Психологические аспекты формирования социальной толерантности личности в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать связь общей социальной толерантности старших школьников с положением, занимаемым ими в коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ явления социальной толерантности.
2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.
3. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.
4. Интерпретировать результаты практического исследования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ явления социальной толерантности
1.1 Различные подходы к пониманию феномена толерантности
1.2 Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)
1.3 Воспитание толерантности посредством организации деятельности школьников.
1.4 Методы воспитания толерантности.
1.5 Приемы воспитания толерантности.
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по толерантности 3 курс.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

 

9 «Б» класс

Испытуемый

Количество взаимовыборов

Количество взаимоотклонений

Общая коммуникативная толерантность, стен

Ален Т.

4

0

9

Виктория П.

4

0

8

Евгений М.

5

0

7

Екатерина Б.

4

0

9

 

9 «В» класс

Испытуемый

Количество взаимовыборов

Количество взаимоотклонений

Общая коммуникативная толерантность, стен

Абай С.

4

0

9

Алена Г.

4

0

7

Филипп М.

4

0

9

Яна К.

6

0

9

 

9 «Г» класс

Испытуемый

Количество взаимовыборов

Количество взаимоотклонений

Общая коммуникативная толерантность, стен

Дмитрий М.

9

0

8

Елена Ц.

4

0

6

 

9 «Е» класс является сборным, так как с уменьшением количества учащихся в 9 «Д» классе, учащиеся данного класса были переведены в 9 «Е» класс. Поскольку идет процесс формирования коллектива, на момент проведения диагностики лидеры не определились.

Вывод по 2 главе

В результате практического исследования выявились следующие закономерности:

1. В среднем юноши обладают более высоким уровнем общей коммуникативной толерантности, нежели девушки.

3. Гипотеза подтвердилась - неформальные лидеры в коллективах старших школьников обладают высоким уровнем общей коммуникативной толерантности.

 


Заключение

 

Существует широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминантах толерантности. Это представляется закономерным на этапе становления новой научной области, каковой является психология толерантности. Проявляя толерантность ко всему разнообразию авторских подходов, следует отметить, что в настоящее время эти подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.

Кроме того, в результате практического исследования выявились следующие закономерности:

1. Гипотеза подтвердилась - неформальные лидеры в коллективах старших школьников обладают высоким уровнем общей коммуникативной толерантности. В коллективах старших школьников имеются и спортсмены, успевающие в учебе ребята, имеющие склонности и желание занять места неформальных лидеров, но обладающие низким уровнем общей коммуникативной толерантности, проявляющие интолерантность в общении, принимающую вид грубости, в связи с чем они не могут реализовать данную потребность.

2. В среднем юноши обладают более высоким уровнем общей коммуникативной толерантности, нежели девушки. Вероятно, низкий уровень общей коммуникативной толерантности среди девушек обусловлен отсутствием целенаправленного воспитания полоролевой идентификации.

 


Список литературы

 

1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. / Г.Л. Бардиер., СПб.,2005.

2. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности / И.Б.Гриншпун., М., 2002.

3. Дзялошинский И. М. Культура, журналистика, толерантность /

И. М. Дзялошинский., Диагностика толерантности в средствах массовой информации. М., 2002.

4. Клепцова Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям. / Е.Ю.Клепцова СПб., 2005.

5. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. Л. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

6. Недорезова Н. В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. / Н.В. Недорезова, М., 2003

7. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. 2001. №1.

8. Почебут Л. Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности./ Л.Г. Почебут, СПб., 2004.

9. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008.

10. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология./ А.А. Реан, СПб., 1999.

11. Риердон Бетти Э. Толерантность — дорога к миру./ Риердон Бетти Э.,

М., 2001.

12. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

13. Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003.

14. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод, ст. М.: Изд-во Мог.ков. психол.-социал. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

15. Толерантность как моральный идеал // Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ. наук. 2001. №1.

16. Уолцер М. О терпимости. / М. М. Уолцер., 2000.

17. Харламова О. Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку./ О.Ю. Харламова, М., 2002.

18. Степанов П.А. Как воспитать толерантность? /П.А.Степанов -Ярославль: Академия развития.

19. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно - методическое пособие. / М.И.Рожков - Ярославль: Академия развития.

 

33

 



Информация о работе Психологические аспекты формирования социальной толерантности личности в школе