Психологические факторы внутренностного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Содержание

Введение. 3
Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи. 4
Ошибки семейного воспитания 8
Воспитание и потребность в эмоциональном контакте 8
Воспитание и потребность смысла жизни 8
Воспитание и потребность достижения 9
Воспитание как реализация определенной системы 10
Воспитание как формирование определенных качеств 11
Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье. 12
Заключение. 16
Список литературы. 17

Работа содержит 1 файл

Психологические факторы внутренностного воспитания.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

     УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «Сибирская  академия государственной службы»

     Факультет юридический

     Кафедра психологии

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По  дисциплине «Психология и педагогика»

     На  тему «Психологические факторы внутренностного воспитания»

                       Выполнила студентка

                       I курса

                       Ошлыкова И.В.

                       группа 10111, ГМУ

                       Проверила:

                       старший преподаватель

                       Кушнерова Ю.Ю. 
                   
                   
                   
                   

     Новосибирск 2010

Оглавление. 

     Введение.

     Семейное  воспитание – общее название для  процессов воздействия на детей  со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

     Целью моей работы является изучение факторов внутрисемейного воспитания.

     Основными задачами являются определить:

    1. Роль семьи в развитии личности
    2. Цель воспитания
    3. Задачи семьи
    4. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
    5. Ошибки семейного воспитания
    6. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

     Данная  тема актуальна т.к. современные  семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей  основные силы и время родителей  расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные дни – 30 минут. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.

     Роль  семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи.

     Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

     Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в  ней человека . Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения, начинает происходить и формирование его будущего характера. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастут дети.

     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     В связи с особой воспитательной ролью  семьи, возникает вопрос о том, как  сделать так, чтобы максимизировать  положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Решению этого вопроса и будет посвящена данная работа, на страницах которой необходимо определить психологические факторы внутрисемейного воспитания и остановиться на традиционных ошибках семейного воспитания, а также способах их исправления.

     Если  семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации  правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи – мощное государство. [1,12]

     Среди наиболее веских причин неудовлетворительного  воспитания детей в семье следует  отметить следующие:

     - невысокий экономический уровень  большинства трудовых семей;

     - низкая культура общественной жизни;

     - двойная нагрузка на женщину  ( работа, семья );

     - высокий процент разводов;

     - обострение конфликтов между  поколениями;

     - увеличение разрыва между семьей  и школой, 

     Будущие родители думают, что хорошими можно  стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.

     Главное в воспитании маленького человека –  достижение духовного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек и  в более старшем возрасте, оставлять  повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

     Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в  ней человека. Семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволяет вывести определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности.[1,13]

     Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает  основы отношений между людьми, формирует  ориентации на всю трудовую и социальную жизнь человека.

     Именно  в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. А если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать не хорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, то все воспитание может пойти насмарку.

     Поэтому первая задача родителей – ежедневными  положительными примерами влиять на процесс воспитания. Вторая задача – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.[1,17]

     Подытоживая эти в общем то хорошо известные воспитательные функции семьи, можно сделать следующие выводы:

     - влияние семьи на ребенка сильнее  всех других воспитательных воздействий.  С возрастом оно ослабевает, но  никогда не утрачивается полностью;

     - в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут;

     - семья осуществляет социализацию  личности, является концентрированным  выражением ее усилий по физическому,  моральному и трудовому воспитанию;

     - семья обеспечивает преемственность  традиций;

     - важнейшей социальной функцией  семьи является воспитание гражданина, будущего семьянина и законопослушного  члена общества;

     - существенное влияние семья оказывает  и на выбор профессии.  

     Ошибки  семейного воспитания

     Воспитание  и потребность  в эмоциональном контакте

     У человека, как существа общественного, имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический  облик другого человека. Потребность  «ориентиров» в эмоциональном настрое  других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций.

     Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной»  именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам, испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери и посвятившие все свое время внукам бабушки .Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.[2,34]

     Воспитание  и потребность  смысла жизни

     Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни родителей. Без удовлетворения этой потребности (чаще мать) родители не могут нормально функционировать, не могут мобилизовать все свои способности в максимальной степени.

     Удовлетворением потребности смысла жизни может  стать забота о ребенке. Мать, отец или бабушка могут считать, что  смыслом их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием  ребенка. Они не всегда могут это  осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая, уходит от них, они считают, что жизнь потеряла всякий смысл. Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение «опекунши», которая моет пятнадцатилетнего сына, завязывает ему шнурки на ботинках, считая, что он это плохо делает, выполняет за него домашнее задание, чтобы ребеночек не переутомился. В результате, она получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына, встречает в штыки. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден. [2,37]

     Воспитание  и потребность  достижения

     У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось самим родителям из-за отсутствия необходимых условий, или потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать военным, но ему не удалось, пусть сын осуществит отцовскую мечту. Подобное родительское поведение со временем приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»

     Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему  задатков, сформированных личностных качеств. Родители не принимают во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связаны с их запрограммированными целями. Ребенок оказывается перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить себе покой и ублажить родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным разочарованием. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате может возникнуть глубокий конфликт в отношениях между родителями и ребенком.[2,39]

Информация о работе Психологические факторы внутренностного воспитания