Психологические факторы внутренностного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Содержание

Введение. 3
Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи. 4
Ошибки семейного воспитания 8
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте 8
Воспитание и потребность смысла жизни 8
Воспитание и потребность достижения 9
Воспитание как реализация определенной системы 10
Воспитание как формирование определенных качеств 11
Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье. 12
Заключение. 16
Список литературы. 17

Работа содержит 1 файл

Психологические факторы внутренностного воспитания.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Воспитание  как реализация определенной системы

     Организацию воспитания в семье по определенной системе, можно считать вариантом  реализации потребности достижения.

     Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и  направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые удаляют своим детям немало времени и сил. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

     Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих  не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений  семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях, напротив царит атмосфера всепрощения и вседозволенности и по мнению, некоторых родителей, это тоже система воспитания.

     Родители, следующие воспитанию по типу «реализации семьи», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. [2,41]

     Воспитание  как формирование определенных качеств

     Проблемы  независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.

     Под влиянием прошлого опыта, в сознании человека могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родители строят свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверены в том, что их ребенок обязательно должен быть добрым, эрудированным и смелым.

     В тех случаях, когда ценности родителей  начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями  развития ребенка, либо с присущими  ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

     Если  единственным или основным мотивом  воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции  и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается от ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому, регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей, ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.[2,44]

     Основы  формирования гармоничных  взаимоотношений  в семье.

     При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

     В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.[3,17]

     Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а также место воспитания в целостной личности человека – все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

     Поэтому, будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

     Для достижения воспитательных целей в  семье, родители обращаются к разнообразным  средствам воздействия: поощряют и  наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений, развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта, наказания по возможности должны следовать непосредственно за поступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.[3,20]

     Очень важную роль в воспитании ребенка  играют диалог с ним и принятие его, как полноценной и полноправной личности.

     Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуются родители в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

     Наиболее  существенная характеристика диалогического воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

     Достичь этого в повседневном семейном общении  с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого  – это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью – ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим.Вопреки этому, родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях и собственном совершенствовании. Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются, их внутренний душевный мир заметно трансформируется. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах, глазами своих детей.[3,22]

     Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие  его индивидуальности.

     Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особым вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно, высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Сколько раз объяснять, бестолочь?», «Любой дурак бы уже все понял».

     Всем  будущим и нынешним родителям  следует понять, что каждое такое  высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, наносит серьезный вред контакту с ребенком, лишает его уверенности в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило, не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие.

     Умению  родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.[3,23]

     Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении  с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.

     Принятие  дает возможность проникновения  в мир глубоко личностных переживаний  детей. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность – таковы эмоции истинно любящих родителей.[3,24]

     Заключение.

     Таким образом, анализируя роль семьи в  жизни человека, можно сделать вывод, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к окружающему миру и к людям, и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие волю в самые трудные моменты жизни. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играют самовоспитание, жизненный опыт и вне семейное воздействие со стороны общества. Но семья может расширить положительные качества человека, которые присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.

     Для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить психологические факторы внутрисемейного воспитания:

     - принимать активное участие в  жизни семьи;

     - всегда находить время на разговор  с ребенком;

     - интересоваться проблемами ребенка,  вникать во все, возникающие  в его жизни сложности и  помогать ему развить умения  и способности;

     - не оказывать на ребенка никакого  нажима, помогая ему тем самым  самостоятельно принимать решения;

     - иметь представление о возрастных  особенностях ребенка на разных  этапах его развития;

     - уважать право ребенка на собственное  мнение;

     - научиться относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока еще обладает меньшим жизненным опытом.[4,57]

     Список  литературы.

  1. И.П. Подласый. Педагогика: Новый курс. Учебник  для студентов высших учебных  заведений. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС 2008г.
  2. Л.А. Кулик, Н.И. Берестов «Семейное воспитание». М.Просвещение 2005 г.
  3. Д. Снайдер. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни .М. АСТ – ПРЕСС 2005г.
  4. Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М. 2008г.
  5. Н.И. Козлов. Истинная правда или учебник для психолога по жизни. М. АСТ – ПРЕСС 2007г.

Информация о работе Психологические факторы внутренностного воспитания