Психологическая структра шаманства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:25, реферат

Описание работы

В данной работе будет раскрыто понятие шаманства, рассмотрены его психологические и психические составляющие, а так же наличие взаимосвязь между шаманство и современной голотропной психотерапией.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.87 Кб (Скачать)

    Без сомнения идея терапевтического воздействия  С. Грофа перекликается с практикой  шаманизма. Она опирается и на работы К.-Г. Юнга, который указывает, что психика располагает могущественным потенциалом самооздоровления, а  источником целительных сил является коллективное бессознательное.

    Задача  врача в контексте трансперсональной  психологии и психотерапии сводится к тому, чтобы помочь добраться  до глубинных слоев психики, не занимаясь  рациональным рассмотрением проблемы с использованием каких-либо специфических  методов изменения психической  ситуации по заранее выработанному  плану. Исцеление оказывается результатом  диалектического взаимодействия сознания с индивидуальным и коллективным бессознательным. [2,114]

    Основное  кредо голотропной терапии состоит  в признании потенциала измененных состояний сознания, способных к  эволюции и трансформации и обладающих оздоровительным воздействием. Переживание  целостного опыта измененных состояний  сознания, как правило, приводит к  изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний  и исчезающих в этом процессе. В  голотропной терапии были опробованы всевозможные методики и дыхательные  процедуры из практики различных  эзотерических школ - кундалин-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфизма. Действия шаманов также возможны только при условии достижения трансовых  состояний.

    Как уже отмечалось ранее, обучение шаманов часто происходит во время снов. Считается, что именно в снах они воссоединяются с подлинной святой жизнью и восстанавливают непосредственные контакты с богами, духами и душами предков. В сновидениях также упраздняется историческое время и восстанавливается время мифологическое, что позволяет будущему шаману присутствовать при начале мира и благодаря этому стать современником как космогонии, так и первичных мистических откровений. Сны, хотя они и не проходят по жесткому сценарию, являются стереотипными: снятся духи и предки или слышатся их голоса (песни и поучения). Во сне кандидаты узнают также правила посвящения (образ жизни, табу и т. п.), узнают, какие предметы будут нужны при шаманском исцелении.

    Иногда  этот набор практик и религиозных  идей кажется связанным с мифом  о древней эпохе, когда связь  между Небом и Землей была намного  легче. С этой точки зрения шаманское  переживание равнозначно возвращению  этих первичных мифических времен, а шаман представляется как привилегированное  существо, которое обретает для себя счастливое состояние человечества из мифических времен. Большинство  иллюстрируют это райское состояние  счастливого «времени оного», которого шаманы иногда достигают в своих  экстазах. Обретение связи с духовным, неведомым, первоначальным, целостным  и делает шамана счастливым, и, чаще всего, здоровым.

    Предложенная  С. Грофом концепция, учитывая происхождение  ее практик, требует пересмотра современных  парадигм, изучающих Вселенную в  космических масштабах, микрокосмос, пространство и время, биологию и  прочее. Заключения о новых возможных  альтернативах развития современного естествознания автором делаются на основании анализа переживаний  участников сеансов. С позиций предложенной концепции объясняются такие  явления, как экстрасенсорное восприятие и другие феномены, которые разрушают  фундаментальные представления  материалистической науки. [2] 
 
 
 
 

    Заключение

    Согласно  представлениям историков, этнографов, психологов, социологов шаманизм представляет собой общественное и религиозное  явление. Он несет общественную «нагрузку», является важным фактором жизни общины. Шаманизм можно оценить с точки  зрения техники достижения результатов - это техника экстаза, предполагающая погружение в трансовые состояния  разной степени глубины. Шаманизм нельзя назвать болезнью, хотя среди шаманов  встречаются больные люди. Но дар  шаманизма связан, скорее, с особенностями  нервной системы, ее подвижностью, чувствительностью, чем с психическими заболеваниями.

    Мышление  шамана можно назвать архаичным, пралогичным, иррациональным. Оно отражает невыделенность из природной среды, опору на ее силы, непротиворечивость по отношению к ее «устройству». Недаром шаман прибегает к  помощи постоянных «помощников» - духов  Природы, земли и Неба. Можно также  сказать, что шаманы - это личности, отличающиеся определенными чертами, которые в культурах современной  Европы считаются признаками «призвания», профессии.

    Голотропной психотерапии, несомненно, смыкается с шаманскими техниками достижения целостности, то есть излечения тела, души, судьбы и т.д. Голотропная терапия - это терапия, направленная на восстановление целостности. Так же как и при применении голотропного дыхания, шаман при помощи техник экстаза, обретя способности принимать «духов», способности ясновидения, яснослышания, трансового влияния на соплеменников, он способен лечить, прежде всего «душу» человека, соединяя его с глубинными психическими пластами рода, народности, возвращая ему целостность.

    Без сомнения идеи терапевтического воздействия  С. Грофа перекликается с практикой  шаманизма. По мнению С. Грофа, психика  может исцелять себя сама. Силы для  этого заключены в коллективном бессознательном, проникнуть в которое  можно так же как это делает шаман - через сны и транс.

Библиографический список

1. Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. -  М.: "Наука", 1999. – 486с

2. Гроф  С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. -  М., 1993. – 327с

3. Кузнецов  А. М. Шаманизм как антропологическое  явление // Личность. Культура. Общество. — 2000. Т. II. — №4. — С. 34–49.

4. Радлов В.В. Из Сибири. Глава3 Шаманство и его культ. – М.: «Наука», 1998. – 750с.

5. Уолш Р. Дух шаманизма.  - М., 1996. – 502с

6. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. - Киев: «София», 2000. — 480 с.

7. Юнг К.-Г. Человек и его символы. - Санкт-Петербург: Б. С.К., 1999. -  с.451 
 
 

    .

.

 
 
 
 
 
 

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     Тульский  государственный университет 
 

       Кафедра психологии 
 
 

     Реферат

     по  дисциплине «Историческая психология»

     на  тему:

     «Психологическая  структура шаманства». 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:  студентка группы 830581

                Прокопова А.В.

Проверила:  доцент кафедры психологии,

                Фомина  Ю.И. 
                 
                 
                 
                 
                 

Тула, 2012 г.

    Содержание

    Стр.
  Введение 3
1. Шаманизм как  феномен 4
2. Психологические и психические аспекты шаманизма 8
3.

Взаимосвязь шаманских техник и голотропной  психотерапии

15
  Заключение 18
  Библиографический список 19


Информация о работе Психологическая структра шаманства