Психологические аспекты формирования социальной толерантности личности в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать связь общей социальной толерантности старших школьников с положением, занимаемым ими в коллективе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ явления социальной толерантности.
2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.
3. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.
4. Интерпретировать результаты практического исследования.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ явления социальной толерантности
1.1 Различные подходы к пониманию феномена толерантности
1.2 Структура и критерии классификации проявлений толерантности (интолерантности)
1.3 Воспитание толерантности посредством организации деятельности школьников.
1.4 Методы воспитания толерантности.
1.5 Приемы воспитания толерантности.
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по толерантности 3 курс.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Вывод по 1 главе

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности

 

2.1 Организация и методы исследования

 

Для подтверждения гипотезы о том, что в коллективе старших школьников позиции неформальных лидеров занимают личности, обладающие высоким уровнем общей коммуникативной толерантности был разработан следующий экспериментальный план:

1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности.

2. Провести исследование общей коммуникативной толерантности старших школьников.

3. Произвести расчет стандартных отклонений на основе выборки и составить шкалу стенов.

4. Провести социометрическую диагностику в коллективах старших школьников.

5. Проанализировать результаты социометрии в исследованных группах.

6. Сравнить данные социометрии с данными диагностики общей коммуникативной толерантности.

7. Сделать вывод.

В исследовании использовались следующие методики: методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко и социометрический метод.

Социометрический метод был запланирован для проведения плановой диагностики с целью проверки деятельности классных руководителей по работе с коллективом. Данная диагностика была проведена под руководством психолога школы.

 

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В. В. Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [10, с. 60].

Пункты опросника сгруппированы в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 — совсем неверно,

1 — верно в некоторой степени,

2 — верно в значительной степени,

3 — верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.

1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

3. Шумные детские игры я переношу с трудом

4. Оригинальные, нестандартные, яркие люди действуют на меня отрицательно.

5. Человек, который не имеет недостатков, насторожил бы меня.

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.

6. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный человек.

7. Меня раздражают любители поговорить.

8. Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде или самолете, начатый по его желанию.

9. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который имеет знания ниже моих.

10. Мне трудно найти общий язык с людьми, по интеллекту отличающимся от меня.

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.

11. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).

12. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление своим бескультурьем либо жадностью.

13. Представители некоторых национальностей в моем окружении мне несимпатичны.

14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

15. Терпеть не могу людей с низким профессиональным уровнем.

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

16. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

17. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-то неприятен.

18. Меня раздражают люди, которые стремятся в споре настоять на своем.

19. Мне неприятны самоуверенные люди.

20. Обычно мне трудно удержаться от замечания озлобленному или нервному человеку, который толкается в транспорте.

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров.

21. Я имею привычку поучать окружающих.

22. Невоспитанные люди возмущают меня.

23. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать других.

24. Я по привычке постоянно делаю кому-то замечания.

25. Я люблю командовать близкими.

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным».

26. Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.

27. Жить в одной комнате с посторонним человеком для меня просто пытка.

28. Когда другой не соглашается в чем-то с моим правильным мнением, то обычно это раздражает меня.

29. Я проявляю нетерпение, когда со мной спорят.

30. Меня раздражает, если другой делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

31. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.

32. Меня часто упрекают в ворчливости.

33. Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю.

34. Нельзя прощать друзьям и знакомым бестактные шутки.

35. Если другой нечаянно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.

36. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

37. Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

38. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

39. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

40. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

41. Как правило, мне трудно идти на уступки другим.

42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

43. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым людям по совместной работе.

44. Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми.

45. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю что другой прав.

По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале — 15, общее по всем шкалам — 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

В рамках данного исследования были продиагностированы в общей сложности 88 человек из пяти 9х классов МОУ СОШ № 15 в возрасте 14-16 лет: 36 юношей и 52 девушки (смотри приложения 1-5).

 

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

 

По результатам диагностики общей коммуникативной толерантности был произведен расчет стандартных отклонений на основе выборки учащихся. Была составлена шкала стенов.

 

Количество баллов

23 и меньше

24-28

29-34

35-41

42-48

49-53

54-62

63-74

75 и больше

Стен

9

8

7

6

5

4

3

2

1

 

По результатам диагностики среднее значение общей коммуникативной толерантности юношей – 40,58 баллов, девушек – 49,44 баллов. В результате социометрической диагностики в классах были выявлены неформальные лидеры.


9 «А» класс

Испытуемый

Количество взаимовыборов

Количество взаимоотклонений

Общая коммуникативная толерантность, стен

Артем Г.

4

0

7

Владислав Е.

4

0

8

Максим К.

8

1

8

Информация о работе Психологические аспекты формирования социальной толерантности личности в школе