Психологические факторы и механизмы формирования личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:59, реферат

Описание работы

Целью работы является определение сущности и причин возникновения тех или иных изменений в личности; составление общего представления о социологическом понятии «личность»; раскрытие социологических концепций развития личности и др.
Задачами являются: необходимость установления факторов, влияющих на развитие личности и исследовать их социальную природу; нужно понять те факторы, которые влияют в большей или меньшей степени на личность, на ее развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТЬ

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ФАКТОРЫ

1. Факторы, влияющие на развитие личности

2. Биологические факторы. Наследственность

3. Социальные факторы. Среда

3.1 Социализация

3.2 Идентификация, как один из механизмов социализации

4. Психологические характеристики личности

4.1 Социально психологические характеристики личности

4.2 Мотивация поведения личности

4.3 Психологические установки

4.4 Ценностные ориентации, интересы, идеалы

5. Социальные факторы. Воспитание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Работа содержит 1 файл

психология и педагогика.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 

 

4. Психологические характеристики  личности

 

4.1 Социально-психологическая  характеристика личности

 

Каждый конкретный человек —  это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические черты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изучить его как личность. В Древней Греции слово «личность» (persona) обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер в театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции или роли: личность отца, личность обвинителя, личность судьи и т. д. При употреблении слова «личность» повсеместно стали подразумевать «роль», которую играет в обществе тот или иной человек.

Различают две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные.

Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права  и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семейства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и исследования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.

 

В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положение, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.

 

Важность названного феномена заключается  в том, что на его основе формируется  самооценка личности, лежащая в основе чувства собственного достоинства.

 

Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью  действий. Они справляются со своими внутренними конфликтами, подавляют  склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи с этим формируются специфические качества самосознания.

 

Самосознание — это прежде всего  осознание себя в качестве устойчивой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою независимость  и целостность в различных  ситуациях. Самосознание — это образ  «Я», установка по отношению к самому себе. Каждый человек, если у него нормально функционирует самознание, в какой-то степени осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. «Идея «психологической защиты», — пишет В.Ф. Бассин, — отразила совершенно реальную и важную сторону психической деятельности... Психологическая защита является нормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом...».

На формирование личности оказывают  влияние как деловые, так и  личные отношения.

 

 

 

4.2 Мотивация поведения  личности

 

Под мотивацией понимается система  побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: "Чего хочет человек?», "К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.

 

В основе поведения людей лежат  потребности. Потребность — это  переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.

 

Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и  т. п.).

 

Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система соотнесенная с потребностями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.

 

Потребность, прошедшая через систему  побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив — это осознанное побуждение для определенного действия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия».

 

4.3 Психологические установки

 

В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды.

 

Само слово «установка» происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние  подготовленности к действию; 2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения.

 

В советской психологии теоретические  положения установки создал грузинский психолог Д.Н. Узнадзе. В своем обобщающем труде «Экспериментальные основы психологии установки» он определяет установку как особое состояние психики, которое предваряет появление отдельных фактов сознания или предшествует им. Установка формируется в психике субъекта в результате предварительных опытов в виде изначальной реакции на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Характерной чертой установки, согласно Узнадзе, является ее внесознательный психический процесс, оказывающий... решающее влияние на содержание и течение сознательной психики».

 

Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого его психические силы. В установке в структурном плане выделяют три компонента: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур определяют активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являются ценностные ориентации личности.

 

4.4 Ценностные ориентации, интересы, идеалы

 

Поведение человека с людьми разных возрастов соотносится с определенными  ценностями, которыми могут выступать свойства материальных объектов и явлений общественной жизни, определяющие их значение для общества, группы и отдельного человека. В ценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «без познания ценностных представлений человека невозможно понять его поведение».

 

Выделяют несколько категорий  ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

 

Личностные ценности представляют собой моральную основу характера  личности. Эти ценности проявляются в отношении к людям, к деду, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются в отношении личности к принятым в обществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они формируют такие черты характера человека, как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п.

 

Материальные ценности проявляются  в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у  человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности включают отношения к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей.

 

5. Социальные факторы.  Воспитание

 

Третий фактор, влияющий на становление  личности, - это воспитание. В отличие  от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Еще одна особенность воспитания как фактора развития личности - то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

 

Новое поколение, приходящее на смену  старому, способно научиться социальным pолям только в процессе социализации. Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контpолиpуют действия детей.

 

Поскольку путем мысли и воли мы регулируем свое поведение, то начинаем полагать, что и движение мира регулируется скрытой мыслью и волей. Поскольку  эти сущности одинаковы, то возникает убеждение, что с помощью правильной мысли можно управлять ходом внешней жизни. Это убеждение развивается в младенчестве, когда вселенная ребенка подчиняется движениям души: стоит закряхтеть или издать какой-то звук, как элементы вселенной (мать, отец, близкие) приходят в движение. Ребенок чувствует себя центром вселенной, «приводит ее в движение», координирует свою связь с нею, поэтому любые препятствия с ее стороны вызывают гнев, обусловленный сопротивлением «нереального». У ребенка нет границы между Я и не-Я. Это состояние, говоря языком психологии, может быть охарактеризовано как «абсолютная проницаемость границ Я», некоторое неизвестное нам «океаническое чувство». Структура реальности и соответствующее чувство еще не образовались, Я сливается с окружением. Медленное развитие чувства реальности происходит в опыте, изнанкой которого остается изначальное отрицание реальности. Вначале осознается независимое существование природных объектов, а далее очень медленно происходит изживание магической установки относительно тех, с которыми ребенок идентифицирует себя. Тот, кто включается в Я ребенка или взрослого, является объектом магической установки. Его реальность отрицается, и поведение другого жестко программируется.

 

Характеризуя индивидуальную психологию А.Адлера, следует отметить, что наиболее интересным в учении А.Адлера представляются идеи о связи воспитания и формирования ребенка с социумом, в котором семье отводится огромная роль. Важные высказывания Адлера заключаются в попытке разграничить типы личности по характеру установок, связанных со стилями жизни (управляющий, берущий, избегающий, социально-полезный) и определении способа адаптации в социуме, что, в конечном счете, зависит от используемого в детстве способа компенсации комплекса неполноценности. Порядок рождения ребенка в семье, по Адлеру, имеет решающее значение для последующего формирования его жизненной позиции и стиля жизни. Первенец получает максимальное родительское внимание, пока не родится второй и тогда первый ребенок переживает трагедию «монарха, лишенного трона». Пытаясь вернуть родительское внимание – от нежности до «трудного поведения», но, поняв, что все попытки бесполезны, замыкается в себе, приучаясь к изоляции и самостоятельности. Главными чертами стиля жизни единственного ребенка становятся эгоцентризм и зависимость, что впоследствии может привести к трудностям во взаимодействии со сверстниками. Второй ребенок стремится подражать старшему, вырастая честолюбивым, соперничающим, и имеющим завышенные притязания. Последний ребенок имеет уникальное положение: с одной стороны любимый и заласканный, с другой – самый зависимый с сильным чувством неполноценности и с высокой мотивацией превзойти старших детей, что нередко ему удается. Невротические симптомы, по Адлеру, связаны с комплексом неполноценности, стремлением к превосходству, низким социальным интересом, пассивным стилем жизни, сформированным при неправильном воспитании в раннем детстве (физические страдания, чрезмерная родительская опека, либо отвержение).

 

Теория Эрика Берна: состояние «Я» можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего «Я», которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории:

 

1) состояния «Я», сходные с  образами родителей;

 

2) состояния «Я», автономно направленные  на объективную оценку реальности;

 

3) состояния «Я», все еще действующие  с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок.

 

1.У каждого человека были  родители (или те, кто их заменял), и охранит в себе набор состояний  «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния «Я» при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это понятие, можно сказать: "Каждый носит в себе Родителя".

Информация о работе Психологические факторы и механизмы формирования личности