Психологические барьеры в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 21:29, реферат

Описание работы

В процессе управленческой деятельности периодически независимо от желания объектов управления возникают психологические барьеры. Свойство психологических барьеров, как правило, заключается в том, чтобы затруднить установление психологического контакта, усложнить процесс служебного взаимодействия. Причин, способствующих формированию психологических барьеров, достаточно много. По своему содержанию могут быть причины психологических барьеров мотивационного, интеллектуального, эмоционального и волевого характера.

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 19.52 Кб (Скачать)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В процессе управленческой деятельности периодически независимо от желания  объектов управления возникают психологические  барьеры. Свойство психологических  барьеров, как правило, заключается  в том, чтобы затруднить установление психологического контакта, усложнить  процесс служебного взаимодействия. Причин, способствующих формированию психологических барьеров, достаточно много. По своему содержанию могут быть причины психологических барьеров мотивационного, интеллектуального, эмоционального и волевого характера.

1.В качестве мотивационного барьера может выступить определенное нежелание того или иного лица в данный момент налаживать психологический контакт с руководителем. В данный момент в чувствах собеседника может присутствовать предубежденность к работникам, осуществляющим управленческую деятельность и т.д.

2.Интеллектуальные барьеры могут быть вызваны ошибками неверного восприятия сотрудником и руководителем друг друга, особенностями их речи, различиями в уровне образования, осведомленности в тех или иных вопросах.

3.Эмоциональные барьеры могут быть обусловлены как отрицательными переживаниями, негативными чувствами, которые испытывает руководитель к данному лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями отдельных лиц (подавленность, раздражительность...).

4.Волевые барьеры могут иметь место, когда, например, руководитель форсирует подчинение исполнителя своей воле, или в другом случае подчиненный не может заставить себя отказаться от ранее данного обещания не беседовать с руководителем по тому или иному «щекотливому» вопросу, либо не может преодолеть в себе иных поведенческих установок и стереотипов.

 

В служебной и особенно профессиональной деятельности руководителя нередко возникает необходимость  углубить психологический контакт  с конкретным лицом и установить с ним доверительные отношения. Чтобы установить психологический  контакт и наладить доверительные  отношения, необходимо выбрать и  реализовать эффективные факторы  такого отношения.

По моему мнению, к таким эффективным факторам относятся:

- личность руководителя, его умение общаться, психологическая  подготовленность к установлению  контактов с различными категориями  должностных лиц и граждан; 

- личность собеседника,  его психологические особенности,  сильные и слабые стороны, психология  микросреды, в которую включен  собеседник, и естественно нормы  поведения в контакте;

- объективные обстоятельства  и условия, в которых устанавливается  контакт; 

- содержание и смысл  управленческой задачи, воспитательной  работы или оперативно-служебной  деятельности, раскрытие того, ради  чего устанавливается психологический  контакт. 

Также для преодоления  барьеров в управленческой деятельности рассмотрим приемы установления психологических контактов в различных ситуациях.

Первый прием установления психологического контакта — это мысленное моделирование путей установления контакта.

Руководитель мысленно составляет план действия по установлению контакта, продумывает тактику поведения  собеседника, учитывает его социальный опыт, его отношение к обстоятельствам  и фактам, которые интересуют руководителя.

Такое моделирование путей  установления контакта связано главным  образом с разработкой способов психологического «отрыва» собеседника  от невидимой, но осязаемой среды, которая  может резко негативно оценить  возможное сближение позиций  руководителя с данным гражданином. Это обстоятельство вынуждает руководителя отыскивать пути сближения с данным человеком. Одним из таких приемов  перестройки может быть и такой  — как бы «забыть» на некоторое  время, что он — руководитель, и  с помощью этого хода установить контакт с человеком.

1.Первым приемом установления психологического контакта является прогнозирование реакций собеседника на те или иные особенности речи руководителя, его невербальные средства общения, интонацию голоса, жесты и другие моменты.

Отыскание путей сближения  с другим человеком связано с  продумыванием способов демонстрации своих коммуникативных качеств  самим руководителем для достижения цели — установления контакта, решения  служебных задач, даже если другое лицо этого не хочет.

В связи с этим представляют интерес данные, полученные в результате исследования-опроса руководителей  о том, планируют ли они заранее  проявление положительных коммуникативных  качеств и заботятся ли они  о формировании положительного представления  о себе у собеседника в момент, предшествующий непосредственному  установлению психологического контакта. Только немногим более половины из числа опрошенных заранее планируют действия по формированию положительного образа о себе как о партнере по общению в момент, предшествующий установлению психологического контакта с конкретным собеседником. Освоение же приема моделирования путей установления контакта требует прогнозирования возможных вариантов поведения руководителя и его собеседника в условиях общения с учетом определения психологических целей контакта и усвоения специфических знаний о трудностях его установления.

2.Второй прием установления психологического контакта — это снятие психологических барьеров.

Успешность реализации данного  приема во многом зависит от личности руководителя как инициатора контакта, от частоты встреч с данным лицом, от психологической дистанции между  ними и от того, наконец, насколько  грамотно он сможет следовать правилам, носящим опорный характер в осуществлении  этого приема. К таким правилам относятся:

- ПРАВИЛО ВЫБОРА НЕЙТРАЛЬНОГО  МАТЕРИАЛА ДЛЯ НАЧАЛА ОБЩЕНИЯ. 

- ПРАВИЛО ИЗБЕГАНИЯ  ПРОТИВОРЕЧИЙ И НЕСОГЛАСИЙ СО  СТОРОНЫ СОБЕСЕДНИКА В НАЧАЛЕ  РАЗГОВОРА. 

- ПРАВИЛО СОЗНАНИЯ ПЕРВИЧНОГО  «ТЯГОТЕНИЯ» К ДРУГОМУ ЛИЦУ  ЗА СЧЕТ ВНИМАНИЯ К КАКОМУ- ЛИБО ОБЩЕМУ ОЧАГУ СОГЛАСИЯ.

- ПРАВИЛО ПОСТАНОВКИ  ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕД СОБЕСЕДНИКОМ  В ВИДЕ НЕОБЫЧНОЙ, В ЧЕМ-ТО  СЕНСАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ. 

- ПРАВИЛО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО «ПОГЛАЖИВАНИЯ».

3.Третий прием установления психологического контакта — это мотивирование необходимости установления контакта, т.е. установление контакта также зависит от мотивов поведения объекта управления.

Могут формироваться мотивы нежелания устанавливать психологический  контакт. Такое нежелание обычно связано с установкой на противоборство, введение в заблуждение руководителя, сокрытие от него важных обстоятельств. Но наряду с этим нежелание устанавливать  контакт может быть обусловлено  разными опасениями, нерешительностью сотрудников, которые не ставят перед  собой цель противоборства при общении  с конкретным руководителем.

При установлении психологического контакта с собеседником, сознательно  идущим на конфликт, важно учитывать  ряд правил:

-ПРАВИЛО ВНЕЗАПНОСТИ. Это правило заключается в том, что недобросовестному лицу, сразу же представившему ложную информацию, неожиданно в ходе беседы задается вопрос или предъявляется доказательство, о наличии которого это лицо не предполагает.

-ПРАВИЛО РАЗВЕНЧАНИЯ ВИДИМОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА. Нередко недобросовестное лицо, выразив недовольство, например вызовом к руководителю, тут же демонстрирует согласие во второстепенных вопросах и тем самым пытается усыпить бдительность руководителя. При этом демонстрация взаимопонимания иногда оговаривается возможностью «поторговаться» с ним о чем-то в будущем. В данном случае для достижения действительного контакта руководитель открыто высказывает сомнение в искренности собеседника, но делает это осторожно.

- ПРАВИЛО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕРЕШИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ МОТИВОВ «СТОРОННЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ» У ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОБЩЕНИИ С РУКОВОДИТЕЛЕМ. Видя, что тот или иной человек не может сразу вступить в откровенный разговор, руководитель может попытаться поправить положение.

- ПРАВИЛО ПОБУЖДЕНИЯ К РАССКАЗУ О ДЕТАЛЯХ. Определенная категория людей испытывает неудобства из-за того, что в беседе с руководителем надо говорить о деталях обстоятельств. Эта осторожность не располагает к взаимопониманию. Поэтому в процессе общения важными стимулами могут быть рассуждения руководителя вслух.

- ПРАВИЛО СНЯТИЯ МОТИВА СТРАХА ИЛИ БОЯЗНИ МЕСТИ СО СТОРОНЫ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ. 

 

4.Четвертый прием установления психологического контакта — это прием гибкого использования «слабых» и «сильных» сторон личности объекта управления его состояние в целях установления контакта.

Практически реализация этого  приема опирается на следование определенным правилам.

- ПРАВИЛО ОБРАЩЕНИЯ К СТАТУСУ ЛИЧНОСТИ, ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. В силу своего общественного положения или профессиональной принадлежности человек может сразу откликнуться на просьбу, вопросы, которые интересуют руководителя.

- ПРАВИЛО АПЕЛЛЯЦИИ К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ СТОРОНАМ ЛИЧНОСТИ. Для установления контакта руководителю часто приходится акцентировать внимание собеседника на его авторитетности, совести и других положительных чертах.

- ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «СЛАБЫХ» СТОРОН В ЛИЧНОСТИ СОБЕСЕДНИКА. В данном случае имеются в виду индивидуальные особенности личности собеседника, которые в целом не могут характеризовать его с положительной стороны, но с учетом их легче наладить контакт.

-ПРАВИЛО УЧЕТА ВРЕМЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПАРТНЕРА. Сотрудники, с которыми необходимо устанавливать контакт, иногда испытывают состояние растерянности, подавленности. В силу этого руководителю целесообразно снять негативные переживания у собеседника, разрядить обстановку шуткой или переключением внимания.

5.Пятый прием установления психологического контакта — это создание благоприятных условий. Суть приема заключается в грамотном включении в психологическую ткань установления необходимого уровня взаимоотношений сотрудников, разных условий и элементов внешней ситуации в момент, предшествующий установлению, и в ходе непосредственного контакта.

Данный прием установления контакта требует акцентирования внимания руководителя на ряде факторов обстановки, преобразования их негативного влияния  в способствующее взаимодействию обстоятельство.

6.Шестой прием установления психологического контакта — это «обнажение» задач и целей деятельности для установления психологического контакта.

Прямое обращение руководителя за помощью в решении задач  способствует объединению людей  вокруг одной задачи, укрепляет взаимопонимание  между ними.

Заключение.

Итак, можно сказать, что  эффективность управленческой деятельности зависит от многих факторов. Но также  существует ряд причин, которые могут понизить эту эффективность, и психологические барьеры являются одними из основных. Поэтому, зная пути и методы преодоления этих барьеров, можно улучшить механизм деятельности управляющего в целом.


Информация о работе Психологические барьеры в управленческой деятельности