Психологические факторы социальных предтавлений об успешности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Умение и возможность достигнуть индивидом успеха (жизненного успеха в целом, либо успеха в профессиональной деятельности), является значимым фактором развития полноценной личности, обладающей характеристиками психологического здоровья, и умеющей всесторонне реализовать себя и стать полноценным членом общества. (Более того, ряд авторов придерживается мнения, что мотивация успеха является основополагающей составной структуры личности.)

Содержание

Введение………………………………………………………….……3
I. Теоретическая часть
1.Понятие «Успех»……………………………………………..…….5
1.1 Уровни конструкта «успех»: жизненный успех……………….…….8
1.2 Уровни конструкта «успех»: профессиональный успех…………..…..10
2. Факторы развития образа успешности в период молодости
Краткая психологическая характеристика личности в период молодости…………………………………………………………………11
Образ успешности как плод социальных представлении.………....15
2.3 Влияние механизмов социализации на формирование образа успешности……………………………………………………………………………..20
II. Практическая часть.
1……………………………………………………………………………………24
2……………………………………………………………………………………27
3……………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы……...………………………31

Работа содержит 1 файл

курсач по психологии труда.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

     Причинами противоречивого отношения к образу успешности могут быть социокультурные, полоролевые стереотипы, в целом, особенности социальных представлений закрепленных в обыденном сознании.

     Отрицательная моральная оценка успешного человека может быть интерпретирована и с  позиций классического психоанализа 3. Фрейда. Эмоциональная дистанцированность, неприятие образа успешности является закономерным проявлением архаических уровней психики связанных с доминированием массового сознания над индивидуальным. Согласно этой концепции, «проявление видовых инстинктов требует объединения с себе подобными, утверждения ценности своей группы и негативное, настороженное отношение к тем, кто отличается от всех, в том числе, к успешным особям. А интересы индивида требуют личного развития, совершенствования, успеха, а значит, и выделения из массы, что неизбежно приводит к столкновениям с интересами группы. Индивидуальный успех в этом контексте воспринимается как связанный с большей межличностной дистанцией и несущий потенциальную угрозу единству «мы».

     К факторам формирования образа успешности относят уровень индивидуального  успеха в сфере общения, особенности  самоотношения, имидж успешности личности и уровня притязаний. Семантика восприятия образа успешности характеризуется амбивалентным отношением к этому образу не зависимо от индивидуальных параметров успешности личности.

     Современный социокультурный контекст включает в себя конструкт «успех», который запечатлен в социальных репрезентациях различных групп населения.

     С точки зрения социальных представлений, успех сам по себе является объектом для оценки со стороны индивидов, связанных референтными отношениями. Атрибутирование успеха (т.е. определение его через набор каких-либо присущих индивиду качеств) является культурно обусловленным, отражает принятый в той или иной социо-культурной или субкультурной среде выбор из множества потенциальных комбинаций. Следовательно, теоретически возможно  допущение, что успех (или не успех)  дифференцированно оценивается в различных коммуникативных контекстах, задаваемых культурными, профессиональными и возрастными критериями.

     К объективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном  успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно — образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы - группы, принадлежность к которым не обусловлена личным выбором молодого человека: семья, учебно - образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности.

     Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно  выделить: уровень материального  благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, тендерные возможности.

     К субъективным факторам, влияющим на представления  молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и  оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы. Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт в достижении успеха.

     . Социальные представления об  успехе имеют структуру, состоящую из элементов, которые можно именовать как “семейно-ролевая”, “социально-временная” и “социально-ролевая” ориентации.

           При этом, семейные отношения  наиболее значимы в формировании социальных представлений об успехе и в складывании образцов успешного поведения. Образы родителей оказывают влияние на отношение к образу успешного человека. Идентификация с позитивно воспринимаемой и слабой родительской группой препятствует преодолению существующих социальных стереотипов в отношении к образу успешного человека и формированию адаптивной стратегии по отношению к успешности.

     Другими важными ориентациями для формирования образа успеха являются “социально-ролевая” и “социально-временная” ориентация. Представления об успехе как конвенциональном феномене, с одной стороны, связываются с людьми, занимающимися тем или иным видом профессиональной деятельности (политики, искусство, наука, спорт), с другой стороны фиксируют актуальное или перспективное отношение к ним.

     Существует  связь индивидуальной успешности личности с различными способами преодоления представленного в обыденном сознании негативного эмоционального отношения к успешным людям, причем способы преодоления негативного отношения к образу успешного человека строятся либо на конфронтации с существующим у большинства мнением, что влечет за собой потерю социального статуса, либо за счет различных способов нейтрализации эмоционального отношения к успеху и привлечения дополнительных параметров оценки успешного человека. [13] 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Влияние механизмов социализации на формирование образа успешности. 

     Ключевым  для отечественной психологии является положение о социальной сущности личности как принципиально формируемом  свойстве индивида, как биологического существа.

     Личность  формируется в процессе социализации. Социализация в отечественной психологии понимается как усвоение индивидом социального опыта путем его включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений. В свою очередь, усвоение социального опыта происходит в виде четырех последовательных стадий: знание (исходная информация о социальных значениях); социально-психологический стереотип восприятия (валентное отношение к культивированному значению); установка (готовность действовать в соответствии со значением); побуждение (волевое усилие для перерастания готовности в действие).

     В процессе усвоения социального опыта  меняется позиция личности (от 
ношение человека к системе норм, правил) и формируется самосознание личности. В процессе социализации индивидом усваиваются не только систематически излагаемые знания, которые составляют содержание процесса образования. Развивающаяся личность присваивает «совокупность представлений, установок, стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат» [19]. Другими словами, индивид становится носителем обыденного сознания той общности, в которой он формируется как личность.

     Обобщая данные соответствующих психологических  исследований можно выделить такие  механизмы социализации как: подавление (частные проявления – вытеснение, образование реакции), изоляция, самоограничение, проекция, идентификация (интроекция), интеллектуализация, рационализация (дискредитация цели и жертвы, самодискредитация, самообман), аннулирование действий, сублимация.

       Те или иные из перечисленных механизмов социализации характерны для всех возрастных групп, хотя при этом ряд механизмов может активизироваться сознательно или же только бессознательно; ряд механизмов активизируется преимущественно в определенных возрастных группах. Важнейшие из механизмов социализации являются и наиболее значимыми в процессе освоения представлений об успешности личности.

       Механизм подавления (З. Фрейд) выступает в качестве защитного средства личности, поскольку он связан с подструктурами самосознания. Подавление позволяет исключить из сферы сознания мысли, чувства, желания, влечения, вызывающие негативные переживания [23; c. 110-116]. Подавление может осуществляться как непроизвольно, так и в результате определенных усилий сознания (вытеснение, образование реакции). Подавление выступает эффективным механизмом купирования личностных проявлений, несовместимых с социальными представлениями об успехе личности. Механизм проекции (З. Фрейд), сущность которого составляет приписывание собственных нежелательных черт другим, наибольшее значение приобретает в ситуации соприкосновения представителей разных социальных слоев и личностей, достигших разной степени успешности.

     Одним из главных механизмов социализации выступает идентификация (З. Фрейд), в процессе которой осуществляется преимущественно подсознательное психическое уподобление другой личности. Результатом идентификации становится подражание действиям и переживаниям других людей, интериоризация чужих ценностей и установок. В качестве ее объектов могут выступать реальные и воображаемые значимые люди; она может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Значение механизма идентификации возрастает в процессе самоидентификации личности, которая должна быть рассмотрена в своих этнических, социальных, политических, религиозных аспектах.   Самоидентификация в настоящее время может выступать как самостоятельный процесс или составляющая процесса профессиональной самоидентификации. Последнее в значительной мере характерно для личности, избирающей «престижные» профессии, высокооплачиваемые, требующие высокого уровня образованности и сложных средств труда.

     Важная  роль в процессах социализации принадлежит механизму самоограничения, т. е. отказа от проявления активности при невысоких результатах деятельности. Самоограничение всегда связано с возникновением в сознании личности когнитивного диссонанса [22].В процессе формирования представлений об успешности в молодости и юности когнитивный диссонанс может возникнуть в ситуации изменения социальных стереотипов, например, относительно престижности избираемой профессии. Состояние диссонанса с высокой степенью вероятности может возникнуть при получении более полной информации о «цене успеха» или недостатке информации о способах его достижения.

     Когнитивный диссонанс как источник самоограничения развивается и при получении новой информации о себе − в ситуации изменения образа Я, уровня притязаний или самооценки. Состояние диссонанса человек пытается преодолеть, либо изменяя некоторый элемент противоречивых знаний, либо отношение к нему, либо вводя новый элемент знаний. Самоограничение свойственно для людей в ситуации переоценки ценностей. Механизм самоограничения в процессе формирования представлений об успешности приводит к неадекватным личностным и профессиональным выборам.

       Механизм рационализации наиболее полно характеризует принадлежность личности к определенной культурной традиции [3;c. 87-96] и поколению. Поскольку в качестве аргументов для самооправдания используются «идеалы» и «принципы», общественно значимые мотивы и цели, в пространстве российской культурной традиции в настоящее время представители разных поколений вербализируют, чаще всего, разные ценности и представления об успешности личности. Те, кого принято называть молодым поколением, во многом ориентируются на прагматические ценности [7]. Действием механизма сублимации (З. Фрейд, А. М. Халецкий )объясняются многие факты творческой деятельности, ориентированной на успех-призвание. Действие механизма аннулирования действий (Е. Хилгард) обеспечивает возобновление действий, не получивших сразу успешного завершения, заставляет искать новые приемы и способы деятельности, новые сферы достижения успеха.

     Перечисленные психологические механизмы имеют  тесную взаимосвязь.

       А. В. Мудрик выделяет в качестве механизмов социализации импритинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификацию, рефлексию, традиционные, институциональные, стилизованные и межличностные механизмы. По мнению А. В. Мудрика, в пространстве российской культурной традиции наибольшее значение имеют традиционный и институциональный механизмы социализации, связанные с усвоением обычаев и стереотипов социального поведения, а также порядка функционирования системы социальных институтов.

     Импритинг (запечатлевание) и экзистенциальный нажим (способы организации окружающего культурного пространства) оказываются наиболее эффективными при освоении элементов материальной культурной среды и форм общения и взаимоотношений. Традиционные механизмы связаны с усвоением личностью обычаев, стереотипов поведения и эмоциональных реакций, традиций.

       С точки зрения формирования представлений об успехе, успешности, об имидже успешного человека традиционные механизмы, играют противоречивую роль. Тенденции стремления к достижению индивидуального успеха в целом нехарактерны для российской культуры и уж, во всяком случае, существенно подорваны в ХХ веке. Действием традиционных механизмов можно в большей степени объяснить негативную оценку успешности личности, о чем свидетельствуют современные исследования М. М. Бахтина, Л. Р. Голдберга, А. Г. Шмелева, Е. В. Улыбиной. Таким образом, традиционные механизмы препятствуют ориентации юношей и девушек на социальный успех. Институциональные механизмы позволяют освоить социальную структуру общества, систему его социальных институтов и ролей.

Информация о работе Психологические факторы социальных предтавлений об успешности