Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:25, реферат
В данной работе будет раскрыто понятие шаманства, рассмотрены его психологические и психические составляющие, а так же наличие взаимосвязь между шаманство и современной голотропной психотерапией.
Без
сомнения идея терапевтического воздействия
С. Грофа перекликается с
Задача
врача в контексте
Основное
кредо голотропной терапии
Как уже отмечалось ранее, обучение шаманов часто происходит во время снов. Считается, что именно в снах они воссоединяются с подлинной святой жизнью и восстанавливают непосредственные контакты с богами, духами и душами предков. В сновидениях также упраздняется историческое время и восстанавливается время мифологическое, что позволяет будущему шаману присутствовать при начале мира и благодаря этому стать современником как космогонии, так и первичных мистических откровений. Сны, хотя они и не проходят по жесткому сценарию, являются стереотипными: снятся духи и предки или слышатся их голоса (песни и поучения). Во сне кандидаты узнают также правила посвящения (образ жизни, табу и т. п.), узнают, какие предметы будут нужны при шаманском исцелении.
Иногда
этот набор практик и религиозных
идей кажется связанным с мифом
о древней эпохе, когда связь
между Небом и Землей была намного
легче. С этой точки зрения шаманское
переживание равнозначно
Предложенная
С. Грофом концепция, учитывая происхождение
ее практик, требует пересмотра современных
парадигм, изучающих Вселенную в
космических масштабах, микрокосмос,
пространство и время, биологию и
прочее. Заключения о новых возможных
альтернативах развития современного
естествознания автором делаются на
основании анализа переживаний
участников сеансов. С позиций предложенной
концепции объясняются такие
явления, как экстрасенсорное восприятие
и другие феномены, которые разрушают
фундаментальные представления
материалистической науки. [2]
Заключение
Согласно представлениям историков, этнографов, психологов, социологов шаманизм представляет собой общественное и религиозное явление. Он несет общественную «нагрузку», является важным фактором жизни общины. Шаманизм можно оценить с точки зрения техники достижения результатов - это техника экстаза, предполагающая погружение в трансовые состояния разной степени глубины. Шаманизм нельзя назвать болезнью, хотя среди шаманов встречаются больные люди. Но дар шаманизма связан, скорее, с особенностями нервной системы, ее подвижностью, чувствительностью, чем с психическими заболеваниями.
Мышление
шамана можно назвать архаичным,
пралогичным, иррациональным. Оно отражает
невыделенность из природной среды,
опору на ее силы, непротиворечивость
по отношению к ее «устройству».
Недаром шаман прибегает к
помощи постоянных «помощников» - духов
Природы, земли и Неба. Можно также
сказать, что шаманы - это личности,
отличающиеся определенными чертами,
которые в культурах
Голотропной психотерапии, несомненно, смыкается с шаманскими техниками достижения целостности, то есть излечения тела, души, судьбы и т.д. Голотропная терапия - это терапия, направленная на восстановление целостности. Так же как и при применении голотропного дыхания, шаман при помощи техник экстаза, обретя способности принимать «духов», способности ясновидения, яснослышания, трансового влияния на соплеменников, он способен лечить, прежде всего «душу» человека, соединяя его с глубинными психическими пластами рода, народности, возвращая ему целостность.
Без
сомнения идеи терапевтического воздействия
С. Грофа перекликается с
Библиографический список
1. Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. - М.: "Наука", 1999. – 486с
2. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М., 1993. – 327с
3. Кузнецов
А. М. Шаманизм как
4. Радлов В.В. Из Сибири. Глава3 Шаманство и его культ. – М.: «Наука», 1998. – 750с.
5. Уолш Р. Дух шаманизма. - М., 1996. – 502с
6. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. - Киев: «София», 2000. — 480 с.
7. Юнг К.-Г. Человек и его
символы. - Санкт-Петербург: Б. С.К., 1999. -
с.451
.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский
государственный университет
Кафедра психологии
Реферат
по дисциплине «Историческая психология»
на тему:
«Психологическая
структура шаманства».
Выполнила: студентка группы 830581
Прокопова А.В.
Проверила: доцент кафедры психологии,
Фомина
Ю.И.
Тула, 2012 г.
Содержание
Стр. | ||
Введение | 3 | |
1. | Шаманизм как феномен | 4 |
2. | Психологические
и психические аспекты |
8 |
3. | Взаимосвязь шаманских техник и голотропной психотерапии |
15 |
Заключение | 18 | |
Библиографический список | 19 |