Психологические факторы социальных предтавлений об успешности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Умение и возможность достигнуть индивидом успеха (жизненного успеха в целом, либо успеха в профессиональной деятельности), является значимым фактором развития полноценной личности, обладающей характеристиками психологического здоровья, и умеющей всесторонне реализовать себя и стать полноценным членом общества. (Более того, ряд авторов придерживается мнения, что мотивация успеха является основополагающей составной структуры личности.)

Содержание

Введение………………………………………………………….……3
I. Теоретическая часть
1.Понятие «Успех»……………………………………………..…….5
1.1 Уровни конструкта «успех»: жизненный успех……………….…….8
1.2 Уровни конструкта «успех»: профессиональный успех…………..…..10
2. Факторы развития образа успешности в период молодости
Краткая психологическая характеристика личности в период молодости…………………………………………………………………11
Образ успешности как плод социальных представлении.………....15
2.3 Влияние механизмов социализации на формирование образа успешности……………………………………………………………………………..20
II. Практическая часть.
1……………………………………………………………………………………24
2……………………………………………………………………………………27
3……………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы……...………………………31

Работа содержит 1 файл

курсач по психологии труда.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     Итак, действие любого из механизмов социализации приводит к освоению личностью некоторого культурного опыта, в составе которого присутствуют и элементы представлений об успешности личности и отношения к успеху. Г. М. Андреева, Д. М. Угринович большое значение в процессе усвоения социально-культурного опыта придают социально-психологическим функциональным системам внушения, подражания, эмоционального заражения [21]. А. В. Мудрик рассматривает подражание как самостоятельный механизм социализации, действие которого позволяет сознательно или бессознательно освоить внешние приемы поведения, общения, деятельности, распространенные в данной общности [15].           

     Системы внушения и эмоционального заражения также можно рассматривать как механизмы социализации, поскольку результаты их функционирования сопоставимы с действием других механизмов социализации. Внушение представляет собой «целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу» [1; c19-121]. Внушение основано на некритическом восприятии информации, поэтому может выступать основой для усвоения элементов социально-культурного опыта в детском возрасте: представлений, форм общения и поведения и т. д. В составе указанных элементов опыта присутствуют и обыденные представления об успешности. Эмоциональное заражение имеет в своей основе «бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям» [1; c19-121]. В процессе заражения человек не испытывает организованного преднамеренного давления, но бессознательно усваивает образцы чьего-либо поведения. Поскольку действие механизма заражения связано не только с уровнем развития общества, но и с уровнем самосознания конкретных личностей, необходимо отметить, что в раннем юношеском возрасте эмоциональное заражение обладает большим потенциалом. Ввиду динамичности самосознания, отсутствия достаточного социального опыта в период молодости усваиваемые модели успешности могут носить и негативное содержание с точки зрения социальных ориентиров.  
 
 
 
 

     II. Практическая часть. 

     1.

     Достаточно  близко к проблематике данной работы по своему содержанию исследование Галюк  А.Д. «Представления молодежи о жизненном успехе и способах его достижения». Актуальность подобного исследования, по мнению автора статьи, обусловлена тем, что трансформации базисных структур российского общества, динамизм обновления среды обитания неизбежно приводит к изменению механизмов жизнедеятельности личности. Старые модели, по которым ранее действовал человек, не работают в новой среде, следовательно, возникает необходимость приспособления к новым моделям поведения, что, в конечном счете, требует обновления взглядов, мнений, ценностей личности. Таким образом, преобразования в культуре закономерно отражаются на таком социокультурном феномене как жизненный успех. Актуальным становится изучение сущностных характеристик жизненного успеха, выявление содержания, противоречий формирования и тенденций изменения представлений об успехе у различных социальных групп. В статье категория жизненного успеха обосновывается как противоречивая и поясняется причина подобного противоречия. Выбор объекта исследования обоснован тем фактом, что молодежь является важным объектом и субъектом социальных преобразований, обладающая мобильностью, инновационностью, инициативностью. Таким образом, изучая представления о жизненном успехе у молодежи, можно получить представление и о качественные характеристиках данной социальной группы. Анализ представлений молодежи о жизненном успехе в современной России, сущностных характеристик успеха в сознании различных категорий молодежи, факторов формирования представлений необходим для разработки учебных программ и технологий в средней и высшей школе.

     В ходе исследования выявлено, что формирование образа успешности происходит не без ориентации на референтную группу, выбирается в соответствии с родом основной деятельности молого человека, и, т. о. будет разной у студенческой и рабочей молодежи.

     Результаты  эмпирического исследования свидетельствуют о существовании в сознании молодежи двух противоречивых ориентации на успех. С одной стороны, существует персонификация достижений, когда личная стратегия достижения формируется в ориентации на достижения уже успешных людей. В соответствии с этим, успех имеет подражательный характер - воспроизводит модель успеха других людей. С другой стороны, существует деперсонификация достижений. В этом ключе, успех имеет ярко выраженный индивидуалистический характер, поскольку стратегия достижения формируется в ориентации на личностные критерии успеха.

     Исследование  показало, что амбивалентность ориентации на успех присуща всем группам  молодежи, однако можно выделить и  специфические черты. Довольно значительное число учащихся, 40%, хотели бы быть похожими на родителей, родственников. Студенты в большинстве своем хотели бы быть похожими на себя - 37%. Работающие молодые люди хотели бы быть похожими на родителей - 25,6%, на коллег - 22,4%, на себя - 25,6%.

     В работе автор делает вывод о гендерной специфике представлений о жизненном успехе и способах его достижения. Исследование показало, что для юношей успех в жизни связан с социальным признанием своей личности; для девушек - с душевным равновесием, гармонией.

     Выявлено  также различие в представлениях о жизненном успехе и способах его достижения. Данные различия автор объясняет спецификой доминирующих социальных потребностей в достижении жизненного успеха различными группами молодежи. Конформное поведение учащейся молодежи, зависимость от групповых правил и норм поведения в достижении успеха можно объяснить существованием потребности быть понятым и принятым в группе «значимых других». Конструктивное поведение студенческой и работающей молодежи в достижении жизненного успеха взаимосвязано с потребностями в индивидуализации, самоутверждении в группе, потребностями в самореализации. [4,c.230-234] 

2.

     Так же пересекается с темой данной работы «Эмпирическое исследование структуры социальных представлений об успехе» Нефедовой Н. И.

     По  мнению автора статьи, современный социокультурный контекст, так или иначе, включает в себя конструкт «успех».

     В качестве теоретической основы исследования автор приводит толкование феномена успеха с позиций различных направлений  психологической науки, выделяя, т. о. условия формирования в сознании молодой личности понятия успеха.

     С точки зрения психоанализа объяснение успеха индивида в той или иной области деятельности следует искать в динамических проявлениях “психической энергии”, перемещающейся от оригинальных инстинктивных объект-выборов.

     В психоанализе - “успех” - это гомеостатическое равновесие в удовлетворении инстинктивных потребностей. Здесь уместно воспользоваться понятием “идентификации” как бессознательного метода разрешения фрустрации и тревоги. В этом смысле “идентифицируясь”, человек принимает черты другого и делает их корпоративной частью собственной личности. Обычно избираются и инкорпорируются те черты, которые, как кажется, помогут достичь желанной цели.

     Э. Фромм, говоря о критериях успеха, определял некий рыночный тип  человека, для которого принцип частной инициативы является главенствующим, определяет важность успеха в системе его жизненных ценностей. Успех для данного типа личности будет заключаться в умении выгодно «продать» себя обществу.

       Понятие стремление к превосходству  А.Адлера тесно связано с понятием успех –. Это стремление ведет человека на все более высокие стадии развития, к совершенству, при этом здоровое стремление к превосходству имеет социальный контекст. Это проявляется в социальном интересе, который состоит в помощи обществу в достижении цели – совершенства общества.

     В соответствии с теорией социального  научения А.Бандуры у ребенка  можно сформировать паттерны успешного  поведения путем викарного обучения, то есть через имитацию им поведения, ведущего к  успеху.

       Интерпретация феномена успеха в концепции Д.Роттера находит выражение в контексте локуса контроля личности. Д. Роттер считал, что люди с внутренним локусом контроля оказываются более здоровыми физически и душевно, чем люди с внешним.

     В становлении успешной самоактуализировавшейся личности по К.Роджерсу большое значение имеет взаимоотношения мать-дитя. И т.д.

     Предметом исследовании являлись социальные представления  об успехе студентов как гомогенной социальной группы. Для исследования социальных представлений об успехе нами использовались методы психосемантики.

     На  основе полученной в ходе исследования информации сделаны следующие выводы: для юношей стремление к идеалу успешного  человека заключается в увеличении разницы между собой и матерью, собой и близким другом, становиться более мужественным, отвергая женские качества.

     У девушек несколько другая картина  относительно социальных представлений  об успешном человеке. Это скорее женщина, похожая на мать, с высоким статусом, богатая и счастливая, но не похожая  на «Меня».

     В отличие от юношей, девушки скорее не отождествляют, а противопоставляют  себя своему «идеальному Я», «Президенту», «Богатому человеку» и «Счастливому человеку», хотя в их идеале как раз  эти категории оценивались высоко. Это говорит о большей разнице  у девушек, чем у юношей между реальным и идеальным Я.

     Следовательно, можно сказать, что в социальных представлениях студенток успех  соотноситься с похожестью на мать, на близких друзей, которые оцениваются  как более счастливые, и непохожестью на отца (единственное, что можно у него «взять» – это статусное положение, возможно достижения в карьере).[16] 
 
 
 
 

     3.

     Еще одна статья посвященная исследованию на смежную тематику «Механизмы социализации и их роль в процессе формирования представлений об успешности личности» автор Маркелова Н.В.

     За  теоретическую основу исследования взято утверждение, что развитие личности происходит в процессе социализации, которая в отечественной психологии понимается как двусторонний процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта.

     В процессе включения индивида в социальную среду меняется позиция личности в ней и формируется самосознание личности. В процессе социализации индивидом усваиваются не только систематически излагаемые знания, которые составляют содержание процесса образования. Развивающаяся личность присваивает «совокупность представлений, установок, стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат». Другими словами, индивид становится носителем обыденного сознания той общности, в которой он формируется как личность.

     В процессе социализации индивид усваивает некоторую картину мира, пользуясь вначале критериями оценок других людей. Это позволяет сформировать систему социальных представлений личности, которые, несомненно, играют адаптивную роль в процессе развития и становления личности.

     Далее идет анализ литературы, посвященной  механизмам социализации, под тем  углом зрения, который раскрывает сущность процесса формирования образа успеха.

     Тем не менее, исследователь делает заключение, что проблема психологических механизмов социализации на сегодняшний день недостаточно разработана в теоретическом плане. Тем не менее накопленный материал подтверждается эмпирическими исследованиями и позволяет анализировать процесс усвоения развивающейся личности социальной информации с достаточной степенью достоверности. [12]

     Заключение

     Подведу итог. Категория успеха сложна и многозначна. Если принять ее за некий конструкт человеческого бытия и сознания, то в качестве подконструктов можно будет выделить категории личностного, жизненного и профессионального успеха. Категория профессионального успеха наиболее зыбка, под ней может подразумеваться и успех в профессиональной деятельности, заключающийся в умении индивидом  ставить перед собой конкретные цели и исполнять их, и состояние некого везения, ощущения «синей птицы удачи в руках».

     Так, образ успеха, успешности, имиджа успешной личности и т.д. в виде социального  представления, формировавшегося столетиями, неотъемлемо присутствует в культуре и являет собой часть ментальности народа. Образ успешности виде социальной репрезентации усваивается индивидом в процессе социализации. Тот же факт, как именно этот образ отпечатается в сознании конкретного молодого индивида, зависит от ряда факторов: референтной группы, которая в свою очередь зависит от рода основной деятельности индивида, индивидуально типологических свойств, предшествующего опыта успеха/неуспеха, гендера.

     Практическая  значимость исследований на данную и смежные с ней темы заключается в том, что выявленные характеристики социальных представлений об успешности и факторы их формирования целесообразно использовать при разработке и реализации обучающих программ и тренингов по самореализации и личностному росту, по выработке навыков рефлексии личностных возможностей.

     Анализ  факторов влияющих на формирование представлений  молодежи о жизненном успехе в  современной России, сущностных характеристик  успеха в сознании различных категорий  молодежи, факторов формирования представлений необходим для разработки учебных программ и технологий в средней и высшей школе. 
 
 

Информация о работе Психологические факторы социальных предтавлений об успешности