Психологическая структура личности. Типология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Актуальность…………………………………………………………………...5
Цель исследования……………………………………………………………..6
Метод исследования…………………………………………………………....6
Опрос №1- определение типа личности………………………………………7
Опрос №2 – определение свойств темперамента…………………………….8
Опрос №3 – определение типа темперамента………………………………..10
Вывод……………………………………………………………………………13
Использованная литература……………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

психология исследование (2).docx

— 447.59 Кб (Скачать)


 




АО «Медицинский Университет Астана»

Кафедра «Неврологии и  общей медицинской психологии»


 

Исследование

На тему: Психологическая структура  личности. Типология личности.

 

Выполнил: Студентка I курса 133 группы факультета Общая Медицина.Жекенаева А.                                                             Проверил: д.м.н., профессор Заркешев Э.Г. 

 
 

Астана 2012

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Актуальность…………………………………………………………………...5

Цель исследования……………………………………………………………..6

Метод исследования…………………………………………………………....6

Опрос №1- определение типа личности………………………………………7

Опрос №2 – определение  свойств темперамента…………………………….8

Опрос №3 – определение  типа темперамента………………………………..10

Вывод……………………………………………………………………………13

Использованная литература……………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «личность» многопланово, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в  своем специфическом аспекте. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, используют понятие «индивид» — как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» — как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Личность — не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личность получает свою структуру  из видового строения человеческой деятельности и поэтому характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий  потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный  потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

 

Выдающийся отечественный  психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Исходя из своего психоаналитического учения о душе К. Юнг создал типологию личности, в которой выделил два основных типа – экстравертов и интровертов. Структура личности, отождествляемая со структурой души, по мнению К.Юнга, состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Индивидуальное бессознательное и сознание являются прижизненными образованиями, тогда как коллективное бессознательное обусловлено генетически, является своего рода памятью поколении, существуют в душе при рождении ребенка в виде архетипов, унаследованных от предков.

 

 

 

 Актуальность

В настоящее время проблема типологии остается не менее важной для психологической науки и не более разработанной. Определение типа, темперамента, характера личности среди студентов медицинского университета очень важно. Учитывая различные свойства личности можно выявить его характер, поведение при различных ситуациях, особенности реагирования. Изучение данной темы дает легкое определение способа общения со студентами, и способы налаживания контактов.

 

  1. холерик, 2- меланхолик, 3- флегматик, 4- сангвиник.

 

 

 

Цель  исследования

Определить среди студентов 1 курса, 5-ого потока, факультета Общая медицина Медицинского университета Астана психологическую характеристику типов темперамента, свойства темперамента, тип личности к которому они относятся. Ознакомиться с методиками (в том числе и предложенной К.Юнгом). Выявить типологические особенности личности, и использовать полученные результаты для перекрестной валидизации с другими методиками.

 

Методы  исследования

Проведение испытания  по опроснику К. Юнга (для определения  типа личности), по опроснику Г. Айзенка (для определения свойства темперамента), по опроснику Н. Н. Обозова (для определения типа темперамента).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опрос №1- Определение типа личности.

Инструкция: На каждый вопрос имеется два варианта ответа. Опрашивающему  необходимо выбрать ответ, который подходит ему больше и поставить букву, обозначающую этот ответ.

Ход работы: студентам пяти групп пятого потока 1 курса факультета ОМ был предоставлен опросник К. Юнга с 20 вопросами (время на ответ не ограничено).

Обработка: по окончанию студентов отвечать на вопросы экспериментатор сверил ответы «с правильными». Полученные данные были занесены в следующую диаграмму.

 

Результат и обсуждение: среди опросивших 71 студентов 35- экстраверты, 19- интроверты, 17- амбоверты.

Результаты опроса студентов 5 потока 1 курса

Тип личности

Кол-во студентов

Кол-во студентов в %

Экстраверты

35

49%

Интроверты

19

27%

Амбоверты

17

24%


 

 

Экстраверты: легки в общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают знакомства, импульсивны, открыты и общительны, среди их знакомых могут быть и полезные люди; судят о людях "по внешности", не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.

Интроверты: сосредоточены  на собственных переживаниях, малоконтактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и регидности; флегматики, меланхолики.

Амбоверты: личности, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.

 

Опрос №2- определение свойств темперамента

Инструкция: На каждый вопрос имеется два варианта ответа. Опрашивающему  необходимо выбрать ответ, который подходит ему больше и поставить букву, обозначающую этот ответ.

Ход работы: : студентам пяти групп пятого потока 1 курса факультета ОМ был предоставлен опросник Г. Айзенка с 57 вопросами (время на ответ не ограничено).

Обработка: после окончания студентов отвечать на вопросы, экспериментатор начал определять достоверность ответов испытуемых.

При совпадении ответов с  ключом начисляется один балл. Подсчитано сумма баллов по трем показателям (А, Б, В) в отдельности.

  • Показатель А (искренность ответов). Присвоено балл каждому ответу "Да", если студент дал его на вопросы № 6, 24, 36. Присвоено балл каждому ответу "Нет", если студент дал его на вопросы № 12, 18, 30, 42, 48, 54.
  • Показатель Б (экстраверсия, степень общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, умение приспосабливаться к новым условиям). Присвоено балл каждому ответу "Да", если студент дал его на вопросы № 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.                 Присвоено балл каждому ответу "Нет", если студент дал его на вопросы      № 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
  • Показатель В (нейротизм, степень эмоциональной чувствительности, возбудимости).  Присвоено балл каждому ответу "Да", если студент дал его на вопросы № 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Круг Г. Айзенка

 

  Если точка попадает на ось (один из показателей равен 12), то проявляется промежуточный темперамент, умеренно выраженный или коммуникативная направленность (показатель Б), или возбудимость (показатель В). Чем ближе точка расположена к центру круга (показатели Б и В имеют значение от 6 до 18), тем более адаптивно поведение, то есть черты темперамента проявляются не в крайней степени, их легко контролировать. Чем больше значения приближаются к максимальным или минимальным, тем тяжелее человеку корректировать своё поведение, так как черты темперамента проявляются достаточно сильно.

Опрос №3- определение типа темперамента

Инструкция: для определения типа темперамента производится построчный выбор(из предоставленного студентам опросника Н.Н.Обозова) проявления каждого из характерологических признаков. Предположим, в строке «Уравновешенность поведения» для испытуемого наиболее соответствует значение «Хорошо уравновешенное», несколько менее соответствует значение «Отлично уравновешенное». В этом случае для первого значения присваивается оценка «2 балла», для второго значения – «1 балл». Остальные значения оцениваются в ноль баллов. Затем подсчитывается сумма баллов по столбцам. Тот тип личности, по которому набрана наибольшая сумма баллов, является для испытуемого основным.

Обработка: по окончанию студентов отвечать на вопросы,  подсчитывается сумма баллов по столбцам. Тот тип личности, по которому набрана наибольшая сумма баллов, является для испытуемого основным. Полученные  данные были занесены в диаграмму. 

 

 

Результаты и  обсуждение:

Тип темперамента

Кол-во студентов

Кол-во студентов в %

Сангвиник

12

17%

Флегматик

10

14%

Холерик

19

27%

Меланхолик

16

23%

Смешанные

14

20%


Сангвиник

Повышенная активность, возбудимость. Живо и с большим энтузиазмом  откликается на всё, привлекшее его  внимание. Живая мимика и выразительные  движения. Быстро сосредоточивает внимание, при выполнении какого-либо дела работает быстро, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается  за новое дело.

Холерик

Бывает не сдержан, нетерпелив, вспыльчив, но так же легко отходит и забывает об обидах. Общителен, открыт, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичный, работоспособный, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимателен и организован. Тревожен, беспокоен, не всегда чётко определяет приоритеты.

 

Флегматик

Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечатать. Когда все смеются по какому-либо поводу, остаётся невозмутимым. Мимика и движения не выразительны. Медленно сосредоточивает внимание. С трудом переключает внимание, приспосабливается  к новой обстановке и перестраивает  навыки и привычки. С трудом сходится с новыми людьми и откликается  на внешние впечатления.

Информация о работе Психологическая структура личности. Типология личности