Психологические характеристики взаимоотношений вступающих в брак

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психологических характеристик взаимоотношений вступающих в брак.
Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:
● изучить теоретические источники по проблеме;
● исследовать психологические характеристики взаимоотношений
вступающих в брак;
● проанализировать полученные на психодиагностической основе данные
о психологических характеристиках взаимоотношений вступающих в
брак;

Содержание

Введение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3
1 глава. Теоретические аспекты изучения проблемы психологических характеристик взаимоотношений вступающих в брак.
1.1 Краткая история вопроса в современной психологии,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,……,.5
1.2 Понятие о неслучайном подборе пары,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,11
1.3 Психологические особенности выбора спутника жизни,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,13
1.4 Самоотношение и отношение к партнеру в парах, вступающих в брак….,19
1.5 «Влияние ранних сексуальных отношений для будущей жизни в браке»..22
2 глава. Изучение проблемы психологических характеристик женщин, вступающих в брак, на психодиагностической основе.
2.1 Описание диагностической методики.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,24
2.2 Результаты психодиагностического исследования,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,25
Заключение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,39
Библиография,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 610.00 Кб (Скачать)
 

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    «Владимирский Государственный Гуманитарный Университет» 

    Кафедра психологии 
     
     
     
     
     

    Курсовая  работа

    Психологические характеристики взаимоотношений вступающих в брак 
     
     
     
     
     
     

    Студентки группы 21

    2 курса ФПиМНО

    Мироновой

    Светланы  Владимировны 

    Научный руководитель-

    Кандидат  псих. наук

    Артамонова  Е.Р. 
     
     
     
     
     

    Владимир

    2009 

    Содержание 
     

Введение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3      

1 глава. Теоретические  аспекты изучения  проблемы психологических  характеристик взаимоотношений  вступающих в брак. 

1.1 Краткая  история вопроса в современной  психологии,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,……,.5 

1.2 Понятие  о неслучайном подборе пары,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,11 

1.3 Психологические  особенности выбора спутника  жизни,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,13 

1.4 Самоотношение  и отношение к партнеру в  парах, вступающих в брак….,19 

1.5 «Влияние  ранних сексуальных отношений  для будущей жизни в браке»..22 

2 глава. Изучение  проблемы психологических  характеристик женщин, вступающих в брак, на психодиагностической  основе. 

2.1 Описание  диагностической методики.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,24 

2.2 Результаты  психодиагностического исследования,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,25 

Заключение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,39 

  Библиография,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,40 

  Приложения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.

Введение 

  Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что при вступлении в брак, необходимо учитывать психологические особенности будущих супругов для построения счастливой семьи, ведь семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить свое дело, доводить до конца задуманное.

   Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует  совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающих поколений.

   Целью данной работы является изучение психологических характеристик взаимоотношений вступающих в брак.

   Для достижения цели, поставленной  в работе, необходимо решить следующие  задачи:

  ●  изучить теоретические источники по проблеме;

  ●   исследовать психологические характеристики взаимоотношений      

       вступающих в брак;

  ●   проанализировать полученные на психодиагностической основе данные                                  

       о психологических характеристиках взаимоотношений вступающих в

       брак; 

  Методы, используемые в работе, таковы: анализ теоретических источников, опросник А. Н. Волкова, методы количественной и качественной обработки результатов.

   Объектом исследования являются межличностные взаимоотношения. Предметом изучения  являются психологические характеристики взаимоотношений вступающих в брак.

   Гипотеза исследования такова: взаимоотношения вступающих в брак будут характеризоваться высоким уровнем эмоционального притяжения, понимания и авторитетности.

3.

  В эксперименте принимали участие жители Владимирской области, а именно женщины в возрасте 17-64 года с разным уровнем образования: от неполного среднего до высшего.

   Практическая  значимость эксперимента очень велика. Полученные данные о женщинах, вступающих в брак, позволяют выявить динамику их взаимоотношений со своими будущими мужьями и многие причины разводов.  
 
 
 

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     4.

1 глава. Теоретические  аспекты изучения  проблемы психологических характеристик взаимоотношений вступающих в брак

        1.1 Краткая история  вопроса в современной психологии

   Сложность семьи как социальной  системы и психологической общности  людей разного пола, возраста, социальной  и профессиональной принадлежности  приводит к тому, что попытки выделения полного списка факторов, влияющих на благополучие супружеских отношений, могут оказаться безуспешными. Поэтому при обсуждении этой проблемы  речь идет о попытках выделения наиболее существенных показателей семейного благополучия.

  Супружеские  взаимоотношения по своей природе  можно отнести к межличностным.  Поэтому их формирование и  развитие подчиняются общим законам  формирования, развития межличностных  взаимоотношений. Они проходят  несколько этапов: зарождение(процесс  знакомства), закрепление(приятельские, товарищеские отношения), достигают определенной зрелости(дружеские, доверительные отношения), ослабляются и прекращаются.

   В современной психологической  литературе нет однозначного  толкования понятия «супружество».  С.И. Голод считает, что это личностное взаимодействия мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. По его мнению, супружеству присущи две характерные черты; 1) неинституциональный характер связи; 2) равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих партнеров. Н.Н Обозов отмечает, что в норме супружеские взаимоотношения возникают в результате официального оформления отношений любви. Под супружеством как формой  

5.

межличностных взаимоотношений автор понимает совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами.

В научной  литературе 80 – 90 – х гг. одной  из центральных при изучении брака  являлась проблема его качества. Но социологические и демографические  исследования дают лишь общую картину. Для углубленного исследования процессов и механизмов взаимодействия партнеров в семье были проведены социально-психологические исследования. В.Е. Резников, И.Ю. Дундулите анализировали процессы восприятия и понимания будущими супругами друг друга, особенности их взглядов и представлений. Отдельно следует отметить исследования, посвященные исследованиям стабильности отношений в браке, - это работы А. Н. Волковой, Н.Н. Обозова о супружеской совместимости.

   В настоящее время изучением проблемы качества супружеских взаимоотношений занимаются многие ученые, при этом они используют разные подходы. Как отмечает Ю.Е. Алешина, в основном их можно свести к двум. Первым из них можно назвать социологическим. Фактором, определяющим качество отношений супругов в рамках данного подхода, является юридическая сохранность брака на момент исследования.

  Таким  образом, при социально-психологическом  подходе основной акцент ставится  на изучение субъективной оценки  каждым из будущих супругов  характера их взаимоотношений. Таковы исследования Ю.Е. Алешиной,А.Н. Волковой.

   Уже стало привычным называть 21 век веком революции: социальной, научно-технической, космической.  С полным правом его можно  назвать и веком революции  семейно-брачных отношений. 

   В настоящее время включенность в семью перестала быть необходимым фактором физического и духовного выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменила характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном

6.

выборе  партнера: именно они являются центральными в семье.

   На протяжении многих лет психологи  задавались вопросом: как происходит  выбор партнера? У каждого человека  есть образ идеального партнера. И как только в реальности обнаруживается человек, похожий на этот образ, происходит перенос ценностного отношения к своему образу идеального партнера на этого человека.

   Несмотря на то, что в отечественной  психологии проблема выбора партнера крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований, не приходиться сомневаться в ее актуальности. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем в процессе формирования супружеской пары.

Теории  выбора партнера в отечественной и зарубежной психологии.

   Одним из первых стал размышлять  над причинами выбора партнера  основатель классического психоанализа  З. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты – на своих потенциальных партнеров. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

   Желание объяснить механизм выбора  партнера привело к созданию  ряда концепций.

   Наибольшее распространение и  популярность в зарубежной социальной психологии получили теории комплементарных потребностей Р. Уинча, теория «стимул-ценность-роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Девиса, «Круговая теория любви» А. Рейса.

Теория  комплементарных  потребностей Р. Уинча  основывается на старом как мир принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинч

7.

пишет,что в  выборе супруга каждый индивидуум ищет того, от кого ожидает

максимум  удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности, она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины.

   Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом

Информация о работе Психологические характеристики взаимоотношений вступающих в брак