Психологическая сущность конфлитов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:51, реферат

Описание работы

В научной литературе существуют различные подходы к определению «конфликта», его структуры, динамики, типологии. Активная разработка данной проблемы привела к возникновению новой отрасли знаний – конфликтологии, которая включает в себя изучение возникновения, развития и функционирования различных конфликтов.

В современных условиях, когда общение людей становится все более интенсивным и напряженным, возрастает роль науки в разработке методик и рекомендаций по преодолению конфликтов. Конфликт – неприятное, но довольно частое явление в нашей жизни. Ежедневно, а зачастую и несколько раз в день каждый человек оказывается либо в эпицентре, либо свидетелем конфликта, когда необходимо предпринимать какие-то конкретные шаги по стабилизации обстановки в окружающем социальном пространстве, созданию здоровой атмосферы взаимоотношений в семье, по обеспечению конструктивного взаимодействия с близкими, друзьями, деловыми партнерами, ибо в какой бы сфере конфликты ни возникали, они всегда сопровождаются переживаниями, фрустрацией, стрессом, разрушительно влияющими на здоровье человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Понятие конфликта………………………………………………4
Пути предупреждения и разрешения конфликтов……………10

Заключение…………………………………………………………...12

Литература …………………………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 30.49 Кб (Скачать)
 

Министерство  сельского хозяйства российской федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» 
 

Факультет непрерывного профессионального образования 
 

Психологическая сущность конфликтов

Контрольная работа по психологии и педагогике 
 
 
 
 
 

                                                                                              Проверил: О.В. Кубашева

                                                                           Выполнил: студент 2 курса

                                                                               Т.Е. Кабачева (специальность

                                                                                             0805266-ЭКУ, гр.39, шифр 0805266)

                                                                     

                                                                                            

                                         
 
 

Ижевск 2010

    СОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………………..3

  1. Понятие конфликта………………………………………………4
  2. Пути предупреждения и разрешения конфликтов……………10

    Заключение…………………………………………………………...12

    Литература …………………………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В научной литературе существуют различные  подходы к определению «конфликта», его структуры, динамики, типологии. Активная разработка данной проблемы привела к возникновению новой  отрасли знаний – конфликтологии, которая включает в себя изучение возникновения, развития и функционирования различных конфликтов.

    В современных условиях, когда общение  людей становится все более интенсивным  и напряженным, возрастает роль науки  в разработке методик и рекомендаций по преодолению конфликтов. Конфликт – неприятное, но довольно частое явление в нашей жизни. Ежедневно, а зачастую и несколько раз в день каждый человек оказывается либо в эпицентре, либо свидетелем конфликта, когда необходимо предпринимать какие-то конкретные шаги по стабилизации обстановки в окружающем социальном пространстве, созданию здоровой атмосферы взаимоотношений в семье, по обеспечению конструктивного взаимодействия с близкими, друзьями, деловыми партнерами, ибо в какой бы сфере конфликты ни возникали, они всегда сопровождаются переживаниями, фрустрацией, стрессом, разрушительно влияющими на здоровье человека. 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие конфликта.

    Определений понятия «конфликт» существует множество, но в любом случае его можно  трактовать как столкновение интересов, взглядов, стремлений различных людей, в основе которого лежит обострение противоречий между ними, возникшее  в процессе совместной деятельности и общения и характеризующееся  противоборством.

      Под предметом конфликта понимается  проблема, существующая объективно  либо являющаяся плодом воображения  конфликтующих сторон, т. е. то  самое противоречие, из-за которого  разгорается конфликт. Под термином  объект конфликта понимается  материальная или духовная ценность, которую представляет собой предмет  конфликта, к обладанию которым  стремятся все конфликтующие  стороны.

    Лица, вовлеченные в конфликт, в зависимости  от отношения к нему могут классифицироваться следующим образом:

  • Участник конфликтной ситуации – субъект, непосредственно вовлеченный во все фазы конфликта;
  • Противник – субъект, придерживающийся противоположной точки зрения по отношению к основному, исходному или непосредственному предмету конфликта;
  • Оппонент – участник дискуссии, имеющий противоположные точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы.

Зачастую  термин «конфликт» употребляется применительно  к понятию «конфликтная ситуация». Чтобы правильно различать данные термины, целесообразно рассмотреть  следующую схему: событие – пртиворечие  – конфликтная ситуация – инцидент – конфликт.

Конфликтные отношения – это способ взаимодействия, характеризующийся несовпадением либо незнанием, непониманием целей,

потребностей, интересов партнера. Возникновение  конфликтных взаимоотношений приводит к созданию конфликтной ситуации.

   Конфликтная ситуация – ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, лично значимой для каждого ее участника. В ходе этого противостояния субъекты конфликта ищут повод для открытого столкновения, который далеко не всегда напрямую связан с основной причиной конфликта. Этот повод дает возможность возникновения инцидента.

   Инцидент  – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих  резкое обострение противоречия и начало борьбы между участниками.

   По  степени остроты противоречий конфликты  подразделяются на следующие типы: недовольство, разногласие, противодействие, вражда.

   По  проблемно – деятельному признаку различают конфликты управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие, политические и др.

   По  степени вовлеченности людей  в конфликт выделяют межличностные, межгрупповые, классовые, межгосударственные.

   По  характеру объективной ситуации, противоречия и понимания ее сторонам типология конфликтов такова: подлинный  конфликт – случайный или условный – смещенный – неверно приписанный  – латентный – ложный.

   Конфликт  выполняет следующие основные функции: конструктивную и  не выходит за рамки этических норм, деловых  отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Причинами конструктивных конфликтов, как правило, являются неблагополучные условия работы, несовершенная система оплаты труда, неритмичность работы, упущения в технологии, сверхурочные работы, несоответствие прав и обязанностей, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины.

   Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестоко  настаивает на своей позиции и  не желает учитывать интересы другой; когда один из оппонентов прибегает  к нравственно осуждаемым методам  борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.

   Конфликты могут выполнять и ряд других функций, среди которых: сигнальная, диагностическая, восстановительная, зондирующая, регулятивная.

   В повседневной жизни сложилось достаточно однозначное отношение к конфликтам как к негативным явлениям. Появление  его рассматривается как симптом  неблагополучных отношений. Однако конфликт имеет и положительные  аспекты:

  • Служит важным источником развития личности, группы, коллектива, межличностных отношений; позволяет им подняться на новую высоту, расширить и изменить сферу и способы взаимодействия;
  • Через открытую конфронтацию освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы;
  • Способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия.

Причины конфликта подразделяются на три  основные группы: объективные, субъективные и объективно-субъективные.

Объективные причины включают в себя действия, не имеющие своей задачей целенаправленную провокацию конфликта, но в конечном счете приводящие к нему.

К объективным  причинам относятся:

  • Нечеткое распределение обязанностей – это одна из самых распространенных в системе органов внутренних дел причин возникновения конфликтов в подразделениях, когда на сотрудника неофициально возлагаются дополнительные обязанности, не соответствующие требованиям должностных инструкций. Лишняя нагрузка, которая нигде не учитывается и соответственно не оплачивается, может вызвать у сотрудника только негативные эмоции и выразиться в протесте;
  • Несоответствие требований руководителя и коллектива, что приводит к противопоставлению сотрудников подразделения и руководителя. В основном к возникновению конфликтов по данной причине приводит авторитарный стиль руководства начальника подразделения, когда личный состав намеренно отстраняется руководителем от организации трудовой деятельности, мнения сотрудников в отношении улучшения работы коллектива не учитывается;
  • Несовпадение официального и неофициального статусов в коллективе сотрудников органов внутренних дел может привести к конфликту между руководителем и сотрудником, имеющим наибольшую меру личного влияния на своих товарищей по службе. Но конфликт по данной причине может произойти только в том случае, если неформальный лидер противопоставляет себя начальнику подразделения, либо сам руководитель провоцирует неформального лидера на противостояние и таким образом подталкивает к противоборству.
  • Нарушение взаимных ожиданий – также одна из самых распространенных причин возникновения конфликта. Невыполнение обязательств по отношению к другому лицу вызывает у этого лица состояние фрустрации и в конечном итоге порождает чувство обиды, желание расквитаться. В этой ситуации вполне возможно возникновение противоборства.

    Субъективные  причины включают в себя действия, целенаправленно провоцирующие  конфликты. Субъективной причиной конфликта  может выступать целенаправленно-конфликтная  личность, т. е. человек, который постоянно  создает вокруг себя конфликты и  конфликтные ситуации и вовлекает  в них окружающих. В некоторых  случаях лица, находящиеся в состоянии  стресса, аффекта, утомляемости, могут  являться потенциальными источниками  конфликта. Умение правильно определить эти состояния и верно выстроить  собственную линию поведения  в разговоре с этими людьми, а также избегать вступления в  противоборство с ними позволяет  организовать бесконфликтное взаимодействие.

    Объективно-субъективные причины конфликта заложены в  антиподности субъектов конфликта. Данные субъекты не ставят перед собой  задачи целенаправленно провоцировать  конфликт между собой, но занимают такие  жизненные позиции, что в итоге  конфликт неизбежен. Объективно-субъективными  причинами объясняется большая  часть конфликтов между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами, и происходят они из-за того, что  сотрудники милиции в силу исполняемых  ими задач по охране правопорядка в соответствии с требованиями нормативных  документов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, вынуждены  вмешиваться в личную жизнь граждан.

    Каждый  отдельно взятый конфликт имеет свои границы, т.е. внешние пределы в  пространстве и во времени. Пространственные границы определяются территорией, на которой протекает конфликт, и  могут быть представлены как минимальной  территорией, так и максимальной. Временные границы определяются периодом, характеризующим продолжительность  конфликта от начала и до конца.

    В динамике развития конфликтных взаимоотношений  можно выделить следующие этапы:

  1. Происходит осознание опасности реализации собственных целей интересам хотя бы одного участника конфликта;
  2. Участники понимают, приходят к заключению, что достижение собственных целей возможно только за счет партнера;
  3. Наступает физиологическая мобилизация, когда чувство опасности «запускает» физиологические механизмы эмоционального реагирования на конфликт. Происходит резкое изменение психических процессов: возрастание ригидности, внушаемости, агрессивных тенденций в мышлении и поведении;
  4. Выбор стратегии поведения, который предполагает: а) выход из конфликта, б) борьбу за частичное удовлетворение своих потребностей, в) борьбу за полное удовлетворение собственных интересов;
  5. Выбор тактики борьбы в зависимости от избранной стратегии. Это может быть: тактика компромисса; тактика выжидания; демонстрация силы – попытка заставить партнера выйти из конфликта; тактика деморализации; тактика ложного сотрудничества;
  6. Выход из конфликта. На этом этапе происходит завершение либо дальнейшее развитие постконфликтной ситуации.

Информация о работе Психологическая сущность конфлитов