Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:26, реферат
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе.
Во-вторых:, поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и познаний. Они дюлжны иметь подкрепляющее значение прежде всего в области желательного поведения.
В-третьих, необходимо создать условия для развития положительных стойкихс взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественной и предметной обстановкой.
В-четвертых, необходимо облегчить ребенку включение в об-ство, чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли .
В профилактическую работу входит предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
Поэтому психолог, прежде всего, берет под контроль период поступления ребенка в школу, в течение которого происходит наиболее резкая смена основных видов деятельности.
Не менее важные вопросы встают и на других возрастных этапах, например на этапе перехода учащихся из начальной школы в среднюю, когда ребенок от одного учителя попадает сразу ко многим, каждый из которых предъявляет ему свои особые требования, когда усложняется содержание учебных предметов и существенно меняются методы их преподавания, становится необходимой большая самостоятельность, возрастает значение отношений со сверстниками и др.
Свои проблемы возникают и в работе с учащимися IX класса, когда перед ними остро встают сложные проблемы самоопределения.
Все эти критические точки психологу приходится постоянно держать в центре своего внимания, именно на них направлена основная деятельность по психологической профилактике. Причем очень важно привлечь к решению этих проблем и, главное, их предупреждению педагогический коллектив школы и родителей школьников.
В задачи психолога,в рамках профилактики, входит забота о создании психологического климата в детском образовательном учреждении.
Комфортный психологический климат — результат взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой.
3.3.Психологическая консультация
Консультативная деятельность
— существенное направление работы
практического психолога. До сих
пор немалая путаница отмечается
в понимании того, что такое
психологическая консультация. Отчасти
это вызвано употреблением
В настоящее время наблюдается
тенденция заимствования
Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т. д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.
Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Обобщение опыта психологов образования показало, что воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам:
♦ причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам;
♦ нежелание и неумение детей учиться;
♦ эмоциональные, личностные нарушения;
♦ конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми;
♦ неэффективность собственных педагогических воздействий;
♦ общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива;
♦ пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся;
♦ методы профориентационной работы со школьниками. Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители:
♦ как готовить детей к школе;
♦ отсутствие интересов у детей, нежелание учиться;
♦ плохая память;
♦ повышенная рассеянность;
♦ лень;
♦ агрессивность;
♦ повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; « профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.
Осуществляя консультативную работу в школе, психолог решает следующие конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию школы, учителей,родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Здесь специалист осуществляет, в первую очередь, такую работу:
♦ помогает учителям разных классов, с различным педагогическим опытом справиться с неуправляемостью отдельных учащихся, в которых они видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений. В большинстве случаев оказывается, что учителя не знают основных психологических особенностей данного ребенка, поэтому не могут найти правильный подход к нему. Подвести учителя к пониманию — это не очень простая, но необходимая задача психолога;
♦ помогает родителям разобраться в вопросах семейного воспитания. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей. Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.
2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;
Консультирует группы учащихся, школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.;
3. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях;
4. По запросам судов, органов опеки и попечительства, комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а также других организаций проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы учащихся (лишение родительских прав, направление школьника в специальные учебные заведения и пр.).
3.4.Психологическая диагностика
В компетенцию и обязанности детского психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированное определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированное личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику.
Задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям.
Учитывая специфику
♦ во-первых, контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекцию развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности;
♦ во-вторых, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Психологическая диагностика
представляет собой углубленное
психолого-педагогическое изучение обучающихся
на протяжении всего периода обучения,
определение индивидуальных особенностей
и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения и
воспитания, в профессиональном самоопределении,
а также выявление причин и
механизмов нарушений в обучении,
развитии, социальной адаптации. Психологическая
диагностика проводится специалистами
как индивидуально, так и с
группами обучающихся.
Из форм организации диагностической
работы можно выделить следующие.
1. Комплексное психолого-педагогическое
обследование всех школьников определенной
параллели — так называемое «фронтальное»,
плановое обследование. Такая форма представляет
собой первичную диагностику, результаты
которой позволяют выделить «благополучных»,
«неблагополучных» детей в отношении
измеряемых характеристик.
2. Углубленное психодиагностическое обследование
используется при исследовании сложных
случаев и включает применение индивидуальных
клинических процедур. Такая форма работы
проводится по результатам первичной
диагностики либо, как правило, является
обязательным компонентом консультирования
педагогов и родителей по поводу реальных
трудностей ребенка в общении, обучении
и др. Углубленное психодиагностическое
обследование имеет индивидуальный характер
с использованием более сложных методик
с предварительным выдвижением гипотез
о возможных причинах выявленных (или
заявленных) трудностей, с обоснованием
выбора стратегии и методов обследования.
3. Оперативное психодиагностическое обследование
применяется в случае необходимости срочного
получения информации с использованием
экспресс-методик, анкет, бесед, направленных
на изучение общественного мнения.
Основные параметры диагностической работы
соответствуют разделам психологического
паспорта и включают изучение личности
учащегося, познавательных психических
процессов, эмоционально-волевых особенностей,
межличностных отношений в классном и
школьном коллективах. При проведении
диагностических процедур используются
типовые психологические методики, адаптированные
к условиям данной школы.
3.5.Психологическая коррекция.
Психологическая коррекция
— активное воздействие на процесс
формирования личности в детском
возрасте и сохранение ее индивидуальности.Понятие
коррекции предполагает целенаправленное
психологическое воздействие с целью
изменения психического состояния человека
в соответствии с «нормой психического
развития». Коррекционно-развивающая
работа предполагает активное воздействие
на личность с целью формирования у нее
ряда индивидуально-психологических особенностей,
необходимых для дальнейшего становления
и развития личности. Цели коррекционно-развивающей
работы с детьми определяются пониманием
закономерностей психического развития
ребенка как активного деятельностного
процесса, реализуемого в сотрудничестве
со взрослым.
Поскольку понятие психологической коррекции
тесно связано с понятием нормы психического
развития (при этом понятие нормы зачастую
трактуется исследователями по-разному),
то при осуществлении коррекционной работы
реализуются две основные стратегии:
1) реализация коррекции как приведения
к усредненной норме, определяемой статистически,
на основе выработанной единой для всех
«универсальной» психотехнологии;
2) оказание психологической помощи, ориентированной
на индивидуальные особенности человека,
его специфические возможности и в целом
на уникальность его психического и личностного
развития.
Психокоррекционная работа проводится
в двух основных формах — групповой и
индивидуальной. Программа психокоррекции
составляется, как правило, на основе результатов
психодиагностического обследования
и основывается на тех методологических
принципах, которых придерживается практический
психолог.
Заключение.
В настоящее время служба охватывает всю систему образования от детского сада, школы, учреждений начального профессионального образования до вузов; от детского дома, школы-интерната до элитных частных учебных заведений.Развитие практической психологии содействовало переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменение общей образовательной ситуации в России. Служба практической психологии уже доказала свою эффективность в решении широкого спектра таких проблем, как проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.