статус эмбриона 17
2.2 Нравственно-половое воспитанию детей и подростков 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 21
ПРИЛОЖЕНИЕ: 22
Психологические
ограничения или недостатки развития
1. Подростковый возраст,
эмоциональная незрелость.
2. Имевшиеся ранее эмоциональные или психические проблемы.
• Недостаточное использование механизмов психологической адаптации.
• Нестабильность самооценки.
• Неприятности на работе или недовольство работой.
•Травмирующие переживания в прошлом.
•
Перенесённое сексуальное насилие.
Склонность к самообвинению
•
Избегание и отрицание, предшествовавшие
аборту.
• Неудовлетворительные супружеские
отношения.
• Негативные отношения с матерью
в раннем возрасте.
3. Недостаток социальной поддержки.
• Недостаток друзей, неудовлетворительные межличностные отношения.
• Решение принималось женщиной самостоятельно, без участия отца ребёнка.
• Плохие или нестабильные отношения с отцом ребёнка.
• Женщина не замужем и не рожавшая.
• Женщина разведена или вдова.
• Женщина получает недостаточно поддержки со стороны родителей и друзей.
• Женщина получает недостаточно поддержки от отца ребёнка.
• На аборте настаивает отец ребёнка.
•
Женщина живёт одна.
4.
Аборты в прошлом.
5.
Выкидыш в прошлом.
6.
Низкий уровень образования
женщины.
Оппоненты понятия «постабортный синдром» настаивают на том, что большинство из вышеперечисленных факторов не связаны напрямую с ситуацией аборта. Психические расстройства или психологические трудности после аборта, по их мнению, возникают у женщин с подобными психологическими характеристиками и в случае сохранения беременности. Распространённой точкой зрения среди исследователей — сторонников права женщины на аборт, является мнение, что женщины с устойчивой самооценкой, высокой самоэффективностью, достаточной социальной поддержкой и эффективными копинг-стратегиями (стратегиями совладания со стрессом) переносят аборт без всяких психологических трудностей.
Женщины, сделавшие аборт, отличаются специфическими стратегиями совладания со стрессом и внешним локусом контроля (внешний локус контроля - склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам). Потребность в материнстве у многих женщин, сделавших аборт уступает потребности в самореализации в других сферах жизни [7].
Несмотря на многочисленные противоречивые исследования, на сегодняшний день невозможно точно установить в каком количестве случаев после аборта развиваются психические расстройства. Большинство исследователей считают, что аборт не является причиной психических расстройств, признавая их наличие лишь в небольшом проценте случаев. Но существует также немало работ, показывающих значительное влияние аборта на психическое здоровье в различных культурах.
Умеренная
точка зрения состоит в том, что
аборт может стать причиной для
развития постабортных психических расстройств
(см. табл. 1. ПРИЛОЖЕНИЕ). Существует много
точек зрения на факторы риска возникновения
постабортных психических нарушений,
но основными факторами можно считать:
наличие предрасположенности к психическим
заболеваниям, конфликтные отношения
с партнёром/родственниками, низкий социальный
и материальный статус.
«Если мы не знаем, куда идти, бывает поздно вспомнить, откуда мы пришли»
Архиепископ
Уильям Темпл
Многие женщины совершают аборт, “не ведая, что творят”. Они полагают, что пока ребенок не родился, он еще и не человек в собственном смысле слова, а только часть их тела, а своим телом каждый человек может распоряжаться, как хочет. Это не так по многим причинам. Во-первых, генетически он отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки - существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него. Кровь матери не может проникнуть внутрь эмбриона, по ее составу и группе, по генетике каждой клетки своего тела эмбрион отличен от матери. Мать греет его, защищает, выводит углекислый газ и дает кислород и питательные вещества - составные кирпичики, из которых будут складываться его белки. А вот складывать их в каждой своей клетке он будет по собственной неповторимой генетической программе[8].
Аборт – это проблема не только настоящего времени, споры о допустимости абортов и детоубийства велись издревне. Отношение общества и государства к этой процедуре в различные времена было различным. Оно зависело от особенностей общественного и государственного строя, от экономических и социальных условий жизни, от численности и плотности населения в той или иной стране, от развития религиозных верований, от уровня научных знаний, общественной и личной культуры и т. д. Нет в человеческом обществе единства по этой проблеме и наши дни. Согласно древнейшим источникам, как аборт, так и детоубийство широко практиковались в античном обществе, Древней Греции и Риме. Услуги по выполнению абортов предоставлялись, как профессиональными, так и непрофессиональными абортмахерами, а также некоторыми врачами.
Аборт было сделать не трудно, однако услуга эта была платная. Поэтому к нему чаще всего прибегали только богатые женщины. Наиболее частой причиной абортов было желание скрыть внебрачные связи, но иногда прибегали к абортам просто для того, чтобы сохранить фигуру и привлекательность.
Многие
философы и писатели того времени
одобряли аборты. Аристотелю принадлежит
высказывание: «Если в браке зарождаются
дети вопреки ожиданию, то плод может
быть изгнан, прежде чем он начнет чувствовать
и жить». В своей работе «Политика»
рекомендовал не только аборты, но и
детоубийство, если существовал риск
появления на свет «деформированного
ребенка». «В местах, где число детей
велико, а местные традиции препятствуют
умерщвлению новорожденных, необходимо
установить ограничение на воспроизведение
потомства. Но если, вопреки ограничению,
в семье ожидается ребенок, необходимо
произвести аборт до того момента, когда
у плода разовьется жизнь и
способность чувствовать, ибо разница
между законным и противозаконным
абортом определяется наличием у
плода способности чувствовать,
а значит жизни». Аристотель выступал
за механизацию принудительного
умерщвления больных детей: «Нужно
принять закон, чтобы родители не
оставляли в живых уродцев». Платон
в своем труде «Республика», настойчиво
утверждал, что беременные старше сорокалетнего
возраста обязаны делать аборт, потому
что беременность в этом возрасте
была связана с более высокой
материнской смертностью и
Такое отношение к детям обусловлено недостаточными знаниями в области медицины и социально-политической обстановкой в стране. Аборт и детоубийство рассматривались, как абсолютно логичная и разумная альтернатива перенаселенности, голоду и социальному неустройству [9].
Со временем к абортам стали относиться как к явлению нравственно нейтральному, примерно как к курению. Появилось отвратительное движение сторонников абортов, выступающих за полную безнаказанность этого рода убийства, заявляющих, что взгляды на нравственность изменились, и стало анахронизмом считать аборт преступлением. Основной их аргумент состоит в том, что каждая женщина имеет право сама распоряжаться своим телом, и непозволительно кому бы то ни было вмешиваться и решать столь личный вопрос. Сторонники данного движения утверждают, что эмбрион — это нечто не обладающее самостоятельной жизнью.
В Беларуси аборты разрешены законодательством, которым установлены критерии и сроки прерывания беременности по желанию женщины (до 12 недель беременности), по медико — социальным (до 22 недель беременности) и медико — генетическим показаниям. С начала 90-х годов для прерывания нежеланной беременности в максимально ранние сроки начал широко внедряться метод вакуум — аспирации (или регуляции менструального цикла). В настоящее время этим методом производится до половины всех абортов.
Утвержденные Совмином перечне социальных показаний для прерывания беременности.
Десять показаний, по которым можно сделать аборт, определены в соответствии с законом о здравоохранении: беременность сроком до 12 недель может быть прервана по желанию женщины, а при сроке от 12 до 22 недель необходимы социальные показания:
1. пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы;
2. наличие инвалидности 1-11 группы у мужа;
3. смерть мужа во время беременности;
4. многодетность;
5. беременность в результате изнасилования;
6. наличие у женщины статуса беженки;
7. признание
женщины или ее мужа в
8. наличие ребенка - инвалида с детства;
9. решение суда о лишении родительских прав.
До последнего времени определение социальных показаний находилось в компетенции врачебно-контрольных комиссий поликлиник и было оформлено приказом Минздрава. Сегодня это компетенция правительства.
По словам специалистов Минздрава, за последние 10 лет количество зарегистрированных абортов сократилось в два раза и в прошлом году составило 116 тыс. Наличие социальных показаний сегодня обосновано тем, что в обществе пока существуют «асоциальные» элементы и тенденции, но в дальнейшем, возможно, их перечень будет либо сокращен, либо вообще ликвидирован [10].
Часть абортов напрямую связана с недостаточностью знаний в сфере репродуктивного здоровья. В этой связи показательно, что лишь 28'.4 белорусок репродуктивного возраста используют в качестве контрацептива противозачаточные таблетки. При этом, по нормативам ВОЗ, оптимальным является использование гормональной контрацепции 40',4 женщин. Недостаточное использование гормональной контрацепции объясняется малой информированностью женщин, а также боязнью набрать лишний вес. Увеличение веса связано с накоплением жидкости в организме, и при сбалансированном питании масса стабилизируется в течение трех месяцев.
В результате нехватки информации вокруг контрацептивов множатся мифы. При этом в Беларуси, например, уже есть даже не только противозачаточные пилюли, но даже и пластыри, которые обладают тем же действием. Они удобны в использовании, берегут желудок, исключают риск забыть принять таблетку. "Это более безопасный способ введения лекарства, чем через желудочно-кишечный тракт с включением печени.
При использовании контрацепции очень важно подобрать то, что подходит организму, желательно с помощью врача-гинеколога. В предохранении от нежелательной беременности многие средства хороши, но далеко не все надежны. Например, метод использования так называемых опасных и безопасных дней крайне ненадежный. Важно понимать также, что ни одно средство предохранения от беременности не оказывает такого вреда на женский организм, как аборт.
Современная белорусска уже не воспринимает аборт в качестве средства предохранения от беременности, а видит в нем вынужденную меру.
То, что право на прерывание беременности закреплено законодательно, правильно. Когда женщина может прервать беременность на ранних сроках по месту жительства либо обратиться в стационар, чтобы это сделать позже, снимается проблема криминальных абортов. В Беларуси теперь их фактически нет. Отказ женщины обращаться в медицинское учреждение связан со слабой информированностью и необоснованным страхом перед медиками.
Чиновники
на разных уровнях неоднократно заявляли
о том, что в Беларуси не планируется
запрещать аборты или ограничивать
такие операции какими-либо мерами.
Общественное мнение также к проблеме
абортов настроено либерально. По
данным социологического исследования,
проведенного Независимым институтом
социально-экономических и
Информация о работе Психологические и социальные аспекты прерывания беременности