Психологическая сущность конфлитов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:51, реферат

Описание работы

В научной литературе существуют различные подходы к определению «конфликта», его структуры, динамики, типологии. Активная разработка данной проблемы привела к возникновению новой отрасли знаний – конфликтологии, которая включает в себя изучение возникновения, развития и функционирования различных конфликтов.

В современных условиях, когда общение людей становится все более интенсивным и напряженным, возрастает роль науки в разработке методик и рекомендаций по преодолению конфликтов. Конфликт – неприятное, но довольно частое явление в нашей жизни. Ежедневно, а зачастую и несколько раз в день каждый человек оказывается либо в эпицентре, либо свидетелем конфликта, когда необходимо предпринимать какие-то конкретные шаги по стабилизации обстановки в окружающем социальном пространстве, созданию здоровой атмосферы взаимоотношений в семье, по обеспечению конструктивного взаимодействия с близкими, друзьями, деловыми партнерами, ибо в какой бы сфере конфликты ни возникали, они всегда сопровождаются переживаниями, фрустрацией, стрессом, разрушительно влияющими на здоровье человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Понятие конфликта………………………………………………4
Пути предупреждения и разрешения конфликтов……………10

Заключение…………………………………………………………...12

Литература …………………………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 30.49 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

  Пути  предупреждения и  разрешения конфликтов.

  Лучший  способ разрешить конфликт – это  вовремя его предупредить. Его  предупреждению способствуют:

  • Высокая организация служебной деятельности в подразделениях.
  • Правовая защита сотрудников. За требованиями к подчиненным знать и выполнять свои служебные обязанности некоторые руководители забывают, что у сотрудников существуют и права, оговоренные в нормативных документах. Нарушения прав сотрудников милиции влекут за собой снижение эффективности профессиональной деятельности коллектива, недоверие в отношении руководства подразделения, создание конфликтной атмосферы.
  • Демократизация отношений в коллективе. Активное участие в организации профессиональной деятельности в коллективе, возможность высказать свою точку зрения и получить обоснованный ответ от руководителя подразделения вырабатывают у сотрудника ощущение собственной значимости и состояние эмоциональной удовлетворенности от контактов с сослуживцами, что в конечном счете ведет к профилактике конфликтов;
  • Справедливая оценка результатов профессиональной деятельности позволяет исключить возможность конфликта между сотрудниками различных подразделений, как правило, возникающего из-за несправедливого распределения премиального фонда, необъективной оценки результата работы сотрудника, рассогласования заслуг и поощрений;
  • Обучение личного состава навыкам бесконфликтного поведения и саморегуляции, играющим немаловажную роль в профилактике конфликта. От умения контролировать свои эмоции, речь, действия в процессе взаимоотношений зависит, насколько велико будет эмоциональное удовлетворение вашего собеседника от контакта с вами.

    Своевременное обнаружение и успешность последующих  мероприятий по предупреждению конфликта  зависит также от уровня наблюдательности, ибо конфликт предваряется более или менее очевидными сигналами, такими, как: дискомфорт, напряжение, недоразумение, инциденты, кризис.

    Если  конфликт не удалось предупредить, и он все-таки состоялся, необходимо перейти к процессу разрешения конфликта.

    Разрешение  конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.

    При разрешении конфликта необходимо помнить, что он имеет три основные стадии: возникновение, усиление и затухание.

    Для успешного разрешения конфликта  необходимо

  • Перевести конфликт с эмоционального уровня обратно на интеллектуальный. В процессе конфликта, на стадии его возникновения и развития конфликт переходит с интеллектуального на эмоциональный уровень;
  • Необходимо выравнять позиции между оппонентами;
  • Устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон;
  • Устранение противоречия путем компромисса. Компромиссом называется добровольным отказ субъектов конфликта от части объекта в пользу своего оппонента с целью завладеть другой частью объекта конфликта.

    Необходимо  иметь в виду, что имеется ряд  психологических явлений, затрудняющих адекватное отражение конфликта:

  • Так называемая «иллюзия собственного благородства», когда человеку, вовлеченному в конфликт, кажется, что истина и справедливость целиком на его стороне, уверенность в этом определяет поведение человека в процессе разрешения конфликта;
  • «поиски соринки в глазу другого», когда каждый из участников конфликта видит, как правило, только недостатки своего оппонента, не замечая при этом собственных;
  • Упрощение конфликтной ситуации, в результате которого подтверждается представление о правильности своих действий и неадекватности действий оппонента.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    ПСИХОЛОГИЯ (от психо... и logos — слово, учение), наука  о закономерностях, механизме и  фактах психической жизни человека и животных.

    Основная  тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души (Аристотель, «О душе»). В 17-18 вв. на основе механистической философии  складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке  с физиологией возникает экспериментальная  психология (психофизика, психофизиология  и др.). В 1870-1880-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция «двух  психологий» — естественно-научной  и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии 20 в. — гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая  психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная  психология, социальная психология, детская  психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская  психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др. 
 
 
 
 
 
 

  Литература

  1. Наумкин Ю.В. Психология. Педагогика. Этика. – М.: 1999.

Информация о работе Психологическая сущность конфлитов